Части речи
план-конспект урока по русскому языку

Полуектова Ульяна Александровна

Конспект урока по теме: Части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasti_rechi.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку 2 класс

Тема: «Что такое части речи?»

Цель: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, прилагательном, глаголе.

Задачи: 

  • развитие орфографической зоркости, переключаемости внимания, оперативной памяти;
  • формирование представления об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;
  • воспитание интереса к русскому языку.

Планируемый результат: учащиеся научатся называть в окружающем мире и на рисунке слова – названия предметов, слова – названия признаков, слова – названия действий; использовать специальную терминологию при их определении.

Формируемые УУД:

Личностные: выражение положительного отношения к уроку, проявление аккуратности и внимания.

Познавательные: извлечение информации, классификация по признаку, обобщение.

Регулятивные: развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. Прогнозирование предстоящей работы. Организация своей работы по заданию учителя. Развитие умения применять полученные знания в другой учебной ситуации. Контроль деятельности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха).

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, карточки на доску.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Парта это не кровать 
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно 
И веди себя достойно.

Приветствуют учителя.

Актуализация знаний

Словарная работа.

- Откройте тетрадочки, запишите число, классная работа, словарь.

 (Работа со словарными словами: прочитаем по слогам, целым словом, с ударением, записываем, выделяем непроверяемую).

- Ребята, как вы понимаете пословицу: тот герой, кто за родину горой?

- Давайте составим предложения со словом Родина.

- Запишите предложение (…) к себе в тетрадочку. Найдите в этом предложении подлежащее и сказуемое.

Записывают словарные слова.

Объясняют пословицу.

Составляют предложение.

Самоопределение к деятельности

(на доске слова)

Лес                            тёмный              зеленеет                    

Снежинка                 лёгкая                падает

Солнышко                яркое                 светит

- По какому признаку слова распределены в три столбика?

- Что обозначают слова 1го столбика? 2го? 3го?

- Послушайте небольшую сказку.

   Жила – была королева Речь и ей подчинялись все, все слова русского языка. Однажды она решила разделить их на группы, которые называла частями речи. Одна часть речи существительное, она отвечает на вопросы кто? Что? И обозначает предмет. Например: собака, стол, цветок. Вторая часть речи прилагательное, она отвечает на вопросы, какой? Какая? Какое? Какие? Обозначает признак предмета. Например: красивый, вкусный, добрый. А третья часть речи глагол, она отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают? И обозначает действие предмета. Например: бегут, растёт, стоит.

 - Откройте учебник на стр. 40. Упр. 68.

- Прочитайте вопрос. Может кто – то уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Правильно, тема нашего урока части речи.

- Может вы, уже знаете какие-то части речи?

- В 1ом – что? Во 2ом – какой?

В 3ем – что делает?

- Предмет. Признак предмета. Действие предмета.

Слушают сказку.

- Части речи.

Ответы детей.

Работа по теме урока

- Давайте еще раз прослушаем и увидим эту схему на доске. (Диск)

- Найдите на картинке слова – названия предметов, отвечающие на вопрос кто?

- Найдите на картинке слова – названия предметов, отвечающие на вопрос что? – Это имена существительные.

- Найдите на картинке слова – названия признаков этих предметов, отвечающие на вопрос какие? - Это имена прилагательные.

- Найдите на картинке слова – названия действий предметов, отвечающие на вопрос, что делают? - Это глаголы.

- Давайте составим предложение по картинке и запишем его.

- Что бы нам во всём разобраться, давайте прочитаем правило.

(Чтение по предложению).

- Как называются слова, объединённые в группы?

- Что может обозначать каждая часть речи?

- Какие названия есть у частей речи?

- Прочитаем еще раз всё правило.

- Схема, которая изображена на стр. 41 есть у нас на доске.

- Но посмотрите на предложение: Ранняя гроза предвещает дождливое лето. Над словами подписаны части речи, а под словами на какие вопросы они отвечают. Давайте с вами правильно прочитаем.

Гроза (какая?) ранняя – выражено прилагательным и т.д.

- Мальчик, девочка, белка, сорока.

- Дерево, лавочка.

- Добрые, весёлые.

- Кормят, играют.

(Составляют предложение.)

- Части речи.

- Предмет. Признак предмета. Действие предмета.

- Сущ., прил., гл.

(Один читает, остальные следят).

Работают со схемой.

Физ. минутка

Свежий воздух мы вдохнём –
За грибами все пойдём:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки, 
Прыгнем мы на кочку.
На полянке у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберём
И в обратный путь пойдём!

Выполняют движения

Закрепление изученного материала

- На стр. 42, упр. 70.

- Нам нужно определить части речи у всех слов, как мы сможем это сделать? (По цепочке).

- Давайте составим предложение с любыми из этих словами.

- Кто сможет записать это предложение у доски и обозначить части речи?

- Задать вопрос к каждому слову.

- Старик и старуха жили у синего моря.

(Один у доски, остальные в тетради).

Рефлексия

(Запись под диктовку)

Льёт сильный дождь.

- Напишите над словами, какую часть речи они обозначают.

(Один читает, остальные проверяют).

Итог урока

- О чём мы сегодня с вами говорили?

- Какие части речи вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось на уроке?

- Какая работа показалась трудной?

Ответы детей.

Домашнее задание

Стр. 42, упр. 71.

- Ваша задача списать отрывок из песни, подписать части речи над выделенными словами, ответить на вопросы.

Записывают д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...