Программа долгосрочного проекта "Морфологическая трилогия"
рабочая программа по русскому языку

Наумова Татьяна Рудольфовна

Цель проекта: обобщение, закрепление и углубление знаний, полученных за курс 5 – 6 классов по разделу «Морфология» (имя существительное, имя прилагательное, глагол); расширение познавательных интересов учащихся с учётом развития и становления русского литературного языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proekta_morfologicheskaya_trilogiya.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Наумова Татьяна Рудольфовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 18» г. Воткинска

ПРОГРАММА

долгосрочного проекта «Морфологическая трилогия»

Цель проекта: обобщение, закрепление и углубление знаний, полученных за курс 5 – 6 классов по разделу «Морфология» (имя существительное, имя прилагательное, глагол); расширение познавательных интересов учащихся с учётом развития и становления русского литературного языка.

Задачи проекта:

  • Углубить и расширить теоретические знания учащихся о частях речи.

  • Совершенствовать умения и навыки учащихся в распознавании частей речи, определении грамматических категорий.

  • Сформировать языковую и коммуникативную компетенции учащихся  при создании лингвистической сказки, используя информационно коммуникационные технологии.
  • Активизировать образное и логическое мышление учащихся. 
  • Развить познавательные мотивы учащихся  и создать ситуацию успешности.

Исходя из задач проекта, программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

- иметь представление о жанре лингвистической сказки;

-анализировать текстовой материал (предложенные образцы лингвистических миниатюр);

- создавать авторские тексты, оформлять тексты в программе MS Word  версии 97-2003 или выше;

-  создавать проект в формате презентации, выполненной в программе MS

     PowerPoint (версия программы 97-2003 или выше);

-соблюдать грамматические нормы современного русского литературного языка;

-редактировать предложенные для прочтения тексты (видеть и исправлять грамматические ошибки);

- пользоваться дополнительными учебно-методическими материалами, Интернет – ресурсами.

Проект длится  в течение двух лет с учащимися одного класса.

Ежегодное направление проектной деятельности предлагается педагогом в соответствии с изучаемой программой по морфологии русского языка  (имя существительное,  имя прилагательное, глагол – отсюда и название проекта «Морфологическая трилогия»)

Направления деятельности:

Познавательная деятельность способствует овладению навыками познания дополнительного материала по морфологии, правильность использования жанровых особенностей лингвистической сказки, творческому подходу к решению учебных и практических задач, участию в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность реализует адекватное восприятие устной речи, осознанное чтение текстов сказок-образцов, владение монологической и диалогической речью, владения нормами литературного языка, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Дизайнерская – творческий подход и эстетичность в оформлении  презентации проекта.

Рефлексивная - обеспечивает владение навыками контроля и оценки, умениями совместной деятельности, оценивание своей деятельности при создании и защите проекта.

Реализация данной программы происходит на уроках развития речи, занятиях по внеурочной деятельности.

Тематическое планирование по обучению написанию сочинения

в жанре лингвистической сказки на уроках русского языка и созданию проекта  в формате презентации, выполненной в программе

MS  Power Point, на внеклассных занятиях

(первый год реализации проекта)

№ п\п

Тема занятия

Умения

Коли-чество часов

1.

Вводное занятие. Знакомство с темой, целями и задачами проекта, учебно-методической литературой, компьютерной техникой.

Первоначальные навыки работы с дополнительной литературой, компьютерными программами Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Internet Explorer, инструкциями по созданию проекта.

1

2.

Лингвистическая сказка как жанр речи. Типы лингвистических сказок.

Умения выявлять жанровые особенности лингвистической сказки, определять ее основное назначение. Умение самостоятельно определять содержание данного речевого жанра.

1

3.

Тема и основная мысль текста лингвистической сказки.

Умение определять тему и основную мысль текста, находить взаимообусловленные смысловые части текста, средства их связи.

1

4.

Сюжетное разнообразие и  композиция лингвистической сказки.

Умение выбирать сказочный сюжет в соответствии с содержанием теоретического материала.

Умение выбирать композицию в зависимости от сюжета данного речевого жанра.

1

5.

Языковые особенности лингвистической сказки.

Умение употреблять образные средства при создании авторского текста.

1

6.

Выбор темы, нахождение сюжета для создания авторского текста, составление плана авторского текста.

Умение составлять простой и сложный план текста.

1

7.

Написание авторского текста по самостоятельно выбранной теме.

Умение писать сочинения в жанре лингвистической сказки.

1

8.

Обсуждение получившихся текстов. Редактирование текстов.

Умения находить грамматические ошибки и исправлять их.

1

9.

Подбор материалов для оформления слайдов презентации, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint.

Умение работать в программе Microsoft Internet Explorer, с дополнительной литературой, содержащей иллюстрации, умение работать со сканером.

1

10.

Создание презентации проекта по выбранной теме в программе

Microsoft Office PowerPoint.

Умение вводить                                                             изображение и наносить  на него анимации,

накладывать                                                             и анимировать  текст на изображение,                                                           вводить  в презентацию видеосюжетов  и звука.

3

11.

Защита получившихся проектов «Все сказки будут в гости к нам».

Умение выступать на публике, соблюдая  нормы  литературного языка.

3

Тематическое планирование по обучению написанию сочинения

в жанре лингвистической сказки на уроках русского языка и созданию проекта  в формате презентации, выполненной в программе

MS  Power Point, на внеклассных занятиях

(второй год реализации проекта)

№ п\п

Тема занятия

Умения

Коли-чество часов

1.

Вводное занятие. Знакомство с темой, целями и задачами проекта, учебно-методической литературой, компьютерной техникой.

Первоначальные навыки работы с дополнительной литературой, компьютерными программами Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Internet Explorer, инструкциями по созданию проекта.

1

2.

Выбор темы, нахождение сюжета для создания авторского текста, составление плана авторского текста.

Умение составлять простой и сложный план текста.

1

3.

Написание авторского текста по самостоятельно выбранной теме.

Умение писать сочинения в жанре лингвистической сказки.

1

4.

Обсуждение получившихся текстов. Редактирование текстов.

Умения находить грамматические ошибки и исправлять их.

1

5.

Подбор материалов для оформления слайдов презентации, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint.

Умение работать в программе Microsoft Internet Explorer, с дополнительной литературой, содержащей иллюстрации, умение работать со сканером.

1

6.

Создание презентации проекта по выбранной теме в программе

Microsoft Office PowerPoint.

Умение вводить                                                             изображение и наносить  на него анимации,

накладывать                                                             и анимировать  текст на изображение,                                                           вводить  в презентацию видеосюжетов  и звука.

3

7.

Защита получившихся проектов «Все сказки будут в гости к нам».

Умение выступать на публике, соблюдая  нормы  литературного языка.

3

Примерные темы для написания сказок.

  1. Жители страны  Русский язык.
  2. Здравствуй, Имя существительное.
  3. Здравствуй, дядюшка Глагол.
  4. Доброе утро, Имя прилагательное.
  5. Полина – имя собственное.
  6. Грибошка в стране Частей речи.
  7. Какого рода Забияка?
  8. Как Имя прилагательное стало кратким.
  9. Жители страны Глаголия.
  10.  Имя прилагательное и Маленькая разбойница.
  11. Сказочный зоопарк (неизменяемые имена существительные).
  12. Как  дядюшка Глагол приобрел совершенный вид.
  13. Жили-были две страны: Множественного и Единственного числа.
  14.  Прилагательное в странах Превосходство и Сравнение.
  15. Ох, уж эти падежи!
  16. В какую сторону они склоняются (разносклоняемые имена существительные).
  17. Спор братьев Кос и Кас, Гар и Гор, Бер и Бир.
  18. Глагольчики убегают от голодного Дракона (спряжение глагола).
  19. Цветущий сад волшебницы  Имя прилагательное  (роль имени прилагательного в предложении).
  20. Куда переходит Глагол?

Форма контроля знаний

  1. Создание творческих проектов учащихся (индивидуальных или групповых) по написанию лингвистической сказки на самостоятельно выбранную  тему и созданию презентации  этих проектов в программе Microsoft Office PowerPoint. Проекты в текстовом варианте публикуются в рубрике «Проба пера» ежемесячной школьной газеты «Свой голос».
  2. Объём работы – произвольный. Оценка и стандарты:

Список учебно-методических материалов, предлагаемых для работы учителя и учащихся.

  1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средне школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Современный русский язык: В 3-х ч. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 « Русский язык и литература». Ч 2. Словообразование. Морфология /  Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Цитадель-трейд, 2006.
  5. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М.: просвещение, 1971.
  6. Шанский Н.М. Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М.: Дрофа, 2000.
  7. Чешко Л.А. Русский язык: Для подготовительных отделений вузов: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990.
  8. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.  Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. Учеб. заведений. -  3-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
  9. Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учеб. пособие для  5 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Сост. А.Ю. Купалова; Науч. ред. В.В. Бабайцева. – М.: просвещение, 2000.
  10. Бунеев Р.Н.,  Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 6-го класса, - М.: «Баласс», 2000.
  11. Русский язык: Учебник для 5 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 1999.
  12. Русский язык: Учебник для 6 класса / М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2002.
  13. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты Орфографии. «Просвещение». Москва. 1991 год.
  14. Татьяна Рик. Доброе утро, Имя прилагательное. Веселые учебники. РИО «Самовар». 1994 год.
  15. Татьяна Рик. Здравствуй, Дядюшка глагол. Веселые учебники. РИО «Самовар». 1994 год.
  16. Татьяна Рик.Здравствуй, Имя существительное. Веселые учебники. РИО «Самовар». 1994 год.
  17. Диск CD. Русский язык. 9 класс. Редактор тестов – издательство «Учитель». 2009 год
  18.  Диски CD. Русский язык. 5,6,7,8,9 классы. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и А.Леканда. ООО «Дрофа». 2006 год
  19. Диск CD.1С:Репетитор. Тесты по пунктуации. ЗАО «1С».2000, 2003 год.
  20. Диск CD. Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Просвещение. МЕДИА. 2002 год
  21. Диск CD. Большая детская энциклопедия. Русский язык. ИДДК. 2008 год.

Приложение

Методические рекомендации по созданию проекта  по русскому языку.

  1. Приступая к созданию проекта  по русскому языку, еще раз убедитесь, что тема, которую вы будете отображать в своей работе, изучена хорошо (неточностей в изложении темы быть не должно).
  2. Выберите одну из предложенных тем по изученному разделу.
  3. Найдите соответствующие учебно-методические материалы по выбранной вами теме. Используйте предложенный список учебно-методических материалов.
  4. Найдите соответствующую вашей работе тему для оформления слайдов. Используйте программу Microsoft Internet Explorer. Обязательно делайте ссылки, соблюдая авторские права всех участников Интернета.
  5. Проект  необходимо сделать  в формате презентации, выполненной в программе MS Power Point (версия программы 97-2003 или выше).
  6. Презентация  может содержать ваши рисунки и рисунки других авторов (ссылки на авторство обязательно), клипы, видео и аудио сюжеты.
  7. На  слайды презентации желательно  наложить анимацию.

Используйте возможности переключателей.

  1. Следите за эстетической стороной оформления презентации. Выбирайте оптимальный размер, цвет  и тип шрифта.
  2. Старайтесь не перегружать плакат дополнительной текстовой информацией.
  3. Постарайтесь, чтобы ваша работа была яркой по оформлению, увлекательной по содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

долгосрочный экологический проект "Расту я- растет яблонька моя"

Работа над проектом началась в сентябре 2009 года, когда я  набрала первоклашек. В нашей школе решили разбить сад. Мы с родителями и детьми посадили яблоньки и вот уже третий год ухаживаем за сад...

Творческий долгосрочный проект "Моя семья".

Семья - это главное в жизни! Здорово, когда дети любят и уважают своих родителей, гордятся достижениями своих родствеенников, чтут память предков....

Долгосрочный проект по теме "Красная книга Владимирской области"

Методическая разработка состоит из пояснительной записки и презентации. Цель долгосрочного проекта по окружающему миру по теме "Красная книга Владимирской области": воспитание бережного отношения к пр...

Интеграция экологии и краеведения в ходе реализации долгосрочного проекта «Моя малая родина»

Интеграция экологии и краеведения в ходе реализации долгосрочного проекта «Моя малая родина»Из опыта работы....

Долгосрочный проект "Цветы"

Выращивание рассады для школьной клумбы....

Долгосрочное и краткосрочное планирование по обновленной программе для 1 класса

Уважаемые коллеги школ Казахстана....имеется долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование по предметам 1го класса по обновленной программе 12-летней школы...материал по ФО И СО....ЗВОНИТЕ ...