Развитие орфографической зоркости
статья по русскому языку (1 класс)

Кожевникова Ольга Сергеевна

Развитие орфографической зоркости как средства формирования навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие орфографической зоркости у младших школьников».

         Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это «одежда мысли», по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека.

         В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.

         Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение.

        До сих пор одним из больных мест школы остаётся не достаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять, то или иное правило при написании слов, в неумении видеть орфограмму, мало читают, плохо развита память. Поэтому одним из главных направлений работы при обучении русскому считается формирование прочных навыков грамотного письма.

       В концепции модернизации  образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые, думающие, ответственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

        Ведущей педагогической идеей  является создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, создание условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия и достижения поставленной цели.

2. Цель и задачи методической темы.

Цель - развитие орфографической зоркости как средства формирования навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

• освоение учащимися основ знаний по русскому языку, принципов и закономерностей их функционирования, развитие творческих способностей и связной устной и письменной речи;

• осмысление своего индивидуального потенциала, контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков;

• развитие интереса к русскому языку, постоянной потребности к знаниям.

           К наиболее активно используемым методам в процессе обучения относятся:

1. Метод стимулирования познавательной активности.

2. Частично-поисковый метод.

        Выполнение упражнений и заданий поискового характера, например, корректировка и редактирование текста. Факт исправления неправильно построенного предложения подлежит аргументированию. Такие упражнения способствуют концентрации внимания учащихся.

Использование этих и методов обучения позволяет обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения орфографической зоркости, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.

         Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости:

активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;

логические  операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;

зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;

непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

          Орфографическая зоркость формируется:

1. В  процессе  языкового  анализа  и  синтеза,

2. Выделения звуков  и  букв, морфем   при  чтении,  при письме  диктантов,  просто  списывании.

          Причины падения орфографической зоркости:

1.Снижение читательского интереса.

2. Понижение уровня познавательного интереса учащихся.

3. Низкая концентрация внимания.

4. Ограниченный словарный запас.

5. Низкая продуктивность мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, сопоставление, классификация).

6. Особенности памяти – « медленное запоминание, быстрое забывание».

           Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личостно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), труды по русской орфографии (Л.В. Щерба, А.М Гвоздев, Л.Р. Зиндер, Р.Ф. Иванова), исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев).

Технологии:

- Элементы развивающих технологий;

- Игровые технологии:

- Групповые технологии;

- Коммуникативные;

- Самооценка и самопроверка

          Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости:

Списывание;

Восстановление деформированных текстов;

Орфографические минутки;

Диктанты:

словарные;

выборочные;

Объяснительные;

Зрительно-слуховые

«Проверяю себя!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие орфографической зоркости у младших школьников.» Учитель: Кожевникова Ольга Сергеевна

Слайд 2

Актуальность темы: Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение. До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слов, в неумении видеть орфограмму, мало читают, плохо развита память. Поэтому одним из главных направлений работы при обучении русскому считается формирование прочных навыков грамотного письма.

Слайд 3

Цель темы: развитие орфографической зоркости как средства формирования навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. изучать и применять игровые упражнения для формирования орфографической зоркости младших школьников.

Слайд 4

Задачи: 1 . Развитие оперативной памяти; 2. Расширение словарного запаса; 3. Развитие орфографической зоркости; 4. Развитие речи, внимания, мышления.

Слайд 5

Определение орфографической зоркости Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие)

Слайд 6

Орфографическая зоркость формируется: в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, просто списывании.

Слайд 7

Причины падения орфографической зоркости 1 . Снижение читательского интереса. 2. Понижение уровня познавательного интереса учащихся 3. Низкая концентрация внимания; 4. Ограниченный словарный запас; 5. Низкая продуктивность мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, сопоставление, классификация) 6. Особенности памяти - "медленное запоминание, быстрое забывание." .

Слайд 8

Формы и методы работы: Для решения поставленных задач использованы следующие научно - исследовательские методы: а) лингвистические (описательный, функциональный) б) методические (социально педагогический - наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы, экспериментальный и статистический методы). Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личостно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), труды по русской орфографии (Л.В. Щерба, А.М Гвоздев, Л.Р. Зиндер, Р.Ф. Иванова), исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев).

Слайд 9

Технологии обучения: Элементы развивающих технологий; Игровые технологии: Групповые технологии; Коммуникативные; Самооценка и самопроверка

Слайд 10

Упражнения, способствующие формированию орфографического навыка : Списывание; Восстановление деформированных текстов; Орфографические минутки; Диктанты: словарные; выборочные; о бъяснительные ; з рительно-слуховые «Проверяю себя!»

Слайд 15

Использованная литература: 1. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием /Л.С. Лаптева // Начальная школа. -2004. -№8- С.58. 2. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками / А. Ясова // Начальная школа. -2001. №4- С.42. 3. Лаури , Н. М. Алгоритмы по орфографии // Русский язык в школе.- 2005.- №4. 4. Л.Я . Желтовская , О.Б. Калинина "Русский язык" Учебник для 2-4 классов в 2 частях, 5. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г. 6. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение. Х., 1990г. 7. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, 1992г. 8. Некрасова Т.В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе. Томск, 1994 г. 9. Репкин В.В. Организация развивающего обучения русскому языку. 10.Литвинова Е.А. Сборник тренировочных заданий и проверочных вопросов. М., 2007 г 11. festival.1september.ru 12. www.planetaznaniy.astrel.ru pedsovet.org Гавриной С.Е. Н.Л. Кутявиной . Вся дошкольная программа . Чтение. М., 2011 г.

Слайд 16

Работа с одарёнными детьми индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, дополнительные занятия по предметам .

Слайд 17

Работа со слабоуспевающими: Дополнительные занятия; Индивидуальные консультации; Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников ); Работа в группах, парах; Индивидуально-личностный подход; Консультации для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости

Вашему вниманию представленна статья о развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе ...

развитие орфографической зоркости

много полезных приёмов и средств...

Презентация"Развитие орфографической зоркости"

Данный материал поможет разнообразить урок, со сказочными героями "выучить" трудные правила....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....