Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Михеева Лилия Ивановна

Тема урока: Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в нашем языке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon yrok_russkogo_yazyka_4_klass.zip17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок учителя начальных классов

МОУ СОШ №12

Михеевой Лилии Ивановны

Тема: Имя прилагательное.

Роль имени прилагательного  в нашем языке.

Цель:

  1. Усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.
  2. Развивать умения точно употреблять прилагательное в устной и письменной речи.
  3. Развивать орфографическую зоркость.
  4. Воспитывать чувство красоты, гармонии, чувство любви к родной природе.
  5. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?  (весёлое, тревожное, хорошее, неспокойное…)

2. Введение в тему урока.

- Что общего между этими словами?

- С какой частью речи мы будем работать на этом уроке?

- Что вы  знаете об имени прилагательном?

- На какой вопрос мы ещё должны с вами обязательно ответить?

- Давайте не будем их употреблять в своей речи, нам они не особо нужны. Без них можно обойтись.  Я предлагаю вам понаблюдать за именами прилагательными и поразмышлять над вопросом:

Нужны ли нам в речи имена прилагательные?

3. Работа над новым материалом.

- В ответе  на этот вопрос нам поможет стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимой..»

Вы послушайте внимательно стихотворение и ответьте на мои вопросы:

- Какое время года описывает автор в своём стихотворении?

- С помощью, каких слов передаёт автор красоту зимней природы?

Чтение стихотворения.

- Понравилось ли стихотворение?

- Какое время года описывает автор? Докажите это словами из стихотворения.

- С помощью, каких слов передаёт автор красоту зимней природы? (снежная, ослепительная, пуховая, зимнее)

- Подчеркните эти слова в стихотворении.  Проверим.

- К какой части речи относятся эти слова? Докажите.

-  Назовите, с какими словами связаны имена прилагательные по смыслу. Прочитайте, выделите их.

- Что получилось?  (словосочетания)

- Запишите эти словосочетания в тетрадь.

- Найдите главное слово в этих словосочетаниях.  Обозначьте его. Покажите графически зависимое слово.

- Давайте сделаем вывод: какая часть речи является зависимой, а какая – главной? (имя прилагательное  прилагается к имени существительному)

- Прочитаем этот текст без имени прилагательного. Постарайтесь представить то, что будете читать.

Чтение про себя.

- В каком случае вам было легче? Почему? Отчего это зависит?

- Для чего же нам нужны имена прилагательные?  (они делают наш текст более ярким, красочным, выразительным)

- Давайте мы с вами изменим наше высказывание.  Какой знак мы уже можем поставить в конце.  (.)

Нам нужны в речи имена прилагательные.

- Что изменилось с приходом зимы в лесу? (Лес притих и насторожился. Белой скатертью покрылись поляны. Блестящий иней лежит на деревьях и кустах.)

- Какие изменения произошли в жизни животных? (поменяли окраску, легли в спячку)

- Кого мы можем встретить в зимнем лесу?

4.Закрепление.

- Мы сейчас будем работать с вами в группах. На парте каждой группы лежит карточка с названием животного, которое вы должны описать так, чтобы остальные могли догадаться о ком идёт речь. Но необходимо использовать только те слова, которые подходят к теме нашего урока. (Лиса, заяц, волк, медведь, белка, олень.)

Ответы детей.

- Слова, какой части речи помогли нам?

- С какой целью используются имена прилагательные в русском языке?

- Ребята, а домашнее задание будет найти коми пословицы и поговорки про животных.

5.Физкультминутка. (Минутка релаксации)

6. Работа с текстом.

- Ребята, возьмите карточки. Прочитайте текст про себя.

Над п…лянкой круж…лся сн…жок. Со…нце св..тило светом. А вокруг др…мали ёлочки. Снег осыпался с лап, а бездельник ветер см…тал его с верхушки.

- Читаем вслух.

- Какой текст хотел написать автор6 описание или повествование? (описание)

- Получилось ли у него?

- Чего не хватает тексту, чтобы он точно был описанием? (прилагательных)

-Отредактируем текст. Устно вставим имена прилагательные.

-Определите тему текста.  (о лесной поляне)

- Озаглавьте текст.  (Зимний лес. Утро в лесу. Лесная поляна.)

- Запишем в тетрадь.

- Посмотрите на текст ещё раз. Какое задание вы предлагаете выполнить уже сейчас?  (вставить пропущенные буквы)

- Вставьте на карточке пропущенные буквы.

- Проверим «цепочкой» с полным комментированием.

7. Самостоятельная работа.

- Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трёх уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.

На доске:

1 уровень. Списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать, используя картинки 2-3 своих предложения; в 1-м предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

2 уровень.  Списать текст, вставляя  имена прилагательные; в 1-м предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

3 уровень.  Списать текст, вставляя  имена прилагательные.

- Начинаем проверять с 3 уровня. Кто выбрал этот уровень?  и т.д.

8.Итог.

- С какой частью речи мы работали на уроке?

-Что обозначают имена прилагательные?

- Как вы думаете, почему в учебнике сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?

- Какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные? (они делают текст более интересным, захватывающим, ярким)

- Как мы должны прочитать наше высказывание? С какой интонацией? Какой знак поставим в конце? (!)

9.Рефлексия.

-Ребята, отметьте крестиком ступеньку, соответствующую вашим знаниям на сегодняшнем уроке.

1 ступенька – ничего не узнали, ничему не научились, настроение ухудшилось.

2 ступенька – что-то было новое, что-то уже знали.

3 ступенька -  всё было интересно, всё было ново, настроение поднялось, много узнали.