Главные вкладки

    Урок русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ по теме: «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

    Миронова Наталья Владимировна

    Цель: создать условия для,  развития умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл k1.docx23.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урока русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ по теме: «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»

    Тип урока: урок закрепления знаний.

    Тема урока: Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

    Цель: создать условия для,  развития умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.

    Задачи урока: 1. Совершенствовать фонематические умения.

    2. Формировать умения работать с текстом: определять  тему, озаглавливать.

    3. Формировать санитарно-гигиенические навыки и навыки каллиграфии.

    4. Воспитывать нравственное чувство, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в т.ч. речевые.

    Оборудование:

    • рабочие тетради по русскому языку для 1-го класса (авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева),
    • учебники «Русский язык»  (первые уроки) для 1-го класса (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.П. Пронина, «Баласс», 2012),
    • презентация «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме», мультимедийный аппарат.

    В ходе урока проводятся 2 физкультминутки – по мере уставания детей.

    ТОУУ - технология оценивания учебных успехов.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формирование УУД, ТОУУ.

    1. Самоопределение к учебной деятельности.

    Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

    Я тетрадь свою открою,
    И наклонно положу.
    Я, друзья, от вас не скрою -
    Ручку я вот так держу.
    Сяду прямо не согнусь.
    За работу я возьмусь. Слайд 2.

    Самоопределение, саморегуляция.

    1. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

    Цель: актуализировать изученные способы действия, достаточные для применения изученного знания.

    – Откройте рабочую тетрадь на с. 13.

    – Найдите точку на верхней строке.

    – Что мы запишем здесь?

    Комментированная запись числа. Слайд 3.

    – Какую запись должны сделать дальше?

    – Обведите слова «Классная работа».

    Чистописание.  

    Что такое перед нами:
    Две оглобли за ушами,
    На глазах по колесу,
    Коромысло на носу?

    Слайд 4.
    - Как вы догадались?

    – Какую букву напоминают очки?

    – Сколько строчек занимает рисунок очков?

    – С чего вы начнёте рисунок?

    – Как продолжите потом?

    Ученики рисуют очки, сравнивают с образцом.

    Анализ строчной буквы ф.

    Показать два способа написания буквы. Запись соединений.

    - Написав наклонную линию и закругляя овал, старайтесь не отводить далеко руку вправо.  

    Слайд 5.

    - Пропишите.

    – Кого вы видите на рисунке?

    Слайд 5.

    – В каких сказках вы встречали его?

    – В русских сказках дракон относится к силам добра или к силам зла?

    – Кто чаще всего отправляется на битву с драконами?

    – И они побеждали змея силой и хитростью. А вы сможете его победить красивым письмом, правильно написанными буквами.

    – Прочитайте слова про себя.

    – Объясните значения каждого. Слайд 6.

    – Какие из этих слов отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»

    – Какие слова нельзя переносить? Почему?

    – Какое слово, состоящее из пяти букв, имеет самое большое количество слогов?

    - Подумайте, на какие группы можно их разбить?

    - Произнесите слова и понаблюдайте, как вы произносите согласные звуки?

    - Давайте докажем это: произнесём в словах все звуки по порядку «по цепочке». Слушайте внимательно друг друга. [франт], [аф, иша], [оф, ис], [ф, ил, ин]

    - Посмотрите, что же является показателем мягкости согласного звука в этих словах?

    - Так на какие две группы можно разбить эти слова?

    - Запишите эти слова. Поставьте над словами ударение.

    – Над каким словом вы не поставили знак ударения?

    – Почему?

    - Подчеркните гласную и.

    Слайд 7.

    - Что же мы должны сегодня с вами повторить?

    - Это и будет темой нашего урока.

    - Составим план урока: Слайд 8.

    1. Буквы, обозначающие мягкость согласных на письме.

    2. Буквы, обозначающие твёрдость согласных на письме.

    3. Составление слов.

    4. Работа с текстом.

    – Чему мы сейчас учились?

    – Что повторили?

    – Для чего это нужно уметь и знать?

    - Что ещё делали?

    Дату.

    Классная работа.

    Очки.

    Оглобли – это душки, колёса – стёкла, коромысло – перемычка между стёклами.

    Букву ф.

    Две.

    Со стёкол-овалов.

    Нарисуем дужки.

    Пишут букву в воздухе.

    Письмо в тетради.

    Дракона.

    Ответы детей.

    Размышления детей.

    Богатыри. 

    Ученики соединяют каждую голову дракона с правильно написанной буквой.

    Ответы детей.

    Кто?- филин, франт; что? – афиша, офис.

    Франт, офис.

    Афиша.

    Слова, в которых буква ф стоит в начале слова, и слова, где она стоит в середине; слова, начинающиеся с гласной, и слова,                начинающиеся с согласной и т.д.

    Есть слова с мягкими соглас-ными и есть слова с твёрдыми согласными звуками.

    Гласная буква и.

    Слова с мягкими согласными и есть слова с твёрдыми согласными звуками.

    Над односложным словом франт.

    Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

    Повторяли написание буквы ф и т.д.

    Планировали свою деятельность.            

    Извлечение информации из загадки, выявление особенность очков, осуществление  познавательной и личностной рефлексии, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

    На основе анализа объектов делать выводы, обобщение и классификация по признакам.

    Прогнозирование предстоящей работы.

    ТОУУ

    1. Развитие умения применять свои знания.

    Цель: совершенствовать умственные действия по изученным орфограммам.

    - Что оторвали любопытной Варваре? Слайд 9.

    - Какой первый звук слышите?

    - Замените в слове одну букву так, чтобы первый звук был мягкий.

    - Какую букву заменили?

    - Определите, где записано слово нос. [нос]    [н, ос]    

    - Как вы определили?

    - Запишите в тетрадь слова НОС, НЁС.

    - Чем теперь отличаются слова? Почему?

    - Подчеркните гласную букву ё.

    - Если слова пишутся по-разному, то чем ещё они отличаются друг от друга?

    - Что такое нёс? Что такое нос?

     – Я нашла крылатое выражение, которое делает нашу речь более яркой.

         Заруби себе на носу. Слайд 9.                                                                                  

    - Давайте разберёмся, когда так говорят? В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки

    и на них зарубками, резами делали всевозможные зарубки на память. Вот эти дощечки и назывались носами. Поэтому, «зарубить себе на носу» – значит, что-то крепко запомнить.

    - Составьте своё предложение с этим выражением.                                                                                          Работа по рисунку в учебнике, с. 22–23. Слайд 10.

    – Почему все игрушки в таких необычных костюмах?

    – Назовите по рисунку слова, в которых есть мягкие согласные звуки.

    – Как на письме будет обозначена мягкость согласных звуков?

    Игра «Оживи буквы гласных».

    Вместо прочерков вставляем согласные буквы так, чтобы получилось слово.

    _е_и (реки, мели, вели...)

    _и_а (мила, пила)

    И_а (Ира)

    – Сможете ли вы, не называя слова, определить, в каком из них все согласные звуки мягкие, а в каком – и мягкие, и твёрдые? Как?

    – Что мы сейчас делали?

    – Чему учились?

    - Найдите в учебнике упр. 23, с. 23.   Слайд 12. 

    – Прочитайте текст сначала про себя, затем вслух.

    – О чём этот текст?

    – Как его можно озаглавить?

    – Прочитайте текст по слогам вполголоса. Найдите орфограммы (опасные места).

    – В каких словах встретили орфограммы? Какие?

    – Спишите текст без ошибок.

    – Найдите в словах буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

    - В каких словах буквы Ё и И стоят после согласных, но не

    обозначают мягкость? Почему?

    - В каком слове мягкость согласного звука на письме обозначена не гласной буквой, а другой буквой?

    – Что мы сейчас делали?

    – Какие умения формировали?

    Нос.

    [н]                                                                                                          

    , ос]

    Нёс.

    Гласную.

    В этом слове первый звук твёрдый, а во

    втором - мягкий, поэтому в записи над ним стоит сверху запятая.

    Гласными буквами.

    Смыслом.

    Предложения детей.

    Они вообразили себя жителями замка.

    Шляпа, сапоги, перья, шаль, река, конь и т.д.

    Буквами.

    О весне.

    «Весна».

    Варианты ответов детей.

    Взаимопроверка в парах.

    Пришла,   весна,  земля,  появилась, зелёная, по полю, ходят.

    В словах чёрные и грачи. Эти буквы стоят после буквы Ч, а звук [ч,] всегда мягкий.

    В слове появилась есть мягкий знак – показатель мягкости звука [с].

    Умение работать с информацией.

    Оформление своих мыслей в устную форму, выявление сущности, особенности объёктов, осуществление познавательной рефлексии.

    Ориентирование на развороте учебника, извлечение информации из иллюстраций, нахождение ответов на вопросы в иллюстрации, высказывание своего предположения на основе работы с материалом учебника.

    ТОУУ

    ТОУУ

    4. Итог урока.

    Цель: осуществить познавательную и личностную рефлексию

    Слайд 13.– Какие буквы гласных обозначают мягкость согласных звуков на письме?

    – Какие согласные звуки всегда мягкие?

    – Будут ли буквы е, ё, и обозначать мягкость согласных, если они стоят после ч, щ?

    – А после ж, ш, ц?

    Слайд 14.– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

    – В чём испытали затруднения?

    – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

    – Кто получил оценку? За что?

    Ё, Е, Ю, Я, И.

    ,], [щ,], [й,],

    Нет.

    Нет.

    Ответы детей.

    На основе анализа объектов делать выводы, осуществление познавательной и личностной рефлексии.

    ТОУУ

    1. Домашнее задание.

    Цель: применить знания на практике

    – Записать в тетради слоги с гласными, которые даны в рамке, так, чтобы согласные звуки в них были мягкими (например, ле, нё, ми, рю, вя).

    Слайд 15.

    Применение полученных знаний на практике.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным"

    Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным" по учебнику М.С.Соловейчик...

    Интегрированный урок русского языка для учащихся 2,4 классов на тему "Изменение окончаний слов-названий предметов или имён существительных"

    Интегрированный  урок русского языка разработан для 2,4-ых классов при изучении темы «Имя существительное» Тип урока - обобщение.На этом этапе важно развить активность, самостоятельн...

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»

    Цель урока:  обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие  формировать умение оценивать свои учебные дей...

    Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

    Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...

    Конспект урока русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ

    Конспект урока русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗпо теме:«Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»...