конспект урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок-суд над безударными гласными. Урок проводиться в театрализованной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sud_bezudarnye_glasnye.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс. УМК «Школа России»

Тип урока:  Урок закрепления знаний

Краткое описание:  Урок-суд над безударными гласными. Урок проводиться в театрализованной форме.

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цели урока: 1.Формировать умения правописания слов с безударной гласной в корне; закрепить способы проверки       безударной гласной.

                       2.Развивать логическое мышление, внимание, связную речь учащихся.

                       3.Воспитовать аккуратность, культуру поведения на уроке, чувство прекрасного, любовь к родному языку, любовь к природе.

 Планируемый результат

Предметные: создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные в корне, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова.

Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: формирование навыков работы с учебной информацией; умения самостоятельно формулировать выводы; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог; формирование умения выстраивать речевые высказывания в устной форме; развитие навыков сотрудничества в группах.

Ожидаемый результат: учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, молоток, шапочки для суда.

                             

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.        

Сегодня у нас необычный урок  - урок-суд. А какую орфограмму мы будем судить и за что, вы узнаете из минутки чистописания.

2.Минутка чистописания.

Букву «О» приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание.

Записать эти слоги столько раз, сколько услышите хлопков. ОС СО (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги).

Учитель: Посмотрите в окно. Какое время года?

Дети: Осень.

Учитель: Запишем это слово: ос_нь. Какую букву вставим? Как проверить?          

Дети: Осенний.

Запись с комментированием

Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну.

Учитель: Обозначим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную. Найдите главные члены предложения.

3.Сообщение темы и цели урока.

Над какой орфограммой мы будем работать?  СЛАЙД № 1

Учитель: - Мы будем дальше учиться проверять безударную гласную в корне  слова и подбирать проверочные слова.

4.Закрепление изученного материала с элементами игры.

С-  Прошу всех встать! Суд идёт! ( входят «Прокурор» и «Адвокат»)

Учитель:  -Прошу садится! Объявляю состав суда.

Судья – ученик С

Прокурор – ученик   П

Адвокат – ученик  А

Подсудимые  - гласные буквы А, О, И, Е, Я.       СЛАЙД № 2.

Свидетели – учащиеся нашего класса и наши гости.

С-  Судебное заседание начинается. Гласные буквы обвиняются в том, что пишутся не так как слышаться.

П  - Сколько можно говорить о безударных гласных!? Я считаю, хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут.

А  - А я считаю, что проверять безударные гласные надо! Иначе все мы будем безграмотными.

Судья  - Прошу встать свидетелей. На книге законов русского языка (учебнике) поклянитесь говорить правду и только правду.

Свид.  - Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

Судья - Свидетелей…

 прошу получить карточки с заданиями для индивидуальной работы и сдать их для проверки адвокату.

Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

№1

козочка – к…за

лес – л…сник

гриб – гр…бок

горы – г…ра

холм – х…лмы

росы – р…са

мяч – м…чи

чижик – ч…жи

Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

№6

повозка – в…зить

ходит – перех…дил

молча – зам…лчал

уносит – н…сить

шалость – наш…лил

гости – уг…стил

скрип – скр….петь

мирный – м…рить

Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

№2

мяч – м...чи

грач – гр…чи

земли – з…мля

головы – г…лова

дерево – д…ревья

волны – в…лна

норы – н…ра

ёжик - …жи

Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.

№1

следом, следы – насл…дить

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

звонкий, звонок – позв…нить

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

пляска, расплясался – пл…сать

заварка, заварить – св…рить

Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

№3

окна - …кно

вёсны – в…сна

пчёлы – пч…ла

реки – р…ка

письма – п…сьмо

мёд – м…док

лес – л…са

озеро - …зёра

Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.

№2

поверхность, верхушка – в…ршина

сторож, сторожит – ст…рожка

кольца, колечко – к-льцо

дешёвый, дёшево – д…шевле

рябенький, рябина – р…бой

завинтил, винтик – подв…нтить

ночлег, ноченька – н…чевать

тянут, тянучка – пот…нули

Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

№4

свечи – св…ча

численник – ч…сло

слово – сл…варь

кончик – к…нец

доски – д…щечка

зёрнышко – з…рно

голодный – гол…д

порядок – р…ды

Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.

№3

бедняк, бедный – б…дняжка

пастушок, пас – п…стух

скрип, скрипучий – заскр…пел

поделка, деловой – д…ла

обманщик, обманул – обм…нуть

тёпленький, тепло – пот…плело

зелень, зеленоватый – з…лёный

читатель, прочитанный – ч…тать

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

№10

…                                 - сл…дил

…                                 - л…дник

…                                 - сп…шить

…                                  - к…лючий

…                                     - б…нтовать

…                                     - разл…новать

…                                     - т…рмозить

…                                     - стр…на

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

№9

… - осл…бел

… - фл…жок

… - м…стовая

… - т…пло

… - г…лодный

… - в…дить

…. – т…шина

… - ск…льзить

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

№11

…                                         - б…рега

…                                         - д…бро

…                                         - т…рговля

…                                         - п…стреть

…                                         - ос…нь

…                                         - пощ…дить

…                                         - к…фейник

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

№12

…                                       - зап…сать

…                                       - зазв…нил

…                                       - сл…мать

…                                       - пож…лтел

…                                       - ст…на

…                                       - зав…дить

…                                       - сн…говик

5.Словарно- орфографическая работа.

А  - Хочу сделать заявление. Больше всего страдают слова, которые дети постоянно пишут неправильно.

Судья - Сейчас разберёмся. Назовите дети этих слова.      СЛАЙД № 3.

( трава, хлеба, вода, снега, одежда )

Судья  - Молодцы! Правильно!

А  - Но пишут слова совсем по другому.

П - Свидетели, скажите по слогам, как правильно написать эти слова.

    - Прошу всех свидетелей записать слова себе в тетради по памяти и поставить ударение.  СЛАЙД № 4.

     - 1 свидетель … заполнит документы у доски.

П  - Это ещё ничего не значит. Некоторые из этих слов можно было проверить.

Учитель:    - В каких словах гласную можно проверить? Как? Почему?

В народе говорят: «Много снега - много хлеба, много воды - много травы». (русская пословица)

У- Запишите пословицу в тетрадь. СЛАЙД № 5.

Учитель: - В каком слове гласную нельзя проверить  и почему?

Учитель:    - Адвокат, вы готовы объявить результаты работы свидетелей по карточкам. (объявляются оценки).

А  - Это ещё одно доказательство того, что дети знают и умеют проверять безударные гласные. Об этом говорят документы.

6. Закрепление изученного.

У  - Следующее задание суда. Может оно поможет нашему следствию. Запишите под диктовку слова, каждую группу с новой строки. В каждой группе подчеркните проверочное слово.

           БОЛЬ, БОЛИТ, БОЛЕЕТ.

           СВЕТЛО, СВЕТ, СВЕТЛЕЕТ.

           ДОБРОТА, ДОБРЕТЬ, ДОБРЫЙ.

           ЗИМА, ЗИМНИЙ, ЗИМОВКА.

СЛАЙД № 6. (проверка для задания).

Учитель:    - Что можно сказать о словах в каждой строке?

    - Выделите корень в словах.

    - Какие слова называются проверочными?

    - Назовите проверочное слово для каждой группы.

                             ФИЗМИНУТКА.

Вырос у нас чесночок,                       указательный

Перец, томат, кабачок,                       средний

Тыква, капуста, картошка,                безымянный

Лук и немножко горошка,                 мизинец

Овощи мы собирали,                         сжимание и разжимание

Ими друзей угощали.                        пальцев на обеих руках.

П  - Не верю! Предлагаю выполнить следующее усложнённое задание и провести следственный эксперимент.

                                       СЛАЙД № 7.

 гр.чи                 с.ва                 н.жи

м.ря                  ст.рик             с.ды

р.са                    г.ра                 пл.ды

гл.за                 м.лыши             вр.чи

    1 вариант: выписать слова с безударной гласной А

    2 вариант: выписать слова с безударной гласной О

Учитель:    - Взаимопроверка.       СЛАЙД № 8.

    - Каким правилом пользовались. Вставляя безударные гласные?

Учитель:    - А сейчас свидетели отправитесь за новыми доказательствами для суда.

7. Словарная работа.

Учитель:   - Наступила зима. Это очень трудное время для зимующих у нас птиц. Но...

Невзирая на морозы,

В красных яблоках березы.

Подошел поближе... Ай!!

Разлетелся урожай!

Учитель:  - Кто это? (снегири). СЛАЙД № 9

Учитель:  - Почему эту красногрудую птичку так назвали?

Учитель:  - Запишите слово снегири в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Учитель:   – Объясните, как вы проверите написание букв, обозначающих безударные гласные в слове снегири. СЛАЙД № 10

Снегири – снегирь.

Следует запомнить, что словарное слово "снегирь" пишется с буквой "е".

Слова-образы для запоминания:

снег – снегирь

- Является ли слова снег и снегирь однокоренными? Проверьте себя по словарю однокоренных слов с. 135.

Снегирь, снегирёк.

А сейчас запищим под диктовку предложение и выполним его синтаксический разбор.

Снегирь прилетел издалека.

Снегирь сел на тонкую веточку. СЛАЙД № 11.

А  - Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять безударные гласные. А я предлагаю поиграть в игру «Не ошибись». Я называю слова, а вы показываете карточку с нужной безударной гласной.

Село, гнездо, сосна –

Одна из гласных не ясна.

Зима, вода, беда –

Пиши их правильно всегда.

Учитель:   - У прокурора есть вопросы?

П  - Нет.

Учитель:    -У адвоката есть возражения?

А  - Нет.

Учитель:   - Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать.

С_ Суд пришёл к единому мнению: безударные гласные оправдать и  постоянно их проверять.      

Учитель:    - Прошу всех сесть. Скажем вместе правило.

         Если буква гласная

         Вызвала сомнение,

         Ты её немедленно                                       СЛАЙД № 12.

         Ставь под ударение.

         Ударение над гласным

         Может сделать букву ясной.

Учитель:    - Итак, ребята, выполняя задания, мы ещё раз убедились в том, что в корнях родственных слов и под ударением, и без ударения пишется одна и та же гласная буква.

8. Домашнее задание.

Учитель:    - А сейчас расположите все буквы в порядке убывания их высоты и узнаете домашнее задание.

Е  Е Б Н У Д Т                                     СЛАЙД № 13.

Учитель:   - Вы, ребята, сегодня хорошо поработали, поэтому письменного задания не будет.

9. Итог урока.

Какую орфограмму мы сегодня повторяли?

Что будем всегда помнить?

СПАСИБО ЗА УРОК.                  СЛАЙД № 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....