Звуковой анализ слов "кит", "кот" Рассказ по сюжетной картинке
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Скурятина Анна Сергеевна

План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Звуковой анализ слов "кит", "кот" Рассказ по сюжетной картинке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_1_kl.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

                               

ПЛАН – КОНСПЕКТ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

«Звуковой анализ слов "кит", "кот" Рассказ по сюжетной картинке».

проведенного в 4 «Г» классе

школы №46 г. Белгорода

                                                                   

                                                               

                                       Белгород, 2017

Тема: Звуковой анализ слов "кит", "кот" Рассказ по сюжетной картинке

Класс: 1 "В"

Цель:

способствовать ознакомлению с звуковой системой и звуковым анализом слов «кит» и «кот»; научить сравнивать эти слова по звуковой структуре, подбирать слова к заданным схемам, проводить звуковой анализ слова, составлять рассказ по сюжетной картинке; побудить к проявлению чувства любви, нежности и заботливого отношения к животным.

Планируемые результаты

Предметные: научатся писать письма, познакомятся с структурой письма

Личностные УУД:

  •  Содействовать формированию адекватной самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД

  • содействовать формированию умений определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • способствовать формированию умений вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД

  • Содействовать формированию умений слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

  • содействовать формированию умений ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Тип урока: Урок открытие новых знаний

Оборудование: учебник по русскому языку 3 класс А.В.Полякова, Часть 1, система Л.В.Занкова,карточки с рефлексией.

План урока: 

  1. Организационно мотивационный этап – 2 мин
  2. Актуализация опорных знаний – 9 мин
  3. Сообщение темы, цели урока-10  сек.
  4. Ознакомление с новым материалом – 6 мин
  5. Закрепление нового материала-20 мин
  6. Домашнее задание- 1мин
  7. Итог урока- 1мин
  8. Рефлексия-1мин  

Этапы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Примечания

Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте,  ребята. Меня зовут Анна Сергеевна. Урок литературного чтения у вас сегодня проведу я.

Звонок невелик, а ребятам велит:

Сядь да учись, трудись, не ленись.

-Садитесь.

Успех в работе зависит ещё и от того, как вы будете говорить. Поэтому давайте проведем речевую разминку.

Дыхательные упражнения

Понюхай цветок.

Задуй свечу

Надуваем шарик.

Работа над мимикой

Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен  уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне радостное настроение. А теперь, грустное.

Выполняют указания учителя

Дети несколько раз тренируются.

Фронтальная организация деятельности обучающихся

Дыхательные упражнения

Работа над мимикой

Дидактические средства: слова учителя.

Актуализация опорных знаний

Дети, давайте вспомним, какая бывает речь?

Из чего состоит наше речь?

Из чего состоят предложения?

Из чего состоят слова?

Из чего состоят слоги?

Какие бывают звуки?

Устная и письменная

Из предложений

Из слов

Из слогов

Из звуков

Гласные и согласные

Фронтальный опрос

Дидактические средства: слова учителя.

Постановка темы и целей урока

Для того, что бы узнать тему нашего урока вам необходимо отгадать загадку и ответить на мои вопросы.

– Отгадайте загадку:

Без расчески причесался и умылся без воды,

В кресло мягкое забрался и запел на все лады.

– Кто же это?

– Кошки – главные герои нашего урока.

– У кого из вас есть кошка или кот? Какие они у вас?

-А сейчас я вам предлагаю послушать сказку Б.Заходера "Кит и кот"

В этой сказке нет порядка:

Что ни слово – то загадка!

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ – огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал, КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел,

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

КОТ плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану.

-Как вы думаете, о каких животных пойдёт речь на уроке?

-Молодцы, правильно. Тема нашего с вами урока "Звуковой анализ слова "кит" и "кот". Рассказ по сюжетной картинке".

-А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Кот. 

Рассказы детей о своих питомцах.

Кот и кит

Ответы детей

Приём: загадка

Фронтальный опрос

Дидактические средства: слова учителя

Постановка проблемных вопросов

Открытие новых знаний

Откройте пожалуйста свои буквари на стр. 22

1. Звуковой анализ слов «кит», «кот».

Перед вами схема слова "кот"

– Определите по схеме, сколько звуков в слове.

– «Прочитайте» слово, выделяя первый звук.

– Произнесите только первый звук.

– Обозначьте звук [к] фишкой синего цвета

– «Прочитайте» слово, выделяя второй звук.

– Произнесите только второй звук.

– Обозначьте звук [о] фишкой красного цвета .

– «Прочитайте» слово, выделяя третий звук.

– Произнесите только третий звук.

– Обозначьте звук [т] фишкой синего цвета.

Теперь обратите внимание на схему слова кит

– Определите по схеме, сколько звуков в слове «кит».  

– «Прочитайте» слово, выделяя первый звук.

– Произнесите только первый звук.

– Обозначьте звук [к’] фишкой зелёного цвета.

– «Прочитайте» слово, выделяя второй звук.

– Произнесите только второй звук.

– Обозначьте звук [и] фишкой красного цвета.

– «Прочитайте» слово, выделяя третий звук.

– Произнесите только третий звук.

– Обозначьте звук [т] фишкой синего цвета.

2. Сравнение слов по звуковой структуре. Работа в парах.

– «Прочитайте» слова «кит» и «кот», выделяя интонационно каждый звук.

– Посоветуйтесь с соседом по парте и скажите, какими звуками различаются эти слова?

– Произнесите слова, интонационно выделяя первые звуки. Назовите их.

– Назовите вторые звуки.

– Кто уже разгадал загадку стихотворения Б. Заходера?

-Хотите услышать окончание сказки?

(Учитель читает конец сказки)

Прилетели из столицы:

Доктора,

Профессора,

Медицинская сестра,

Академик по КИТАМ,

Академик по КОТАМ,

С ними 70 студентов,

35 корреспондентов,

2 редактора с корректором,

Кинохроника с прожектором,

Юные натуралисты

И другие специалисты.

Все на палубу спустились,

Еле-еле разместились.

Разбирались целый год –

Кто тут КИТ

И где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов

Решили:

«В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка,

Опечатка:

Кто-то,

Против всяких правил,

В сказке буквы переставил,

Переправил “КИТ” на “КОТ”,

“КОТ” на “КИТ”, наоборот!»

Ну и навели порядок:

В сказке больше нет загадок.

В океан уходит КИТ,

КОТ на кухне мирно спит…

– Пусть этот кит отдыхает, а у нас в гостях другие кошки и коты, герои литературных произведений.

3. Выставка книг.

-А вы знаете, что существует множество сказок про котов? А какие сказки знаете вы?

Например: «Кот в сапогах», «Золотой ключик», «Кот-ворюга», «Усатый, полосатый», «Трое из Простоквашино» и др.

4. Работа по учебнику.

– Герои произведений приготовили для вас задания.

– Рассмотрите иллюстрацию. Определите по схеме, сколько звуков в слове?

– «Прочитайте» по схеме слово.

– Сколько звуков в следующей схеме?

– Как еще можно сказать? Не кот, а…

– Сколько звуков в последней схеме?

– Кто догадался, что же это за слово?

Физкультминутка "Кошка"

Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась!

5. Работа по учебнику.

Учитель читает отрывок из стихотворения С. Маршака.

– Придумайте и расскажите, что было дальше.

– А С. Маршак придумал так…

Учитель читает продолжение стихотворения.

– Какие интересные случаи произошли с вашими кошками? Расскажите.

Кошка первой входит в дом и живет подолгу в нем.

То мяучет, то играет, то куда-то исчезает…

В. Приходько

Что правда, то правда: кошка свободолюбивое животное. Ее не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. А если она захочет, чтобы вы ее погладили, приласкали, она придет к вам сама, поверьте!

Помните, кошки – дальние родственники тигров. Поэтому нельзя тянуть кота за хвост, гладить незнакомых кошек. Если человек не нравится коту, тот может прокусить ему руку, расцарапать ее, занести инфекцию, кинуться в лицо. Если кошка укусила, то надо обратиться к врачу.

А вообще, кошка – очень преданное животное.

3

Читают слово

Произносят первый звук

3

Читают слово

Произносят первый звук

Кккоооттт, кккиииттт. 

Первым и вторым.

Звуки к – к’.

Звуки и – о.

Ответы детей.

Слушают учителя

Ответы детей

3 звука.

Кот.

5 звуков.

кошка.

7 звуков.

Котенок.

Дети составляют рассказ по сюжетным картинкам.

Ответы детей

Работа с учебником

На доске – иллюстрация с изображением кота и схема слова «кот».

На доске – иллюстрация с изображением кота и схема слова «кит».

Работа в парах

Беседа

Постанова проблемных вопросов

Дидактические средства: слова учителя

Приём: чтение стихотворения

Выставка книг

( слайд 1)

Работа с учебником

Постановка проблемных вопросов

Физ.минутка "Кошка"

Дидактические средства: слова учителя

Фронтальный опрос

Закрепление

Сейчас я вам предлагаю немного поиграть.

Правило игры следующее: Последний звук одного слова должен стать первым звуком следующего слова.

(Ученики называют слова по порядку)

Например: лимон- носки - игрушка и т.д.

Я начинаю и моё слово : вагон

Слушают правило

Играют в игру

Игровой метод

Дидактические средства слова учителя

Итог

-С какими звуковыми схемами слов мы сегодня познакомились?

-Какими звуками различаются эти слова?

– Какое «чудо» сегодня произошло?

– Как кита превратить в кота?

– Что нового вы узнали на уроке?

Кит и кот

Первым и вторым

Кот превратился в кита, кит превратился в кота.

Поменять звуки

Ответы детей

Фронтальный опрос

Дидактические средства: слова учителя.

Рефлексия

Для того, что бы оценить деятельность на уроке я вам предлагаю поднять карточки.

Если всё было понятно и урок понравился- жёлтую

Если были затруднения- синюю

Поднимают карточки

Дидактические средства: карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Сценарий урока обучения грамоте по теме "Звуковой анализ слов.Сравнение звуков"(Начальная школа XXI века)

Урок проведён в превом классе с использованием деятельностного метода....

Презентация к уроку "Звуковой анализ слов. Сравнение звуков"

Приложение к конспекту урока по обучению грамоте....

Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА (ЗВУКОВОЙ НАБОР)

Фонетический разбор (звуковой анализ) -  очень важная разновидность языкового анализа, используемая не только в период обучения грамоте, но и в процессе изучения всего курса русского языка....

Пособие "Звуковой светофор" для развития фонематического восприятия и звукового анализа слова для старшего дошкольного возраста и младшего школьного (первоклассников )

В пособии для каждого ребенка имеются три индивидуальные карточки-фонарики  трех цветов: красный, синий, зеленый. Игру "Звуковой светофор следует совмещать с игрой  "Поймай звук&qu...