Синтаксический разбор предложений.
план-конспект по русскому языку

Михеева Ольга Сергеевна

Материал будет полезен, при изучении темы "Синтаксический разбор предложений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_sintaksicheskiy_razbor_predlozheniy.docx186.62 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №20» г. Черногорска

Учитель начальных классов

Михеева Ольга Сергеевна

Тема: Синтаксический разбор предложений.

Цель: формирование умений работать с текстом и  выполнять синтаксический разбор предложения.

Задачи:

1) Закрепить умения находить грамматическую основу, однородные члены предложения, графически их обозначать.

2) Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, развивать умение применять полученные знания на практике. 

3) Воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к   природе.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать дисциплинированность, стремление к знаниям; вырабатывать адекватную позицию самооценку; проявлять интерес к учебному материалу.

УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, находить ответы на вопросы; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные: развивать умения высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умение определять и формулировать цель на уроке; учитывают выделенные учителем ориентиры действий; работать по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывать свою учебную деятельность.

Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме; соблюдать орфографические нормы написания.

Тип урока: закрепление полученных знаний

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, учебник , карточки-задания для индивидуальной, самостоятельной работы и работы в группах, Осенние листочки , осеннее дерево для рефлексии. Словарные слова на листах.

Ход урока

  1. Орг.момент. (1 мин).

Одному или одной

Трудно справиться с бедой

Слово «мы»

Сильней, чем «Я».

Мы – семья

И мы – друзья.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!

2.Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята а вы любите преодолевать трудности?

- А как легче всего их преодолеть? (Дружно, совместно). 

- Все трудности всегда преодолеваются быстрее, если мы будем выполнять их с хорошими мыслями и хорошим настроением!!!

- А как легче всего их преодолеть? (Дружно, совместно). 

- А какое настроение у вас сейчас? (ответы детей)

-У вас на партах лежат разноцветные листики, выберите тот листок, который отражает ваше настроение. (ЗЕЛЕНЫЙ-хорошее настроение, ЖЕЛТЫЙ-не очень хорошее настроение).

- Вижу, что настроение у вас замечательное и все готовы приступить к работе.

-Откройте пожалуйста рабочие тетради и запишите число, классная работа. Подчеркните орфограммы.

Минутка чистописания (4 мин.)

- Спишите предложение каллиграфически и вставьте пропущенные буквы.

-Что значит каллиграфически?( Аккуратно, красиво, выводя каждую букву, без помарок).

Ветер н…сёт опавшие лист…я по тр…пинкам и доро…кам.

-Давайте проверим, верно ли вы выполнили данное задание.

Внимание на экран. Объясните какие орфограммы были пропущены.

ВЕТЕР несет опавшие листья по тропинкам и дорожкам.

 (Безударные гласные в корне слова, разделительный мягкий знак, парная согласная «ж» в корне чередующаяся).

- О каком времени говорится в предложении? (Осень).

-Кто из поэтов очень любил осень и с трепетом, волнением в душе говорил о ней в своих стихотворениях? (А.С. Пушкин - Но мне она мила, читатель дорогой. Из годовых времён я рад лишь ей одной).

-Ребята, а чем вам больше всего нравится осень?

-Почему листья опадают осенью и какую пользу они выполняют для людей?

(В листьях накапливаются вредные вещества. Сбрасывая их, дерево избавляется от загрязнений. Благодаря листьям мы дышим свежим и чистым воздухом).

-Оцените свою работу и закрасьте 1-ю часть листочка соответствующим цветом. (Зеленым-здание выполнено верно, желтым-допущены ошибки).

 https://i2.wp.com/semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/08/shablony-listiev-1.jpg

Словарная работа. (5 мин.)

-Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие с осенью.

- Ветер разбросал по классу словарные слова, вам надо их собрать.

1 группа собирает существительные 1 склонения,

2 группа существительные 2 склонения,

3 группа существительные 3 склонения.

-Откройте пожалуйста свои словарики и запишите.

(Каждый ряд выполняет свое задание).

-Та группа которая будет готова, покажите свою готовность.

-Оцените пожалуйста свою работу. Если вы записали все словарные слова верно, отнесли в правильную группу и подчеркнули орфограммы, то раскрасьте 2-ю часть листочка зеленым - цветом, если у вас допущены ошибки - желтым.

 https://i2.wp.com/semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/08/shablony-listiev-1.jpg

Формулирование темы и цели урока (5 мин.)

- Что вы видите на доске?(Слова).

листочками ёлочку золотыми Ивы тонкими осыпала

-Что можно сделать из этих слов? (Составить предложение).

Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми листочками.

          -Запишите ваше предложение в свои рабочие тетради.

-Что мы можем сделать с этим предложением? (Разобрать и дать характеристику).

-Какие бывают предложения? (Повествовательные, побудительные и вопросительные).

- А какие по интонации бывают слова? (Восклицательные и невосклицательные).

-Оцените свою работу и закрасьте 3-ю часть листочка соответствующим цветом. (Зеленым-задание выполнено верно, желтым-есть ошибки).

https://i2.wp.com/semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/08/shablony-listiev-1.jpg

-А сейчас ребята мы поработаем в парах. Внимание на доску. Составьте предложение, выполнив предварительно ряд действий.

-Какая пара выполнит первая, покажите свою готовность.

-Какое предложение у вас получилось?

Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги и скверы.

- --- Давайте дадим характеристику этому предложению?

(Повествовательное, невосклицательное).

- Так чем мы будем заниматься на уроке? (Выполнять синтаксический разбор предложений).

-Значит тема нашего урока? (Синтаксический разбор предложений).

-Что бы правильно выполнить синтаксический разбор, что мы должны знать?

(Виды предложений, главные и второстепенные члены предложений, находить грамматическую основу).

-Какие цели мы поставим перед собой?

(Умение работать с текстом с предложением, выполнять синтаксический разбор).

Физминутка (1 мин.)

-Отгадайте загадку.

Этот маленький зверек

Зерна запасает впрок

Щеки набивает так

Это делает ……

(Физминутка ХОМЯЧОК).

4. Работа по теме.(12 мин.)

- Давайте вспомним алгоритм синтаксического разбора предложений.

-А, что же такое алгоритм? (Порядок действия выполнения заданий).

-Памятка у вас на столах.

- У вас на столе лежат карточки, определите цель высказывания и интонацию предложений.

-Работать вы будете в парах, не забывайте учитывать мнение своих одноклассников.

- Поставить знаки препинания в конце предложения и плюсиком отметить какое это предложение по цели высказывания.

Предложения

Повествовательные

Побудительные

Вопросительное

Ребята, берегите природу!

+

Сколько дней в октябре?

+

Ура, каникулы!

+

Птицы улетают на юг.

+

Мойте руки перед едой.

+

-Оцените свою работу и закрасьте 4-ю часть листочка соответствующим цветом. (Зеленым-задание выполнено верно, желтым-есть ошибки).

https://i2.wp.com/semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/08/shablony-listiev-1.jpg

-А сейчас откройте пожалуйста учебники. Урок 20 упр1.

-Прочитайте внимательно задание.

-Запишите предложения и разберите их по членам предложения с пояснениями.

- Поменяйтесь тетрадками и оцените работу соседа, а затем раскрасьте ваш листочек соответствующим цветом

5.Домашня работа.

(Придумайте 3 предложения и сделайте «Синтаксический разбор предложения.)

Пользуясь алгоритмом.

6.Рефлексия

- Какая тема была у нас сегодня на уроке? (Синтаксический разбор предложений).

-Какие цели мы преследовали? (Умение работать с текстом с предложением, выполнять синтаксический разбор).

-Что вы можете сказать о своей работе на уроке? (ответы детей)

7. Итог.

- Ребята, а сейчас внимательно посмотрите на свой листочек с которым мы работали в течении всего урока и сделайте ОБЩИЙ вывод.

- Кому тема показалась понятной и все задания легкими повесите на дерево зеленый листок, кто испытывал небольшие трудности - желтый, а кто ничего не понял и испытывал затруднения на протяжении всего урока – красный.

-Ребята посмотрите какое красивое дерево у нас получилось! Вы очень хорошо потрудились сегодня на уроке и судя по зеленым листикам, тему вы хорошо поняли и усвоили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Синтаксический разбор предложений" - презентация урока русского языка в 4 классе

Данная презентация урока русского языка позволит повторить и закрепить знания детей по теме "Синтаксический разбор предложений", а герои любимого мультфильма сделают урок ярким и интересным....

План синтаксического разбора предложений в начальной школе

Данная памятка поможет учащимся начальной школы без усилий запомнить и в дальнйшем выполнять  без ошибок  синтаксический разбор предложений....

Синтаксический разбор предложения.

Практическое пособие "Синтаксический разбор предложения"  поможет любому ученику достигнуть оптимального уровня знаний по сложной теме русского языка....

Памятка "Синтаксический разбор предложения"

Как правильно и поэтапно объяснить ученикам полный синтаксический разбор предложения? Для этого предлагаю вам разработанную памятку, с помощью которой ребята смогут научиться делать синтаксический раз...

Синтаксический разбор предложения

Презентация содержит краткий ход урока, мини исследование, орфографическую игру "Домино", алгоритм синтаксического разбора....

Синтаксический разбор предложения

Урок русского языка в 4 классе содержит мини-исследование , работу в группах, игру "Орфографическое домино". Данная форма работы позволяет учителю быстро закрепить пройденный материал и закрепить новы...

Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.

Тема : «Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.»Цель: повторить   и  обобщить  знания  об  однородных членах предложения;учи...