Тема "Что такое антонимы?" 2 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Аккулова Алия Наилевна

Урок русского языка на тему "Что такое антонимы? УМК "Школа России 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по программе  «Школа России»

Тема учебного курса: «Синонимы и антонимы» (3 ч.)

Тема: Что такое антонимы? (2 урок в теме учебного курса)

Тип урока: урок «открытия нового знания» ( с применением технологии деятельностного метода).

Цель урока: Способствовать формированию понятия об антонимах; научить использовать антонимы в речи, определять лексическое значение слов

Задачи урока:

  1. Образовательные: совместно с обучающимися открыть новые знания, научиться подбирать антонимы к словам, пользоваться словарем антонимов.
  2. Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать сообразительность, мышление, внимание, память, умение работать с текстом; формировать умение работать в паре.
  3. Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку; воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки.

Ожидаемые образовательные результаты:

Личностные:  осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Метапредметные: пользоваться словарями разных типов( толковые, антонимов), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму).

Предметные: знать определение антонимов, уметь подбирать антонимы к словам и находить их в тексте; устанавливать связь антонимов с многозначностью слов; наблюдать за использованием антонимов в художественной  речи.

Планируемые УУД:

Познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения;

Регулятивные УУД: определение и формулирование цели деятельности на уроке;  планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривание последовательность действий на уроке; высказывание своего предположения ( верного) на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Личностные УУД: определять границы собственного знания и незнания, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Программно- методическое обеспечение урока

Оборудование к уроку:

  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Учебные принадлежности

Дидактический материал:

  • Презентация к уроку
  • Раздаточный материал: светофоры, конверты с заданиями для работы в парах .

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/ С.П.Казачкова, М.С.Умнова.- М.: Планета, 2012.

2. Кульневич С.В. Современный урок.-Вролгоград: Учитель, 2005.

3.Рабочие программы..Начальная школа. 2 класс. УМК «Школа России».  

4.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 2-го класса  часть 1. М.: Просвещение, 2018 г.

5.Синякова В.А. Русский язык: методическое пособие : 2 класс /– М. : Москва- «ВАКО», 2016г.

6. Михайлова О.А. Словарь синонимов и антонимов русского языка – Москва:Изд.АСТ, 2017г.

.

Интернет

1.   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru

2.Сеть творческих учителей, сообщество pedsovet.su › ... › Начальные классы  Русский язык

Цифровые образовательные ресурсы

1.Интерактивный тренажер

Используемые образовательные технологии:

  • Личностно- ориентированная технология
  • Технология деятельностного обучения
  • Технология проблемно- диалогического обучения
  • Технология критического мышления
  • Информационно-коммуникативная технология
  • Технология дифференцированного обучения
  • Игровая технология
  • Здоровьесберегающая технология
  • Технология оценивания

Формы  работы на уроке

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Работа в парах
  • Коллективная

Методы обучения, применяемые на уроке:

1.По характеру познавательной деятельности:

  • Наглядный
  • Частично-поисковый
  • Деятельностный

2. По источнику знаний:

  • Словесный
  • Практический

3.Методы постановки учебной задачи:

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог
  • Подводящий к теме диалог
  • Метод создания ситуации успеха

Ход урока:

Этапы урока

Применяемые технологии, формы и методы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание урока

I.Этап самоопределения к деятельности (1 мин).

Цель:Включение в учебную деятельность.

Показывает свое настроение, проверяют готовность учащихся к уроку, мотивирует их к учебной деятельности.

Показывают определенный цвет светофора , организуют  рабочее место.

Учитель:

- Добрый день ребята! На столах у вас светофоры, выберите тот цвет которому соответствует ваше настроение.

Учитель:

- Как много хорошего настроения. Спасибо!

- А вот мое настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

На ваших столах лежат оценочные карты.( приложение №1) . Прошу вас оценить свою готовность к уроку.

Нарисуйте зеленый круг если вы готовы к уроку. Желтый – если вы испытывайте затруднение и не готовы к уроку. Красный – если вы не настроены на урок.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности(10 мин).

Цель:Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

Технологии:

-личностно-ориентированная

-ИКТ

Формы работы:

-фронтальная

-коллективная

Методы:

-наглядный

-частично-поисковый

-практический

Создает эмоциональный настрой. Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать.

Формулирует задание.

Контролирует выполнение задания, создает ситуацию успеха, мотивируя учащихся к дальнейшей работе.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

-Делают самомассаж рук.

-Записывают в тетрадь число и классная работа.

-Отгадывают загадки и записывают отгадки (словарные слова) в тетрадь.

 -Взаимопроверка. Сверка с образцом на экране. Взаимооценка)

-Повторяют, закрепляют  изученную тему синонимы, находят пары – слова синонимы.

 - Работают с оставшейся парой слов радость – грусть,

выясняют в чем затруднение.

 -Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод о ранее изученной  и новой теме.

У детей возникает затруднение, т.к. данная группа слов  ранее не изучена.

Высказывают свое мнение, обосновывают ответы.

-Ребята, вам сегодня нужны ваше внимание, умение думать, размышлять и работать дружно, в сотрудничестве с одноклассниками.

- Прежде чем начнем писать, давайте помассируем пальчики (самомассаж рук)

 -Запишите в тетради число и классная работа.

-А сейчас мы с вами повторим словарные слова. Для этого Вам нужно будет отгадать загадки и записать отгадки. (Пишут словарные слова береза, яблоко, лопата, осина, дорога, быстро, скоро).

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов у вашего соседа (сверка с образцом на экране)

- Поставьте оценку вашему соседу ( зеленый кружок – если все правильно, желтый – если есть 1-2 ошибки, красный – если 3 ошибки и больше)

- Прочитайте последние два слова (быстро, скоро) и скажите какие это слова.

- Правильно, это слова синонимы.

-Расскажите правило, что мы называем синонимами?

- Теперь я попрошу вас найти пары слов, данные на доске (прощай- до свидания, трудиться – работать, смелый - храбрый, друг – товарищ)

- Остались слова радость – грусть. Можем ли мы их отнести к словам-синонимам? (Нет)

-Почему? (у них противоположные значения)

-Как называются такие слова? Мы их изучали? (Нет)

-Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке? (ответы детей)

 -Прошу оценить вашу работу на данном этапе. Если вы справились с заданием поставьте – желтый круг. Если во время выполнения задания вы испытали трудность – желтый круг. Если вы не смогли справиться с заданием – красный круг.

III. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (12 мин).

Цель:Построение детьми нового способа действий и формирования способности к его выполнению.

Технологии:

-технология деятельностного обучения

Форма работы:

-фронтальная

Методы:

-наглядный

-частично-поисковый

-деятельностный, практический

-метод создания ситуации успеха

.

-Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

-Организует фиксирование индивидуального затруднения.

-Организует составление совместного плана действий.

-Реализует план выхода из затруднения

-Работа с учебником: читают тему урока, пробуют сформулировать правило.

-Слушают стихотворение М.Лукашкиной, отвечают на вопросы, записывают пару слов-антонимов в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы.

- Делают гимнастику для глаз.

- Работают с текстом упр. 71 на стр 54, высказывают свое мнение по содержанию текста.

-Знакомятся со словарем антонимов.

-Ребята, откройте учебник на стр 54 и прочитайте тему урока (Что такое антонимы?)

- Кто уже может ответить на этот вопрос? (Слова, противоположные по значению называются антонимами)

-Слово антоним от греческих слов анти –«против» и онима –«имя»

-Ребята, а теперь посмотрите на экран и послушайте стихотворение (Приложение2)

-Вам понравилось стихотворение?

- Чем интересны пары слов в стихотворении?  (Пары слов имеют противоположное лексическое значение)

- Как называются такие слова? (Антонимы)

- Запишем последнюю пару слов в тетрадь.

-Какие это слова? (Словарные)

-Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые надо запомнить.

- Ребята, немного отдохнем, проведем гимнастику для глаз.

(Гимнастика для глаз «Бабочка» - Приложение3)

-Продолжаем работать. Найдите упражнение 71 на стр.54, прочитайте текст.

-Почему муравей загрустил? (За всю жизнь не сможет увидеть конца моря)

-Объясните, что и кого сравнил по величине Муравей? (Себя и море)

-Как называются слова большой и маленький? (Антонимы)

- Прочитайте правило на стр 54.

-Слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка» (Показываю словари)

- В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов на стр. 142. Откройте и ознакомьтесь с ним.

-Прошу оценить вашу работу на данном этапе. Если вы справились с заданием поставьте – зеленый круг. Если во время выполнения задания вы испытали трудность – желтый круг. Если вы не смогли справиться с заданием – красный круг. 

IV.Физкультминутка (2 мин).

Цель: снятие усталости, восстановление физических и духовных сил.

Игровая технология

Проводит игру-физкультминутку.

Восстанавливают физические и духовные силы, снимают усталость.

Игра «Наоборот» (Приложение 4)

V.Первичное закрепление. (10 мин)

Цель:Усвоение нового способа действий

Технологии:

-технология дифференцированного обучения

-личностно- ориентированная технология

-игровая

Форма работы:

-индивидуальная

-фронтальная

Методы:

-практический

-словесный

-частично-поисковый

Организует работу в парах

Организует динамическую игру.

Работают в парах.

-Находят пары слов антонимов в словаре, записывают в тетрадь.

-Самопроверка, самооценка.

-Играют в динамическую игру «Цепочка», закрепляют полученные знания.

-Ребята, теперь поработаем в парах. У вас на партах лежат конверты с заданиями. Вам нужно найти пары антонимы данных слов при помощи словаря в учебнике и записать их по образцу (Образец на экране).

- Теперь проверим по эталону (Образец на экране)

-Прошу оценить вашу работу на данном этапе. Если вы справились с заданием поставьте – зеленый круг. Если во время выполнения задания вы испытали трудность – желтый круг. Если вы не смогли справиться с заданием – красный круг.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Цепочка». Я бросаю мяч и называю слово. Ученик, который ловит мяч, должен назвать антоним моего слова и дальше бросает мяч однокласснику, называя свое слово.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель:Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний (5 мин).

Технологии:

-игровая технология

-технология оценивания

Формы работы:

-фронтальная

-индивидуальная

Методы:

-наглядный

-словесный

Совместно с учащимися подводит итог урока.

- Называют поставленную цель в начале урока и достигнуты ли были они.

Называют основные позиции нового материала и как они усвоили его (что получилось, что не получилось и почему)

- Играют в игру « Верю –не верю». Показывают карточки с ответами

-Оценивают уровень усвоения нового учебного материала с помощью «Светофора успеха».

-Наш  урок подходит к концу.

-Ребята, что нового вы узнали на уроке?

-Какую цель ставили? (узнать что такое антонимы, научиться находить слова-антонимы в тексте, пользоваться во внешней речи)

-Цели достигли?

-Для кого это было открытие?

-Какой сложный вид работы выполняли?

-Поиграем с вами в игру стратегию « Верю – не верю». Если вы согласны –поднимаете зеленый смайлик, если нет –красный.

*Антонимы – это близкие по значению слова.

* Антонимы – это противоположные по лексическому значению слова.

*Слова с противоположным значением можно найти в толковом словаре.

* Слово «анти» означает «против»

*Слова разговаривать и беседовать – это синонимы.

- Молодцы ребята.

-Оцените свою работу на уроке:

Прошу оценить вашу работу на данном этапе. Если вы усвоили новый материал, вам все осталось понятным поставьте – зеленый круг. Если у вас остались вопросы – желтый круг. Если вы не поняли новую тему– красный круг.

Попрошу вас подсчитать ваши круги в оценочных картах. Если у вас 4 зеленых  круга – ваша оценка за урок- «Высокий уровень», если 3 зеленых круга – оценка «Хорошо», если у вас оказалось 2 зеленых  круга оценка – «Средний уровень (удовлетворительно)»- значит надо еще немного поработать над новой темой.

-А сейчас мы с вами украсим дерево успеха нашими ладошками. Если на уроке вы чувствовали себя комфортно, все у вас получилось выполнить, приклеем  к дереву зеленую ладошку-листочек, если у вас возникли какие то трудности на уроке- желтую ладошку, а если новая тема была совсем непонятной для вас и нужно еще поработать над ней – красную ладошку.

-Молодцы, ребята! Урок окончен. Спасибо за урок.

VI1 Домашнее задание

Стр 55 упр 72

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

- Откройте свои дневники, запишите домашнее задание. Стр 55 упр .72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

"Кто такие насекомые?" Окружающий мир, 1 класс, "Школа России".

План учебного занятия в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?" На уроке используется УМК "Школа России"....

Тест по теме "Что такое экономика" 2 класс. "Школа России"

Тест проводим после прохождения темы "Что такое экономика"...

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя:            Формиров...