Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация.Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация. Русский язык» для индивидуального обучения на дому, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.4)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 56.42 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для индивидуального обучения на дому, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.4)
Цель: овладение навыками грамотного письма, что является необходимым условием для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптации и реабилитации в обществе.
Задачи преподавания письма и развития речи:
- научить различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- формировать умения писать строчные и прописные буква; списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать интерес к родному языку.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- коррекция познавательной и речевой деятельности;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика образовательного процесса
Специфика образовательного процесса отражена в Программе развития «Образование – право для всех» на 2018-2022 гг.
Цель программы: обеспечение доступности и повышения качества образования через обновление содержания и реализацию стратегических направлений модернизации системы образования.
Основные задачи программы:
- создание условий для повышения доступности качественного образования через инновационное развитие учреждения в соответствии с требованиями современной образовательной политики;
- обеспечение полноценного психического и личностного развития обучающихся с ОВЗ, коррекция имеющихся недостатков, их социальная адаптация с учетом индивидуальных особенностей;
- совершенствование системы воспитательной работы через внедрение форм социализации обучающихся, присоединение к российскому движению школьников, взаимодействие с организациями дополнительного образования, реализацию целевых программ;
- обеспечение поддержки инновационной деятельности педагогических кадров, в том числе в области ИКТ через методическую поддержку и различные формы стимулирования;
- повышение профессионального мастерства педагогов через профессиональные конкурсы, введение профессиональных стандартов, разнообразие форм повышения квалификации;
- обеспечение доступной и комфортной образовательной среды через совершенствование материальной базы, создание образовательных зон, оптимизацию помещений.
Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что он преподается детям с недостатками слуха. У детей словарный запас настолько ограничен, что они не могут запомнить наиболее часто встречающиеся, знакомые предметы, действия, признаки, не знают названия цветов и т.д. А слова, которые как будто бы детям известны, очень часто искажаются ими: одни буквы заменяются другими, опускается первая буква в слове, заменяются слоги, в некоторых словах сохраняется только один ударный слог. Недостаточное понимание значение слов, имеющихся в словарном запасе ребёнка, приводит к своеобразному употреблению их в речи. Нередко слабослышащие дети наделяют слово другим значением: общее понятие заменяется частным, частное понятие – общим, предмет ассоциируется с действием или предмет с признаком. Так же слабослышащие дети плохо усваивают звуковой состав языка. Даже у тех слабослышащих детей, которые владеют достаточно развёрнутой речью, обнаруживаются дефекты произношения. Таким образом, при формировании грамматического строя речи слабослышащие школьники исходят, прежде всего, из своего опыта речевого развития.
- Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; обучающиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов.
Эффективность обучения детей с умственной отсталостью зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.
В начальном обучении русскому языку детей с умственной отсталостью предусматриваются:
*максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;
*уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
*развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно;
*воспитание интереса к родному языку;
*формирование навыков учебной работы;
*развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Обучение русскому языку с умственными отсталыми обучающимися следует организовывать в соответствии со следующими общими требованиями:
-преподносить новый материал предельно развернуто;
-отводить значительное место практической деятельности обучающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;
-систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;
-уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;
-предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;
-уделять должное внимание формированию культуры общения;
-находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).
-составление домашнего задания в сторону малого объёма;
-для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;
-систематическая работа над развитием психических процессов;
-материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;
-увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.
Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенности личности обучающегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.
Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка начальной школы отводится 3 ч в неделю.
Сетка часов по математике
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
27 часов | 21 час | 30 часов | 24 часа |
ИТОГО 102 часа |
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе: — чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; — восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
∙ доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности; – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе, умения оценивать свои поступки; – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям; – формирование готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
- Личностные и предметные результаты
Предметные результаты.
– соблюдать основные правила участия в общении на уроке;
– пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);
– различать слово и предложение;
– различать звуки и буквы;
– списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии):
Ученик получит возможность научиться:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдая принятые правила общения; соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;
– осознавать наличие разных задач речи и различать деловые сообщения и словесные картинки;
– конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления; использовать записки в общении со сверстниками, с близкими;
– замечать слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;
– в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещѐн-ные в словарь учебника «Как правильно говорить?»
– использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;
– обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твѐрдости и мягкости, звука [й,], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил), в специально предложенных записях и в собственных.
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Содержание учебного предмета
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти, в зависимости от уровня развития детей.
Задачи добукварного периода:
- подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма;
- привить интерес к обучению;
- выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках письма и развития речи в добукварный период учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.
На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой учатся рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
Букварный период.
Задачи букварного периода:
- формировать звукобуквенный анализ и синтез;
- заложить основы овладения письмом.
Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.
При обучении письму дети учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.
7.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Тип урока | Основные виды учебной деятельности учащихся | Предметный результат | Личностный результат | ||
I четверть-27 часов Добукварный период. Технологии: игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии Методы: словесные, наглядные, практические. Словарь :полоски, красный, желтый, зеленый,квадрат, треугольник, круг ИКТ: интерактивная презентации, образовательные ресурсы интернета, электронные тренажеры. Формы работы: индивидуальная | ||||||||
1-2 | Рисование и обводка по трафарету. | 3.09 5.09 | 3.09 5.09 | ОНЗ | Знакомятся: С правильной посадкой при письме. Учатся слышать учителя. | - ориентироваться в первой учебной тетради; | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». | |
3 | Знакомство с наиболее распространенными цветами. Расположение полосок. | 6.09 | 6.09 | ОНЗ | Знакомятся: с основными цветами; Учатся: выделять нужный цвет среди других; исключать лишние основные цвета; составлять слово; слышать учителя. | - правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте; - демонстрировать правильное положение ручки при письме; | ||
4 | Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок. | 10.09 | 10.09 | ОНЗ | Учатся: работать с цветными полосками; располагать цвета в определённой последовательности; выделять нужный цвет среди других; исключать лишние основные цвета; составлять слово. Упражняются в составлении комбинаций из полосок. | - воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма; - называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи; | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | |
5-6 | Различение по цвету двух комбинаций цветных полосок. | 12.09 13.09 | 12.09 13.09 | ОНЗ | Упражняются в составлении комбинаций из полосок. | - обводить предметы по контуру; - находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. | ||
7 | Различение расположения цветных полосок в двух сочетаниях. | 17.09 | 17.09 | Урок отработки умений и рефлексии | Упражняются в составлении комбинаций из полосок. | - обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки, штриховать; | ||
8 | Разложение целого на составные части. Составление целого из отдельных частей. | 19.09 | 19.09 | ОНЗ | составлять предложения из полосок; называть первое, второе слово. | - писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами; | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | |
9 | Геометрические фигуры. (квадрат, треугольник, круг). | 20.09 | 20.09 | обводить геометрические фигуры по трафарету, по контуру; развивать мелкую моторику рук; составлять предложения из полосок; | - чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец; - писать элементы букв, ориентируясь на образец и дополнительную линию; | |||
10 11 | Различение геометрических фигур и цветных полосок. Письмо палочек. | 24.09 26.09 | 24.09 26.09 | Учатся: ориентироваться в тетради по клеточкам, соединять по точкам; составлять предложения из полосок; обводить геометрические фигуры по контуру; | учатся следить за правильным положением ручки, тетради, позы; бережно пользоваться школьными принадлежностями | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | ||
12-13 | Различение геометрических фигур и полосок по цвету, размеру, взаимному расположению. Письмо палочек. | 27.09 1.10 | 27.09 1.10 | ОНЗ | Учатся: правильно держать карандаш, ручку; делить слова на слоги; воспроизводят простейшие комбинации из прямых линий и закруглений внизу. | Различают геометрические фигуры, цветные полоски, учатся писать палочки. | ||
14 | Различение геометрических фигур и цветных полосок. Письмо палочек с закруглением внизу. | 3.10 | 3.10 | ОНЗ | Писать длинную наклонную линию с закруглением внизу (влево). Писать короткую наклонную линию с закруглением внизу (вправо). | Различают геометрические фигуры, цветные полоски, учатся писать палочки с закруглением внизу. | ||
15 | Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей. Письмо палочек с закруглением вверху. | 4.10 | 4.10 | ОНЗ | Выполнять звукобуквенный анализ слов, обозначающих предмет, изображённый в букваре. Писать овалы большие и маленькие, чередовать их, соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними. Писать короткие наклонные линии, объединяя их в группы по две-три, соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними. | Различают геометрические фигуры, цветные полоски, учатся писать палочки с закруглением внизу. | Осознавать роль языка и речи в жизни людей | |
16 | Письмо элементов букв р,у,д - длинная палочка с петлей внизу | 8.10 | 8.10 | Учатся: писать элементы букв, равномерно расставлять их на строке; выполнять звукобуквенный анализ слов; | Научатся писать элементы букв - длинная палочка с петлей внизу. | |||
17 | Письмо полуовала - элемента буквы с. | 10.10 | 10.10 | ОНЗ | Учатся: делить слова на слоги; писать элементы по карандашу, образцу и самостоятельно; держать карандаш, ручку; изображать графически слова из полосок бумаги и на классной доске; | Ориентироваться в линейной тетради, письмо полуовала. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | |
18-19 | Письмо овала. | 11.10 15.10 | 11.10 15.10 | ОНЗ Реф | Учатся: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; писать овальные, дугообразные и изогнутые линии; держать карандаш, ручку. | - писать элементы букв, ориентируясь на образец и дополнительную линию; | ||
20 | Письмо полуовала. | 17.10 | 17.10 | Онз | Учатся: писать овалы; выделять первый звук в слове. составлять звуковые и слоговые схемы слов; | - чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец; | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
21-22 | Буква а. Знакомство со строчной буквой а и упражнение в ее написании. | 18.10 22.10 | 18.10 22.10 | ОНЗ Реф | анализировать, сопоставлять структуру печатной и рукописной буквы а; | - писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами; | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |
23-24 | Буква у. Знакомство со строчной буквой у и упражнение в ее написании. | 24.10 25.10 | 24.10 25.10 | ОНЗ Реф | писать строчную букву у; анализировать её структуру, сравнивать и сопоставлять; демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. | |||
25-27 | Слова ау и уа. Звуко-буквенный анализ и письмо слов. Правила соединения букв. Упражнения в написании данных слов. | 29.10 31.10 1.11 | 29.10 31.10 1.11 | ОНЗ Реф | различные элементы букв; правильно соединять буквы а, у; осуществлятьрешение учебной задачи под руководством учителя. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | ||
II четверть-21 час Букварный период Технологии: игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии Методы: словесные, наглядные, практические. Словарь :буква м,мама,ухо,ам,сом ИКТ: интерактивная презентации, образовательные ресурсы интернета, электронные тренажеры. Формы работы: индивидуальная | ||||||||
1-2 | Буква м. Знакомство со строчной буквой м и упражнения в ее написании. | 12.11 14.11 | 12.11 14.11 | Сравнивать печатную и письменную буквы. конструировать буквы М, м из различных материалов; писать буквы Мм в соответствии с образцом. | Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям | |||
3-4 | Обратные слоги ам и ум. Звуко-буквенный анализ и письмо данных слов. Прописная буква М. | 15.11 19.11 | 15.11 19.11 | ОНЗ | писать прописную букву М отдельно и в соединении со строчными буквами;выполнять графический анализ прописной и строчной буквы; | Умение выделять в словах заданный звук и букву, соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине. | ||
5-6 | Буква о. Знакомство со строчной буквой о и упражнения в ее написании. Прописная буква О. | 21.11 22.11 | 21.11 22.11 | ОНЗ | анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах; называть правильно элементы буквы, о; сравнивать печатную и письменную буквы; конструировать букву о из различных материалов; | Умение выделять в словах заданный звук и букву, соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине. | Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. | |
7-8 | Прямые открытые слоги ма, му. Звуко-буквенный анализ и письмо слогов. Сравнительный звуко-буквенный анализ и написание слогов ам-ма, ум-му. | 26.11 28.11 | 26.11 28.11 | ОНЗ | Учатся: делать звукобуквенный анализ слов; сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; | |||
9-10 | Буква с. Знакомство со строчной буквой с и упражнения в ее написании. Прописная буква С. | 29.11 3.12 | 29.11 3.12 | Урок отработки умений и рефлексии | Учатся:писать строчную букву с; делать звукобуквенный анализ слов;писать слоги , слова после анализа. | Умение выделять в словах заданный звук и букву, соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине. | Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | |
11-12 | Слоги и слова с буквой с. Звуко-буквенный анализ и написание обратных слогов са, со,су. Сравнительный звуко-буквенный анализ и написание слогов ас-са, ус-су, ос-со. | 5.12 6.12 | 5.12 6.12 | ОНЗ | Учатся: писать слоги после звукобуквенного анализа; Учатся: делать звукобуквенный анализ слов; | |||
13-14 | Буква х. Знакомство со строчной буквой х и упражнения в ее написании. Прописная буква Х. Письмо слогов с буквой х после звуко-буквенного анализа. | 10.12 12.12 | 10.12 12.12 | Урок отработки умений и рефлексии | писать буквы Х, х в соответствии с образцом;соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона; сравнивать написанные буквы Х, х с образцом. | Умение выделять в словах заданный звук и букву, соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | |
15-16 | Составление и письмо слов с усвоенными слогами су-хо, му-ха, у-хо и предложений из данных слов. | 13.12 17.12 | 13.12 17.12 | Урок отработки умений и рефлексии | делать звукобуквенный анализ слов; | |||
17-18 | Повторение написания пройденных букв. Списывание слогов и слов. Письмо под диктовку букв и слогов после звуко-буквенного анализа. | 19.12 20.12 | 19.12 20.12 | ОНЗ | Учатся: слышать нужный звук в слове;делать звукобуквенный анализ слов; | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | ||
19 | Повторение и закрепление изученных букв, письмо слогов, слов. | 24.12 | 24.12 | Урок отработки умений и рефлексии | Учатся: слышать нужный звук в слове;делать звукобуквенный анализ слов; | |||
20-21 | Строчная буква ш. Обратные слоги с ш. | 26.12 27.12 | 26.12 27.12 | ОНЗ | Учатся: писать строчную ипрописную букву ш отдельно и в соединении со другими буквами; писать слоги, слова с буквой ш после звукобуквенного анализа; | |||
III четверть Технологии: игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии Методы: словесные, наглядные, практические. Словарь :буква ш,шар,нос,рак,папа,кот ИКТ: интерактивная презентации, образовательные ресурсы интернета, электронные тренажеры. Формы работы: индивидуальная | ||||||||
1-2 | Прописная буква Ш. Прямые слоги с ш. | 10.01 14.01 | 10.01 14.01 | Урок отработки умений и рефлексии | Учатся: писать строчную ипрописную букву ш отдельно и в соединении со другими буквами; писать слоги, слова с буквой ш после звукобуквенного анализа; | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
3 | Письмо слов и предложений с буквой ш. | 16.01 | 16.01 | Урок отработки умен | Учатся: писать прописную букву Ш отдельно и в соединении со строчными буквами; | |||
4 | Различение написания слов с буквами с-ш. | 17.01 | 17.01 | Урок отработки умений и рефлексии | писать слоги, слова с буквами ш-с,после звукобуквенного анализ. | Научатся: различать слово и обозначенный им предмет, классифицировать и объединять слова в тематические группы по значению. Получат возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». |
5-6 | Строчная буква л. Обратные слоги с л. | 21.01 23.01 | 21.01 23.01 | ОНЗ | контролировать выполненную работу;соединять, прописывать буквы,слоги, слова. | ||
7 | Прописная буква Л. Прямые слоги с л. Письмо слов. | 24.01 | 24.01 | Урок отработки умений | Работать с предложениями, строить схему предложения. | Научатся: различать слово и обозначенный им предмет, классифицировать и объединять слова в тематические группы по значению. Определять в звучащей речи слова с заданным звуком, подбирать свои примеры. | |
8 | Письмо слов, предложений с буквой л. | 28.01 | 28.01 | ОНЗ | Делать звукобуквенный анализ. | Проявляют уважительное отношение к иному мнению. | |
9-10 | Буква ы. Слоги и слова с буквой ы. Письмо слов, предложений с буквой ы. | 30.01 31.01 | 30.01 31.01 | Урок отработки умений и рефлексии | Писать под диктовку. | ||
11-12 | Строчная буква н. Прямые и обратные слоги с н. | 4.02 6.02 | 4.02 6.02 | ОНЗ | Учатся писать букву Н. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | |
13 | Прописная буква Н. Письмо слов с буквой н. | 7.02 | 7.02 | ОНЗ | Работа с карточками | ||
14 | Письмо слов, предложений с буквой н. | 11.02 | 11.02 | Урок отработки умений | Работа с небольшим текстом. | ||
15-16 | Строчная буква р. Обратные слоги с р. | 13.02 14.02 | 13.02 14.02 | Урок отработки умений и рефлексии | Списывание слогов, слов с буквой р. | Научатся: выделять предложения из речи, правильно оформлять их на письме. | |
17 | Прописная буква Р. Прямые слоги с р. | 18.02 | 18.02 | Урок отработки умений и рефлексии | Работает самостоятельно. | Научатся: различать слово и обозначенный им предмет, классифицировать и объединять слова в тематические группы по значению. | |
18 | Письмо слов, предложений с буквой р. | 20.02 | 20.02 | ОНЗ | Делают звукобуквенный анализ. | ||
19 | Закрепление написания изученных букв, слогов. | 21.02 | 21.02 | Закрепление написание изученных букв | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | ||
20-21 | Строчная буква к. Письмо слов, предложений с буквой к. | 25.02 27.02 | 25.02 27.02 | Учится писать строчную букву к. | |||
22 | Прописная буква К. Письмо слов и предложений с к. | 28.02 | 28.02 | Учится писать строчную букву | |||
23-24 | Строчная буква п. Письмо слов с буквой п. | 4.03 6.03 | 4.03 6.03 | Делать звукобуквенный анализ. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | ||
25 | Прописная буква П. Письмо слов и предложений с буквой п. | 7.03 | 7.03 | ОНЗ | |||
26 | Повторение пройденного. Упражнения в написании букв, слогов, слов и предложений. | 11.03 | 11.03 | ОНЗ | |||
27-28 | Буква Тт. Слоги с буквой т. Прописная буква Т. | 13.03 14.03 | 13.03 14.03 | Умение выделять в словах заданный звук и букву, соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине. | |||
29-30 | Буква и. Прописная буква И. | 18.03 20.03 | 18.03 20.03 | ОНЗ | Умение выделять в словах заданный звук и букву, соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине. | Проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость. | |
IV четверть Технологии: игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии Методы: словесные, наглядные, практические. Словарь :буква з,зима,весна,Вот Вова ИКТ: интерактивная презентации, образовательные ресурсы интернета, электронные тренажеры. Формы работы: индивидуальная | |||||||
1-2 | Составление и письмо слов с буквой и в начале слова. Буква и- показатель мягкости согласных. | 1.04 3.04 | 1.04 3.04 | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | |||
3 | Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов с твердыми и мягкими согласными при обозначении буквами ы-и. | 4.04 | 4.04 | Умение выделять в словах заданный звук и букву, соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине. | |||
4-5 | Буква з. Слоги и слова с буквой з. Прописная буква З. | 8.04 10.04 | 8.04 10.04 | Проявляют доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость. | |||
6 | Различение слогов и слов с буквами з-с, сравнительный звуко-буквенный анализ. | 11.04 | 11.04 | Умение выделять в словах заданный звук и букву, соблюдать соразмерность элементов буквы | |||
7-8 | Буква в. Слоги и слова с буквой в. | 15.04 17.04 | 15.04 17.04 | ОНЗ | выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Называтьправильно элементы буквы В, в. | ||
9 | Прописная буква В. Составление и написание предложений. | 18.04 | 18.04 | Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. | Научатся: выделять предложения из речи, правильно оформлять их на письме | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | |
10-11 | Буква ж. Слоги и слова с буквой ж. | 22.04 24.04 | 22.04 24.04 | Сравниватьнаписанные буквы Ж, ж с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ж]. | |||
12 | Прописная буква Ж. Различение слогов и слов с буквами ж-ш. | 25.04 | 25.04 | ОНЗ | Писать буквы Ж, ж в соответствии с образцом. | Научатся: выделять предложения из речи, правильно оформлять их на письме. | |
13 | Письмо слов, предложений. | 29.04 | 29.04 | Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. | Научатся: выделять предложения из речи, правильно оформлять их на письме. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | |
14-15 | Буква б. Слоги и слова с буквой б. | 6.05 8.05 | 6.05 8.05 | ОНЗ | Конструироватьбуквы Б, б из различных материалов.Обводить элементы буквы Б безотрывно, не выходя за пределы широкой строки. Писать буквы Б, б в соответствии с образцом. | Научатся: выделять предложения из речи, правильно оформлять их на письме. | |
16 | Прописная буква Б. Различение слогов и слов с буквами б-п. Сравнительный звуко-буквенный анализ. | 13.05 | 13.05 | Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравниватьнаписанные буквы Б, б с образцом. |
17 | Буква г. Слоги и слова с буквой г. | 15.05 | 15.05 | Урок отработки умений и рефлексии | Называть правильно элементы буквы Г, г. Обводить бордюрные рисунки безотрывно. Писать буквы Г, г в соответствии с образцом. | Научатся: различать слово и обозначенный им предмет, классифицировать и объединять слова в тематические группы по значению. Получат возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». |
18-19 | Прописная буква Г. Различение слогов и слов с буквами г-к. Сравнительный звуко-буквенный анализ. | 16.05 20.05 | 16.05 20.05 | Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. | Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. | ||
20-21 | Буква д. слоги и слова с буквой д. | 22.05 23.05 | 22.05 23.05 | Урок отработки умений и рефлексии |
| Научатся: различать слово и обозначенный им предмет, классифицировать и объединять слова в тематические группы по значению. Определять в звучащей речи слова | |
с заданным звуком, подбирать свои примеры. | |||||||
22 | Прописная буква Д. Различение на письме слогов и слов с буквами д-т | 27.05 | 27.05 | ОНЗ | Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. | Проявляют уважительное отношение к иному мнению. | |
23-24 | Закрепление изученных букв, письмо слов, предложений. | 28.05 30.05 | 28.05 30.05 | Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Название | Авторы | Классы | Наличие электронного приложения |
I.Учебники | ||||
1 | Развитие речи | М.А.Зыкова Е. П. КузьмичеваВ.Г. | 1 класс | |
II.Учебно-методические пособия | ||||
1 |
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств | Количество | Применение |
Ноутбук | 1 | Данное оборудование необходимо для создания особой организации образовательного процесса, в том числе организации рабочего места обучающегося с нарушенным слухом. С помощью ноутбуков образовательный процесс становится индивидуализированным и оптимизированным, у обучающихся развиваются умения использования технических средств, что позволяет обеспечить успешную социализацию обучающихся в современном информационном обществе. |
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Таблички, карточки, наглядные пособия, разрезная азбука, веера букв. | Рабочие программы, технологические карты уроков |
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы | Электронные образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
Мультфильмы к стихотворениям Фильмы к сказкам | Презентации к уроку Электронные наглядные пособия к уроку | http://www.labirint.ru/ |
9.Планируемые результаты изучения учебного предмета
-писать буквы русского алфавита
-называние слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.)
- понимание словосочетаний, простых предложений
-понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее)
Срок реализации 1 год (2018 – 2019 уч. год)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс
Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс
Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 2в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...
Рабочая программа предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся по АООП (вариант 2)...