Памятка по работе над ошибками. Русский язык
учебно-методическое пособие по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Мефед Елена Геннадьевна

Пособие можно мспользовать при проведении работы над ошибками по русскому языку с учащимися 2-4 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал по русскому языку для начальной школы

Памятка по работе над ошибками

  1. Гласные после шипящих ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Выпиши слово, подчеркни сочетание, допиши ещё четыре слова на это правило.
    Делай так:        
    Машина, ежи, ширь, стрижи.
  2. Безударные гласные в корне слова. Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, среди них подчеркни слово.
    Делай так:        
    Моря́ – морско́й, моря́к, мо́ре.
  3. Безударные гласные, непроверяемые ударением. Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, подчеркни безударные гласные, придумай и запиши с этим словом предложение.
    Делай так:        
    Огуре́ц, огуре́чный, огу́рчик.
                            Мы собрали хороший урожай огурцов.
  4. Парные согласные. Выпиши слово, подчеркни сомнительную согласную, подбери к нему однокоренные.
    Делай так:        
    Дубки, дуб, дубок, дубовый.
  5. Правописание непроизносимых согласных. Выпиши слово, подбери к нему несколько родственных слов, выдели корни, подчеркни проверочные.

     Делай так: Звёздный, звезда, звёздочка.

  1. Правописание предлогов.
    ЗАПОМНИ!
     Предлог – это часть речи. Он пишется отдельно. Из предложения, в котором допущена ошибка выпиши слово с предлогом. Между словом и предлогом поставь вопрос.
    Делай так:        
    По небу плывут грозовые тучи.
                            по (какому?) небу
                            по тёмному небу
  2. Правописание приставок. 

  Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется со словом слитно.

Выпиши слово, выдели приставку, образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай так: Заехал, уехал, приехал, отъехал.

  1. «Ь» – показатель мягкости согласных. Выпиши слово, подчеркни «Ь» с согласной. Запиши четыре слова на это правило.
    Делай так:        
    Коньки, пеньки, конь, лень, осень.
  2. Обозначение мягкости согласных.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е,ё,и,я,ю и

Ь, ч, щ, й – всегда мягкие согласные. Выпиши слово. Определи буквы, которые обозначают мягкость согласного. Допиши ещё 4 слова на это правило.

Делай так: Щавель, чайка, лиловые, якорь, медведь.

  1. Разделительный Ь пиши в корне слова после согласной перед гласными е,ё,ю,я,и.

     Выпиши слово, выдели корень, допиши 4 слова на это же правило.

     Делай так: Птичьи, лисьи, вьюга, листья, платье.

  1. Разделительный Ъ пишется после приставок на согласную перед гласными корня е,ё,ю,я.

     Делай так: Подъезд, съёжился, объявление, съел.

  1. Ошибки на пропуск букв, искажение слова, замену букв. Выпиши слово, правильно раздели на слоги. Определи количество гласных и согласных.
    Делай так:        
    Со/ба/ка – 3 гл., 3 согл.
  2. Перенос слова. Выпиши слово, раздели его на слоги, раздели для переноса.

    Делай так: У/че/ник – уче-ник, кол/лек/ци/я – кол-лекция.

  1. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ пишутся без мягкого знака. Выпиши слово, подчеркни сочетание, допиши три слова на это правило.
    Делай так:        
    Почка, кочка, ночной, сорочка.
  2. Заглавная буква в именах собственных. Выпиши слово правильно, запиши ещё два слова на эту орфограмму.
    Делай так:        
    Илья, Петров, кошка Мурка, река Десна, город Брянск.
  3. Начало предложений пишется с заглавной буквы. Выпиши предложение, подчеркни заглавную букву, в конце поставь нужный знак. Запиши ещё три предложения по одной теме.
    Делай так:        
    В лесной глуши нора лисы. Ты любишь осень? Осень прекрасна! Деревья надели свой осенний наряд.
  4. Знаки препинания в конце предложения. (. ? ! …)

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

  1. Удвоенные согласные. Выпиши слово. Определи, почему пишется удвоенная согласная.

- на стыке корня и суффикса:

Осень – осенний.

- на стыке приставки и корня:

Рассада, поддержать, рассказ.

- в корне слова:

Суббота, масса, перрон.

Разбери слово по составу, допиши 1-2 слова на это же правило.

Делай так: Рассада, вводить, оттепель.

19. Ь на конце существительных после шипящих. 

Напиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 4 слова на это правило.

Делай так: Мышь (ж.р.), дочь, печь, брошь, тишь.

                   Луч (м.р.), борщ, ключ, плащ, плач.

20. Запомни суффиксы.

-еньк-

беленький

маленький

-ов-

берёзовый

кленовый

-н-

длинный

осенний

-ск-

родительский

учительский

Выпиши слово, выдели суффикс. Запиши 2 слова на это же правило.

Делай так: Черненький, славненький, родненький.

21. Падежные окончания имён существительных.

Выпиши существительное, выдели окончание, обозначь склонение и падеж. Запиши 2 существительных в этой же форме.

Делай так: В деревне (1 скл., П.п.), в избушке, в корзине.

Проверяй правописание безударных окончаний имён существительных по таблице:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

-ы, (-и)

Д.п.

Т.п.

-ой, (-ей)

-ом, (-ем)

-ью

П.п.

22. Соединительные гласные (о, е) в сложных словах. Выпиши слово правильно, выдели корни, подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё 4 слова на эту орфограмму.

Делай так: Водовоз, самолёт, вертолёт, самосвал, вездеход.

23. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Поставь вопрос от существительного к прилагательному, определи род, число, падеж. Запиши 3 прилагательных с существительными в той же форме.

Делай так: Яблока (какого?) спелого – ср.р., Р.п.

                  Голубого озера, красивого дерева, синего неба.

Проверяй написание безударных окончаний прилагательных по вопросам:

какая?, какое?, какого?, о каком?, какие?

24.Неопределённая форма глагола.

Что делать?      Что сделать?

- ти        - ть       -чь

нести  гнать   беречь

Выпиши слово, поставь вопрос, выдели окончание, подбери 2-3 слова на это же правило.

Делай так: Что делать? Везти, ползти, грести.

                   Что сделать? Увлечь, запрячь, стеречь.

25. «Не» с глаголами пишется отдельно.

Выпиши глагол с частице «не». Запиши ещё 2 слова с этой частицей.

Делай так: Не пришёл, не выучил, не понял.

26. Правописание окончаний глаголов 2-го лица ед. числа.

Запомни! В окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. пишется Ь(пишешь, стучишь)

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.

Делай так: Читаешь – 1 спр., 2л., ед.,ч., рисуешь, танцуешь, гуляешь.

27. Правописание безударных окончаний глаголов.

Запомни! Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме. Ко 2 спряжению относятся глаголы на –ить (кроме брить, стелить).

Глаголы исключения: слышать, дышать, гнать, держать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть. Остальные глаголы 1 спряжения.

Окончания глаголов:

1 спряжение – -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют)

2 спряжение – -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят)

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило.

Делай так: Строим – строить(2 спр., 2л., мн.ч.), держим, тащим, купим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для работы над ошибками. Русский язык

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку. Памятка предназначена для учащихся 1-5 классов....

Памятка к работе над ошибками. Русский язык.

Памятка к работе над ошибками. Русский язык....

Памятка при работе над ошибками. Русский язык.

Памятка при работе над ошибками. Русский язык....

Памятка для работы над ошибками (русский язык)

Памятка для работы над ошибками....

Памятка по работе над ошибками (русский язык)

Памятка разработана для выполнения работы над ошибками по русскому языку в 1 -4 классах....

Памятка по работе над ошибками (русский язык)

В данном пособии есть подробные инструкции по выполнению эффективной работы над ошибками по русскому языку....

Памятка по работе над ошибками (русский язык) - 2 класс

Подробное описание ошибок и алгоритм выполнения работы над ошибками. Приложен образец работы над ошибками. Распечатываю на одном листе с двух сторон 2 экземпляра. Дети вкладывают в тетради и ежедневно...