Конспект урока по русскому языку 3 класс "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Полчанинова Светлана Леонидовна

Задания на уроке интересны по содержанию,  создают положительный эмоциональный фон. Игровая форма заданий привлекательна для младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass_imya_sushchestvitelnoe.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК «Начальная школа XXI» века

«Имя существительное»

Полчанинова С.Л.

Тип урока: открытие знаний и способов действий.

Планируемые результаты: проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют имя существительное как часть речи; контролируют свои действия.

Личностные результаты: сохраняют мотивацию к учёбе, проявляют интерес к новому учебному материалу.

Универсальные учебные действия:

познавательные: извлекают необходимую информацию из учебного текста; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; формулируют простые выводы на основе анализа; соблюдают орфографические нормы написания;

регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; учатся планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

коммуникативные: строят устные высказывания; учатся общению во время работы в парах.

  1. Организационный момент.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

Учитель: Отгадайте. Что это? Кто догадался, поднимите руку. Я вижу, что не все ребята смогли догадаться! В течение урока вы сможете найти ответ!

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа. Введение в тему урока.

Топор, трактор, завод, инженер, футбол, шофёр, учитель, профессия.

Учитель: Что общего у слов, которые вы записали? (Это части речи).

Какой раздел мы начали изучать на уроках русского языка? (Части речи).

Предлагаю вспомнить, что мы уже знаем о частях речи.

Игра «Да –нет» Отвечайте на мои вопросы только «да» или только «нет»

  • Части речи – это группы слов, имеющие общие признаки? (да)
  • Части речи бывают самостоятельные и служебные? (да)
  • Служебные части речи отвечают на вопросы? (нет)
  • Самостоятельные части речи отвечают на вопросы?
  • Предлог – это самостоятельная часть речи? (нет)
  • Служебные помогают словам принять нужную форму? (да)
  • Глагол – служебная часть речи? (нет)
  • Имя существительное – самостоятельная часть речи? (да)?

Давайте докажем. Возвращаемся к словарным словам. Задаем вопросы. Что еще объединяет словарные слова? Это имена существительные.

Молодцы!

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: Какая тема урока? Кто может сказать? (имя существительное).

Имя существительное-важнейшая часть речи. Она появилась самой первой. Первобытные люди, изучая окружающий мир, прежде всего называли предметы, которые их окружают.  

Учитель: Вернёмся к нашей загадке. Прочитайте её ещё раз. Кто догадался? Поднимите руку. Молодцы! Хором сказал ответ!

Учитель: Вспомним, что мы знаем об имени существительном? (отвечает на вопросы кто? что?; называет предметы). А сегодня мы расширим и систематизируем наши знания об имени существительном и узнаем что-то новое.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель: Открывать новые знания нам поможет учебник. Упражнение 1 с. 155.

Работаем в парах.

Учитель: Подведём итог работе. Какие слова вы выписали?

Как вы определили, что это имена существительные?

А теперь, предлагаю подумать: почему к одним словам мы задаем вопрос что?, а к другим словам вопрос кто?

Ответить на этот вопрос вам поможет эта подсказка из учебника на с. 155.

Вывод: Слова, которые отвечают на вопрос кто?, называют людей и животных. Слова, которые отвечают на вопрос что? называют все остальные предметы.

Учитель: Выполним упражнение 2. (по цепочке) и уточним, что мы понимаем под предметом, который может обозначать имя существительное.

Вывод: Когда мы говорим, что имена существительные называют предмет, то под предметом понимаем и людей, и животных, и явления природы, и растения, и вещи, и города, и чувства и т.д.

Учитель: Вернемся к словарным словам на уроке. На какие две группы можно разделить слова? (по вопросам кто? и что?)

Вывод: Что нового узнали об имени существительном?

  1. Физминутка.

Я называю слово, а вы, если оно отвечает на вопрос кто?, хлопаете. А если на вопрос что?, топаете.

Зима, Снегурочка, снегирь, сугроб, лёд,  медведь, Дед Мороз, метель, вьюга, заяц, снежинка.

  1. Продолжаем наблюдать за именем существительным. Потренируемся классифицировать их по значениям.

Учитель: На партах у вас карточка с заданием.  Работаем самостоятельно.

Карточка

Распредели словарные слова по группам в зависимости от значения.

Допиши по 1 слову в каждую группу.

профессии

инструменты

транспорт

промышленное предприятие

вид спорта

Учитель: Поработаем в паре. Выполним взаимопроверку.

Вывод: Что дополнили к тому, что знали? Какие предметы могут называть имена существительные?

Откроем учебник на с.154. Прочитайте, что мы узнаем об имени существительном на следующих уроках? На какие вопросы сможем ответить?

  1. Итог урока: 
  • На какие вопросы отвечает имя существительное? Когда задаём вопрос «кто?» , а когда вопрос «что?»
  • Что имеем ввиду, когда говорим, что имя существительное обозначает предмет?
  • Что такое имя существительное?
  1. Рефлексия.
  • Подумайте и оцените, все ли вам понятно?
  • Какие трудности возникли на уроке?
  • Сможете ли вы дома распределить имена существительные по группам.
  1. Домашнее задание. Д/З с. 156 №4, словарь 9

Учитель: Урок мы начали с загадки и завершить его хочу загадкой. Слушайте и отвечайте!

Знаю я теперь отныне- 

Есть одно такое имя - 

Назовет любой предмет 

И на все нам даст ответ. 

Часть речи самая восхитительная-

Имя …….. (существительное)

Молодцы! Спасибо за работу!

Использованная литература:

  1. Русский язык. 3 класс. Технологические карты уроков по учебнику С.В.Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И.Кузнецовой. Автор-составитель Л.П.Кибирева. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Волгоград, издательство «Учитель»
  2. В.Волина. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995 год.
  3. Т.П. Лакоценина. Необычные уроки в начальной школе (Часть1: Основные группы уроков, методика). Ростов-на-Дону ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель» 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Имя существительное.

Урок с использованием групповых форм обучения....

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное" 4 класс

Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное"....

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"( 2 класс)

  Разработанный урок русского языка предназначен в помощь учителям, работающим по программе «Школа России».   На этом уроке дети не заучивают готовые правила, а учатся наблюдать,...

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"

Наблюдение над ролью существительного в тексте....

Конспект урока по русскому языку. Имя существительное

Цели урока: познакомить с именами существительными, учить находить существительные в тексте, классифицировать существительные на одушевленные и неодушевленные, развивать любознательность, мышление, ре...