Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Попова Екатерина Александровна

В рабочей программе присутствуют такие разделы как:

1) планируемые результаты;

2) содержание программы;

3) календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_3_klass.docx66.15 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ III

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

№п/п

Тема урока

Количество уроков

Дата проведения

Примечание

по плану

фактически

1 четверть

Язык и речь (3 часа)

1

Устная и письменная речь.

1

1.09

2

Виды речи. Речь, её назначение.

1

2.09

3

Виды речи. Речь, её назначение.

1

4.09

Текст. Предложение. Словосочетание (17 часов)

4

Текст как единица языка и речи.

1

5.09

5

Текст. Типы текстов.

1

6,09

6

Предложение. Признаки предложения.

1

7.09

7

Виды предложений по цели высказывания.

1

8.09

8

Изложение повествовательного текста «Рыбья беда».

1

9.09

9

Виды предложений по интонации.

1

11.09

10

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

1

12.09

11

Входная контрольная работа(диктант)

1

13.09

12

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Обращение (общее понятие)

1

14.09

13

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

1

15.09

14

Составление рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1

16.09

15

Распространённые и нераспространённые

предложения

1

18.09

16-17

Простое и сложное предложения.

2

19.09

20.09

18-19

Словосочетание. Связь слов в предложении при помощи вопроса.

2

21.09

22.09

20

Сочинение  по репродукции картины В. Д.Поленова «Золотая осень».

1

23.09

Слово в языке и речи (21 час)

21

Лексическое значение слова.  Однозначные и многозначные слова.

1

25.09

22

Синонимы и антонимы.

1

26.09

23

Омонимы.

1

27.09

24

Контрольное списывание.

1

28.09

25

Слово и словосочетание.

1

29.09

26

Изложение текста – описания «Роса».

1

30.09

27

Фразеологизмы.

1

2.10

28

Части речи.

Имя существительное. Словарный диктант.

1

3.10

29

Части речи.

Имя прилагательное.

1

4.10

30

Части речи. Глагол.

1

5.10

31

Имя числительное.

1

6.10

32

Составление текста-описания по репродукции картины

И. Хруцкого «Цветы и плоды».

1

7.10

33

Однокоренные слова.

1

9.10

34

Однокоренные слова.

1

10.10

35

Гласные звуки и буквы.

1

11.10

36

Согласные звуки и буквы.

1

12.10

37

Правописание парных согласных.

1

13.10

38

Изложение повествовательного текста «Елочка».

1

14.10

39

Правописание разделительного мягкого знака.

1

16.10

40

Контрольный диктант. Словосочетание. Части речи.

1

17.10

41

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Проект«Рассказ о слове»

1

18.10

Состав слова (22 часа)

42-43

Состав слова. Корень слова.

2

19.10

20.10

44

Изложение повествовательного текста по вопросному плану "Сыроежка".

1

21.10

45

Формы слова. Окончание.

1

23.10

46

Формы слова. Окончание. Словарный диктант.

1

24.10

47

Часть слова. Приставка. Значение приставки.

1

25.10

48

Часть слова. Приставка. Значение приставки.

1

26.10

49

Итоговый контрольный диктант.

1

27.10

50

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Часть слова. Приставка. Значение приставки.

1

28.10

51

Часть слова. Суффикс.  Значения суффиксов.

1

30.10

2 четверть

52-53

Часть слова. Суффикс.  Значения суффиксов.

2

7.11

8.11

54

Части слова: корень, приставка, суффикс.

1

9.11

55

Части слова. Основа слова.

1

10.11

56

Составление рассказа по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

1

11.11

57

Части слова. Основа слова.

1

13.11

58

Разбор слова по составу.

1

14.11

59

Разбор слова по составу.

1

15.11

60

Контрольный диктант. Состав слова.

1

16.11

61

Работа над ошибками,  допущенными в диктанте. Разбор слова по составу.

1

17.11

62

Изложение текста по плану «Осень в лесу».

1

18.11

63

Проект«Семья слов»

1

20.11

Правописание частей слова (39часов)

64

Орфограммы в значимых частях слова.

1

21.11

65

Правописание безударных гласных в корне слова

1

22.11

66

Правописание безударных гласных в корне слова.  Словарный диктант.

1

23.11

67

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.

24.11

68

Восстановление деформированного текста «Заботливый зверек».

1

25.11

69

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.

1

27.11

70

Контрольное списывание.

1

28.11

71-73

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова.

3

29.11

74

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова. Словарный диктант

1

30.11

75

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

1.12

76

Изложение по коллективно составленному плану «Прощальная песенка»

1

2.12

77-78

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

2

4.12

5.12

79

Правописание слов типа: интересный, вкусный, опасный, чудесный

1

6.12

80

Контрольный диктант. Правописание согласных в корне слова

1

7.12

81

Работа над ошибками,   допущенными в диктанте.Правописание слов с удвоенными согласными.

1

8.12

82

Изложение по готовому плану «Друзья».

1

9.12

83-84

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

2

11.12

12.12

85

Правописание  суффиксов. Суффиксы –ек, -ик.

1

13.12

86

Правописание  суффиксов. Суффиксы –ок, -ёк.

1

14.12

87

Правописание  суффиксов. Суффиксы –оньк, - еньк.

1

15.12

88

Изложение текста по готовому плану «Чудесная елка»

1

16.12

89

Правописание приставок.

1

18.12

90

Правописание приставок и предлогов

1

19.12

91

Правописание приставок и предлогов

1

20.12

92

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Словарный диктант.

1

21.12

93

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1

22.12

94

Восстановление деформированного текста. «Оляпка»

1

23.12

95

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1

25.12

96

Итоговый контрольный диктант.

1

26.12

97

Работа над ошибками,   допущенными в диктанте. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1

27.12

98

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1

28.12

3 четверть

99

Правописание слов с мягким и твёрдым знаками.

1

11.01

100

Правописание слов с  мягким и твёрдым знаками.

1

12.01

101

Изложение по самостоятельно составленному плану «Скворец-музыкант».

1

13.01

102

Проект «Составляем орфографический словарь»

1

15.01

Имя существительное (36 часов)

103

Части речи.

1

16.01

104

Имя существительное как часть речи.

1

17.01

105

Начальная форма имени существительного.

1

18.01

106

Контрольное списывание.

1

19.01

107

Изложение текста «Добрая береза»

1

20.01

108

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

22.01

109-110

Собственные и нарицательные имена существительные

2

23.01

24.01

111

Проект «Тайны имени»

1

25.01

112

Число имён существительных.

1

26.01

113

Изложение по отрывку из рассказа В.Бочарникова «Мал, да удал»

1

27.01

114

Имена существительные, употребляемые в форме одного числа.

1

29.01

115-116

Род имён существительных.

2

30.01

31.01

117-118

Мягкий знак  на конце имён существительных после шипящих.

2

1.02

2.02

119

Изложение по тексту «Синичка».

1

3.02

120

Контрольный диктант. Имя существительное.

1

5.02

121

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Падеж имени существительного.

1

6.02

122

Склонение имен существительных.

1

7.02

123

Склонение имен существительных. Словарный диктант.

1

8.02

124

Склонение имен существительных.

1

9.02

125

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

10.02

126

Именительный падеж

1

12.02

127

Родительный падеж.

1

13.02

128

Дательный падеж.

1

14.02

129

Винительный падеж. Распознавание именительного и винительного падежей.

1

15.02

130

Распознавание родительного и винительного падежей имен существительных

1

16.02

131

Изложение повествовательного текста «Кот».

1

17.02

132

Творительный падеж.

19.02

133

Предложный падеж. Распознавание родительного, дательного и предложного падежей имен существительных.

1

20.02

134

Падежи. Признаки падежей.

1

21.02

135

Контрольный диктант. Имя существительное. Падежи имен существительных.

1

22.02

136

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Морфологический разбор имени существительного.

1

23.02

Тема за 23.01 проведена 26.02

137

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

1

24.02

138

Морфологический разбор имени существительного.

1

26.02

Имя прилагательное (16 часов)

139

Имя прилагательное как часть речи.  Роль имен прилагательных в тексте.

1

27.02

140

Сложные имена прилагательные.

1

28.11

141

Проект. Зимняя страничка

1

142

Род имен прилагательных.

1

143

Сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

1

144

Род имен прилагательных.

1

145-146

Число имен прилагательных.  Словарный диктант.

2

147

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

148

Сочинение по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»

1

149

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

150

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

151

Проект « Имена прилагательные в загадках».

1

152

Изменение имён прилагательных по падежам.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

153

Контрольный диктант. Имя прилагательное.

1

154

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Имя существительное и имя прилагательное.

1

Местоимение (6 часов)

155

Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений.

1

156

Сочинение  по серии картинок. «Зонтик»   (Учебник ч.2, упр. 180)

1

157

Изменение местоимений 3 лица по родам.

1

158

Роль местоимений в предложении. Морфологический разбор местоимения.

1

159

Итоговый контрольный диктант.

1

160

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Местоимение.

1

4 четверть 

Глагол (24 часа)

161

Глагол как часть речи.

1

2.04

162

Глагол как часть речи.

1

3.04

163-164

Неопределённая форма глагола.

2

4.04

5.04

165

Число глаголов.

1

6.04

166

Составление текста-рассуждения на тему «Для чего нужно учиться?» Упр. 201

1

7.04

167

Времена глаголов.

1

9.04

168-170

Изменение глаголов по временам.

3

10.04

11.04

12.04

171

Род глаголов в прошедшем времени.

1

13.04

172

Изложение текста по самостоятельно составленному плану «Лось» (Упр. 213)

1

14.04

173

Род глаголов в прошедшем времени. Окончания глаголов.

1

16.04

174-176

Правописание НЕ с глаголами.

3

17.04

18.04

19.04

177

Контрольное списывание.

1

20.04

178

Сочинение по рисунку и плану «Пернатые гости»(Учебник ч. 2, упр. 188)

1

21.04

179

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

1

23.04

180

Обобщение знаний о глаголе.

1

24.04

181

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

25.04

182

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Глагол.

1

26.04

183

Части речи. Словарный диктант.

1

27.04

184

Изложение по тексту

Г Скребицкого «Тетерева»

1

28.04

Повторение (20 часов)

185

Части речи. Частица, предлоги, союзы.

1

30.04

186-187

Морфологический разбор имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения.

2

2.05

3.05

188

Восстановление деформированного текста «Зайчонок»

1

4.05

189

Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам.

1

5.05

190

Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам.

1

7.05

191

Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам.

1

8.05

192-193

Звуко – буквенный анализ слова.

2

10.05

11.05

194-195

Разбор слова по составу.  Однокоренные слова.

2

12.05

14.05

196-197

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

2

15.05

16.05

198

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Словарный диктант.

1

17.05

199-200

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

2

18.05

19.05

201

Итоговый контрольный диктант.

1

21.05

202

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.  Связь слов в предложении. Словосочетание.

1

22.05

203

Контрольное изложение.

1

23.05

204

Связь слов в предложении. Словосочетание.

2

24.05

25.05

РАЗДЕЛ I

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 класс

Учебно-тематический план

№ п.п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Язык и речь

3

2

Текст. Предложение. Словосочетание

17

3

Слово в языке и речи

21

4

Состав слова

22

5

Правописание частей слова

39

6

Имя существительное

36

7

Имя прилагательное

16

8

Местоимение

6

9

Глагол

24

10

Повторение

20

Итого:

204

Язык и речь  (3 часа)

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Предложение. Словосочетание (17 часов)

Текст

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Предложение

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Словосочетание

Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Слово в языке и речи (21час)

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (22 часа)

Общее понятие о значимых частях слова – о корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения за изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Суффикс как значимая часть слова. Наблюдения за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов, и их употреблением в речи. Правописание (ознакомление).

Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об- (обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во), с- (со-), вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставки и предлоги (сопоставление).

Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.

Правописание частей слова (39 часов )

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне

Правописание парных звонких и глухих согласных. Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Чередование согласных в корне слова.

Правописание слов

с проверяемыми безударными гласными в корне

Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Слова с безударной гласной Е, проверяемой гласной Ё. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Способы проверки орфограмм в корнях слов (сопоставление).

Обобщение правил  о правописании корня

 Правописание приставок и безударных гласных

в корнях слов с приставками

Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова.

Разделительный твердый знак

Разделительный Ъ в словах с приставками. Сопоставление разделительных Ъ и Ь.

Имя существительное (36 часов)

Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразованиеимёнсуществительных.Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (16 часов)

Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение (6 часов)

Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол (24 часа)

Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление, без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание НЕ с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Повторение изученного (20 часа)

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.

Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные Ъ и Ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Формы работы

  1. Фронтальная
  2. Групповая
  3. Индивидуальная
  4. Работа в парах
  5. Проектная деятельность

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Виды учебной деятельности

- различать язык и речь;

- находить выразительные средства русской речи;

- устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

- составлять предложения по схеме (модели) и записывать их;

- анализироватьтаблицыучебника;

- формулировать обобщённый вывод по результатам анализа таблицы.

- продолжать высказывания, данные в учебнике.

- знавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

- распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

- составлять сообщение по схеме

- находить синонимы, антонимы,омонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к словам  синонимы,  антонимы и омонимы

- работать с толковым словарем, словарями синонимов,  антонимов и омонимов, находить в них необходимую информацию о слове;

- находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания, работать со словарем фразеологизмов;

- устранять однообразное употребление слова в заданном и в собственном тексте;

- узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи;

- определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения;

- распознавать однокоренные слова, выделять в них корень;

- определять наличие в слове изученных орфограмм;

- подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой;

- группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове;

- обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности;

- различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов;

- различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова;

- находить чередующиеся звуки в корне слова;

- различать сложные слова, находить в них корни;

- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

- объяснятьзначение приставок и суффиксов в слове, выделять в словах приставки и суффиксы,образовывать слова с помощью приставки или суффикса, выделять в словах основу слова;

- разбиратьслова по составу;

- классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное);

- подбирать примеры слов изученных частей речи;

- запоминать названия падежей;

- определять падеж имен существительных и прилагательных;

- сопоставлять и различать внешние сходные падежные формы;

- осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы, контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки;

- восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста посамостоятельно составленному плану.

РАЗДЕЛ II

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                Программа обеспечивает достижение выпускниками 3 классов  следующих  предметных результатов:

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

•применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения

правильности, точности, ясности содержания;

•строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

•понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

•понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

•восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

•распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

•знакомиться с жанрами объявления, письма;

•строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

•определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять

основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

•использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

•находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

•характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — не парный (в объёме изученного);

•определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми

согласными;

•осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

•использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

•осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

•оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

•соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

•наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

•иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

•иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

•наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

•распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

Обучающийся получит возможность научиться:

•производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

•наблюдать за словообразованием частей речи;

•замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

•различать предложение, словосочетание и слово;

•выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

•определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно ин-

тонировать эти предложения; составлять такие предложения;

•различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

•устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

•отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

•разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие

из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•выделять в предложении основу и словосочетания;

•находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

•опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания,а также:

•непроизносимые согласные;

•разделительный твёрдый знак (ъ);

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

 •гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

•безударные родовые окончания имён прилагательных;

•раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

•раздельное написание частицы не с глаголами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

д) применять разные способы проверки правописания слов:

изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

•соединительныеоие в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и ив суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

•запятая при обращении;

•запятая между частями в сложном предложении;

•безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...