Методика работы со словарными словами
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

 Федотова Ольга Александровна

.  Умение правильно и быстро писать словарные слова – важный навык. Словарные слова не проверяются. Нет правил их написания. Их надо учить.

    Вашему вниманию предлагается методика работы со словарными словами на уроке русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика работы со словарными словами

Федотова Ольга Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»

г. Старый Оскол

Как писать словарные слова без ошибок?

   Этим вопросом задаются и обучающиеся и родители и учителя.  Умение правильно и быстро писать словарные слова – важный навык. Словарные слова не проверяются. Нет правил их написания. Их надо учить.

 

    Вашему вниманию предлагается методика работы со словарными словами на уроке русского языка. Необходимо  выполнять следующие правила,  виды и игры работ со  словарными  словами.

Правило №1

    На каждом уроке русского языка проводить словарную работу.

Правило №2

    Проговаривать  слова,  так  как  они  пишутся,  т.е.  орфографически,  выполняя работу  устно.

Примеры:

МОЛОКО – (М О Л О К О),   а  не  МАЛАКО

КОЛЛЕКЦИЯ – (К О Л Л Е К Ц И Я),   а  не  КАЛЕКЦЫЯ

ПАССАЖИР – (П А С С А Ж И Р),   а  не  ПАСАЖЫР

Правило  №3

Учимся правильно писать словарные слова, выполняя работу письменно.

      Разнообразие видов работ со словарным словом повышает активность и осознанность действий обучающихся на уроках русского языка. Значительно улучшает речевое развитие и качество их знаний.

Виды  работы  со  словарными  словами

1.Запиши  словарные  слова  в  алфавитном  порядке:

Антенна, корабль, песок, собака, победить,  праздник, жужжать, завтра,

вдруг, береза, корова, ученик, север, сегодня, овощи.  

2.Раздели  словарные  слова  на  группы: (одушевленные и неодушевлённые):

Учитель, яблоня, экскурсовод, вагон, арбуз, девочка, пловец, помидор,

соловей, ребята, пенал, пассажир, растение, пловец.

 3.Запиши  слова  с  безударной  гласной  «о»  в  первый  столбик. Во  второй столбик  с  безударной  гласной  «а»:

Карандаш, горох, ворона, овес, растение, огород,  топор, аллея, капуста, портфель, урожай, портфель, магазин, картофель.

4.Запиши слова с  ударением  на  первый  слог,  на  второй  слог,  на  третий  слог:

Москва, овощи, язык, пожалуйста, троллейбус, восток, урожай, фонтан, январь, адрес, библиотека, воробей, расстояние, пассажир, валенки.

5.Раздели слова по частям речи:

Аккуратный, памятник, победить, чувствовать, русский, октябрь, до свидания, весело, обедать, приветливо, метро, чувство.

6.Разделить слова по склонению:

Автобус, болото, воскресенье, колыбель, картофель, морковь, сентябрь, привет, совет, серебро, коллекция, космонавт, пшеница, перрон, фонтан, ромашка.

7. Составь  словосочетания:

арбуз

коллектив

победа

растение

яблоня

вместе

сирень

аппетит

север

ребята

капитан

жёлтый

группа

трактор

ботинки

урожай

Аппетитный арбуз, коллективная победа, урожайная яблоня, сиреневый трактор, северное растение, вместе с капитаном, ребята в группе, жёлтые ботинки.

     

 8.Составь  предложения, состоящие  только  из  словарных  слов.

В библиотеке ученик читает о космосе и о героях-космонавтах.

В портфеле у капитана коллекция карт России.

Пловец преодолел расстояние с запада  на восток.

Москва приветливо встречает гостей города.

На перроне пассажир рассказал о северной столице нашей Родины.

  9.Запиши  однокоренные  слова:

солома

аптека

малина

соломинка

аптечка

малиновый

соломенный

аптекарь

малинка

соломка

аптечный

малинник

             

       

 10.Образуй и запиши однокоренные имена собственные:

горох

Горохов

соловей

Соловьёва, Соловей

суббота

Субботин

яблоня

Подъяблонский, Яблочков

серебро

Серебров, Серебрянников

     

                                           Игра в словарные слова

       Этот вид работы на уроке очень  нравится обучающимся. Они с удовольствием  играют в эти игры. На уроке играем только в одну из этих игр.

    1.Учитель произносит слово, как оно пишется (орфографически), а ученик произносит слово, как оно звучит в обычной речи (орфоэпически).

Например:  (М О Л О К О – МАЛАКО) и  т.д.

    2.Учитель произносит слово, как оно звучит в обычной речи (орфоэпически), а ученик проговаривает слово (орфографически).

Например:  (ПАЛЬТО – П А Л Ь Т О) и  т.д.

     Если ребёнок не знает как правильно пишется слово, он обязательно произнесет это слово с ошибкой  (П О Л Ь Т О).Учитель эту ошибку услышит и поработает над этим словом еще раз.

  Играя в эти игры, учащийся слышит разницу в произношении слова и его написания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

методика работы со словарными словами

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится занимат...

Методика работы со словарными словами

Как писать словарные слова без ошибок?    Этим вопросом задаются и обучающиеся и родители и учителя.  Умение правильно и быстро писать словарные слова – важный на...

Методика работы со словарными словами на уроках русского языка

В статье я делюсь своим опытом работы по работе на уроках русского языка со словарными словами. Считаю такую работой важной, нужной и всегда актуальной, которая приносит результаты всегда....

Методика работы со словарными словами.

Работа была опубликована в 2007 году  Формирование социальной зрелости личности в региональном образовательном пространстве: Сборник научных материалов / под науч.ред. С.В. Паниной, А.В. Мордовск...