Методика работы со словарными словами на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Ермошкина (Даньшина) Юлия Владимировна

В статье я делюсь своим опытом работы по работе на уроках русского языка со словарными словами. Считаю такую работой важной, нужной и всегда актуальной, которая приносит результаты всегда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_so_slovarnymi_slovami_v_nachalnoy_shkole.docx14.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы со словарными словами в начальной школе

Ермошкина Юлия Владимировна,

учитель начальных классов

   Словарные слова – это слова, в которых есть орфограммы, которые не проверяются согласно правилам русской орфографии. Написание словарных слов следует запоминать наизусть (зазубривать). В основном словарные слова — это имена существительные, но среди словарных слов имеются также имена прилагательные, глаголы и небольшое количество слов других частей речи. 

   Заучить словарные слова для ребенка младшего школьного возраста совсем не просто. Поэтому учителя используют в своей работе различные методы и приемы для облегчения запоминания детьми словарных слов. Однако, практика показывает, что работа со словарем должна вестись учителем на уроках регулярно и систематически, а также и дома обучающиеся должны работать со словарными словами ежедневно по заданию учителя. Только в этом случае мы сможем достичь положительных результатов.

   В данной статье, я предлагаю свою систему работы со словарем на разных уровнях обучения детей в начальной школе.

   На рабочую неделю обучающимся предлагается для заучивания до пяти словарных слов (в 1-м классе до трех словарных слов). Обязательным этапом является этап работы над семантикой слов (значение слов). На сегодняшний день большинство детей не понимают смысла многих, даже употребляемых в их речи слов. Поэтому целесообразно уточнять значение каждого слова детьми в классе. Это можно проводить в различных формах (в игре, в группах, по рядам и т.д.). Если обучающиеся затрудняются в самостоятельном пояснении значения слова, то учителю необходимо грамотно и в доступной форме дать понятие слова, подкрепив его примерами из художественной литературы или просто предложением. Это поможет детям лучше понять семантику данного слова.

   Следующим этапом в работе над словами является определение так называемых «опасных мест» в слове (орфограмм). То есть выделение тех букв, в написании которых возможна ошибка. Я предлагаю использовать в работе для такого выделения ручку зеленого цвета. Зрительный анализатор, как правило, у детей развит больше и это позволит зрительно запомнить правильное написание слова. К тому же здесь работает такая функция внимания, как распределение. Ребенку необходимо переключаться и менять цвет ручки с привычной синей на зеленую, что также позволит лишний раз задуматься над написанием и проконтролировать себя (развиваем функцию самоконтроля). Необходимо отметить, что обучающиеся должны грамотно называть орфограмму в слове. Например: безударная гласная непроверяемая ударением, непроизносимая согласная и т.д.

   Следующий этап – этап введения словарного слова в письменную речь, то есть в словосочетание, в предложение, в текст. На данном этапе работы учитель может параллельно отрабатывать учебный материал или же его повторять, давая дополнительные задания к уже записанным словарным словам. Например: разделить слова на слоги, разделить слова для переноса, составить с одни из слов предложение, разобрать данное предложение по членам предложения, определить части речи использованных в предложении слов, дать характеристику предложению, выписать из него словосочетания и др. При написании диктантов различных видов (предупредительные, словарные, контрольные и др.), необходимо давать обучающимся задание –  найти словарные слова в тексте и обозначить в них орфограммы («опасные места»).

   Необходимо отметить, что работая над словарем ежедневно в классе, учитель показывает обучающимся как надо работать со словарными словами и дома. Данная работа очень быстро доводиться до автоматизма, а значит и слова, которые дети записывают постоянно, запоминаются быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача...

Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

Творческий отчёт учителя начальных классов. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка....

Работа со словарными словами на уроках русского языка

Методика работы с новыми словарными словами на уроках русского языка...

Работа со словарными словами на уроках русского языка

Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....