Открытый урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе" (повторение и обобщение) в форме путешествия. УМК "Школа России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 им. И.К.Серикова Урок – путешествие Повторение и обобщение по теме : «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе» ( 4 класс) УМК "ШКОЛА РОССИИ"
Учитель начальных классов Литвинцева Т.А. г.Курганинск |
Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе
Цель: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: опорные схемы, картинки, слайдовая презентация, раздаточный материал (тест, карточки с падежами, падежными окончаниями -Е, -И, перфокарты).
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.
II. Чистописание
- Вспомните фразу.
Учитель: Красиво писать -
Ученики: красоту творить.
- Вот и мы начнем урок с красивого письма.
- Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа. Обратите внимание на выделенные орфограммы.
(Помним правила посадки.)
Догадайтесь, какие буквы будем сейчас писать на чистописании, они являются орфограммой в следующих словах: синица, сестра, Родина, лагерь, инженер.
- Это буквы - И-, -Е-
- Пропишите эти буквы в чередовании, увеличивая на одну:
еи еие.еиеи еиеие
III. Актуализация знаний./ Индивидуальная работа по перфокартам (3-5 человек)
- В наших словах в какой части слов эти буквы являются орфограммой? В каких ещё частях слова они могут быть орфограммами?
- А что нужно знать, чтобы писать грамотно?
Вывод: безударные гласные могут находиться во всех частях слова и необходимо знать правила их написания.
- Что вы можете сказать про данные слова? Что их объединяет?
IV. Самоопределение к деятельности
- Каша в голов(е,и).
Ушки на макушк(е,и).
-Прочитайте словосочетания.
-Чем являются эти словосочетания?
-Объясните лексическое значение фразеологизмов?
-Если затрудняетесь, где можно посмотреть?
-Какое окончание вы выберете?
-В каком из имён существительных было легко определить окончание? В каком трудно? Почему?
-Какую же букву напишем в окончании «е» или «и»? Почему?
-Кто уже догадался и сможет сформулировать тему нашего урока?
«Безударные падежные окончания имен существительных в ед. числе»
V. Работа по теме урока
- Повторение алгоритма написания безударного падежного окончания.
- Сегодня мы продолжим путешествие по замечательной стране "Имя существительное". Упражняясь в правильном написании безударных падежных окончаний, будем раскрывать её загадки. Предлагаю взять с собой в дорогу багаж, багаж знаний.
- Вспомним порядок действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных.
Алгоритм написания безударного окончания имен существительных
1.Определяю склонение
2.Определяю падеж
3.Вспоминаю какое окончание имеет это существительное в этом падеже
4.Проверяю по слову-помощнику
-Какой разбор нам расскажет о всех грамматических признаках существительного? (Морфологический.)
- Упражнение в изменении формы существительного ( в П.п.)
- На каком виде транспорта можно отправиться?
Транспорт : автомобиль, автобус, троллейбус, самолет, машина, метро, пароход, газель, поезд.
-Запишите слова в П.п.с предлогом. Укажите склонение сущ. Выделите окончание.
- С какими трудностями встретились при написании слов?(Падежные окончания.)
(Самостоятельная работа, комментированная проверка.)
- Первая станция "Отдыхай-ка"
- Отдохнем и повторим, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению. Если я называю существительное 1 склонения, то приседают и девочки и мальчики, если существительное 2 склонения, то только мальчики, если существительное 3 склонения, то только девочки. Объясните, почему? (потому что к 1 склонению относятся существительные и женского и мужского рода, ко второму только мужского, а к третьему только женского).
Зима, улица, час, город, дочь, ночь, трава, конь, перо, сирень, поле, окно, весна, радость, снег.
- Вторая станция "Размышляй-ка"
- Спишите пословицы, дописывая окончания имен существительных. Укажите их падеж и склонение. (Комментированное письмо.)
1) Под каждой крыш... свои мыши.
2) При солнышк... тепло, при матер... добро.
3) Пушинка к пушинк... — и выйдет перинка.
-Выполнить морфологический разбор существительных крышей, матери.
- Следующая остановка «Падежная»
Игра «Угадай падеж». Сигнальные карточки- на столах у детей.
- Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто. (И.п)
- Падеж — «работяга».
Предлогам «перед», «под» и «над» в любой момент я буду рад. (Т.п)
- Кого же нет, чего же нет?
Я очень беспокоюсь.
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите. (Р.п)
- Мне без предлогов свет не мил, пусть будут «в», и «о», и «при». (П.п)
- Лишь только я могу сказать, с предлогами «к» и «по» порой дружу,
но и один гулять хожу. (Д.п.)
- Четвёртая станция "Составля-ка!"
-Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. (Письмо с комментированием)
опушились, иней, деревья, блестящим
лес, в, убор, красив, зимнем
Дети: Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)
Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)
- Выполните синтаксический разбор 1-го предложения.
- Пятая станция « Угадай –ка». Сигнальные карточки-буквы на столах у детей.
- Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена.
(Дети показывают карточку с нужной буквой.)
- Как будем действовать, чтобы решить орфографическую задачу в окончании имен существительных?
Жили в Саранск _, в Ярославл_, в Астрахан_
Читали о ландыш_, о рыс_, об ослик_
Шел по алле_, по дорожк_, по площад_
- Станция «Исправляй-ка». (Работа самостоятельная по вариантам.)
1 вариант.
Сомалёт пралител над лесам над полям и над речькай.
2 вариант.
Пар от дыхания инеим асидал на варатнике и на шабки.
VI.Рефлексия
- Станция "Заполняй-ка!"
-Заполните таблицу.
Тест. “Правописание падежных окончаний существительных”
Заполни таблицу.
Номер ответа |
|
|
|
|
|
|
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
- Какое существительное отличается от других склонением?
1) лось
2) лошадь
3) конь
4) медведь - У какого существительного окончание не такое, как у других?
1) к тетрадк.
2) о сирен.
3) в альбом.
4) на страниц. - Где должно быть окончание существительного 1-го склонения предложного падежа – е?
1) держать на ладон.
2) жители деревн.
3) остановиться в город.
4) гостить в деревн. - В написании окончания какого существительного можно ошибиться?
1) на столе
2) на стене
3) на слоне
4) на дереве - Где ошибка в распределении вопросов по падежам?
1) Р.п.- кого? чего?
2) П.п. – о ком? о чём?
3) Д.п. – кем? чем?
4) В.п. – кого? что? - В предложном падеже окончание – е имеют имена существительные
1) 1 и 2 склонения
2) только 1 склонения
3) только 2 склонения
4) 1 и 3 склонения
Проверка: проверьте себя по таблице:
Номер ответа | 2 | 2 | 4 | 4 | 3 | 1 |
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
«Мудрым никто не родился, а научился»
-Как вы понимаете эту пословицу?
VII. Подведение итогов урока
Домашнее задание
Переписать предложение задания "Исправляй-ка!" без ошибок, определяя падеж и склонение существительных.
— Оцените свою работу на уроке.
— Какие умения мы закрепляли сегодня на уроке?
— Кто легко справился со всеми заданиями?
— А что вам помогло справиться с заданиями? (Знания: падежи, склонения, род имен существительных).
— Кто испытывал затруднения?
— Спасибо вам, ребята. На этом наш урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже"
Познакомить учащихся с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;учить последовательности действий при написании безударных окончаний; отрабатывать умение распознавать тип склонения...
Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"
Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе"
Слайдовая презентация к уроку русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе"....
Разработка урока русского языка на тему "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"
Тема урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" Программа "Школа России"Цели "познакомить учащихся с окончанием имён существительных в творитель...
Открытый урок 4 класс .Школа России. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах в единственном числе.
Открытый урок 4 класс .Школа России. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах в единственном числе....
Технологическая карта урока русского языка "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в п...
Повторение и обобщение по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе» (4 класс)
Повторение и обобщение по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежахв единственном числе» (4 класс)...