Главные вкладки

    Рабочая программа курса «Русский язык» для обучающихся с ОВЗ
    рабочая программа по русскому языку (3, 4 класс)

    Виноградова Елена Юрьевна

    Учебная программа по русскому языку является традиционной, но адаптированной для обучающихся с задержкой психического развития. Разработана на основе Примерной программы по русскому языку,  авторской про­граммы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной М «Русский язык», системы учебников «Перспектива». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rp_po_russk.yaz_ovz_novaya.doc197 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    "Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический"

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    (задержка психического развития)

    по русскому языку

    класс 3-4

    срок реализации 2017/2019 год

    Составлена на основе примерной программы  «Русский язык» » Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, М.: Просвещение, 2011 г. Предметная линия учебников системы «Перспектива»

    Учитель:        Виноградова Елена Юрьевна,

    учитель начальных классов,

    высшая квалификационная категория

    П.Коммунистический

    2017 г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

            Программа учебного предмета"Русский язык" (рабочая программа) на период 1-4 классы составлена в соответствии с:

    • основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья( приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014);
    • Примерной учебной программой «Русский язык», Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной М.: Просвещение, 2011 г. системы учебников «Перспектива»
    • федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (в редакции приказов от 8 июня 2015 г. №576, от  28 декабря 2015 г. №1529);
    • адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  МБОУСОШ п.Коммунистический.

    Программа учебного предмета"Русский язык" (рабочая программа)  является  частью Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  МБОУСОШ п.Коммунистический.

    Цели и задачи учебного предмета «Русский язык» (1-4 классы)

    Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

    Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

    развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

    освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

    овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

    воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

    формирование специальных умений и навыков по разделам программы.

    Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

    - овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

    - усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);

    - формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

    - обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

    - эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника

    Основные направления коррекционной работы

    Основная цель реализации рабочей программы «Русский язык» заключается в обеспечении дифференцированного подхода к успешному обучению детей, испытывающих стойкие трудности в освоении отдельных учебных программ.

     

    Общая характеристика учебного предмета

            Учебная программа по русскому  является традиционной, но адаптированной для обучающихся с задержкой психического развития. Разработана на основе Примерной программы по русскому языку   авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной М «Русский язык » системы учебников «Перспектива», утвержденной МО и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, программы для общеобразовательных учреждений «Коррекционно-развивающее обучение» под редакцией С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер.

        Программа по русскому языку  в первых начальных специальных (коррекционных) классах VII вида предназначена для детей, имеющих к началу обучения низкий уровень готовности (по результатам усвоения программ дошкольного образования и итогам психолого-педагогической диагностики),   которые нуждаются в специально созданных условиях обучения.  

    Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам c учетом особенностей детей с ОВЗ.

    Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

    Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

    Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

    Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

    Задержка психического развития  сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

    У детей с ОВЗ с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

    Учащиеся  характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

    Программа строит обучение  детей с ЗПР  на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

    Данная программа реализуется через следующие методы и формы:

    обучение на интересе, на успехе, на доверии;

    адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;

    одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

    использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);

    формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

    взаимообучение, диалогические методики;

    комментированные упражнения;

    оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

    Содержание курса

    Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение качественной характеристики звука:

    гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.

     Фонетический разбор слова.

    Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё,ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.  Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование  алфавита  при  работе  со  словарями,  справочниками,  каталогами: умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).

    Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразием написания корней (корм — кормить — кормушка, лес — лесник — лесной). Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

    Представление о значении суффиксов и приставок. Умение отличать приставку от предлога. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Разбор слова по составу.

    Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

    Имя  существительное.  Его  значение  и  употребление  в  речи.  Вопросы,различение  имён  существительных,  отвечающих  на  вопросы  «кто?»  и  «что?». Умение опознавать имена собственные. Род существительных: мужской, женский, средний. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по числам. Изменение имен  существительных  по  падежам  в  единственном  числе (склонение). 1, 2, 3-е склонение, определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Умение правильно употреблять предлоги с именами существительными в различных падежах. Склонение имен существительных во множественном числе. Морфологический разбор имён существительных.

    Имя        прилагательное.  Его  значение  и  употребление  в  речи,  вопросы. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, в сочетании с существительными (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин). Морфологический разбор имён прилагательных.

    Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Правильное употребление местоимений в речи (меня, мною, у него, с ней, о нем).

    Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение  глаголов  по  лицам  и  числам  в  настоящем  и  будущем  времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

    Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

    Лексика.   Выявление   слов,   значение   которых   требует   уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

    Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу (без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными грамматическими формами и распространить предложение. Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Выделение голосом важного по смыслу слова в предложении.

    Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды). Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения.

    Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

    Предложения с однородными членами с союзами и (без перечисления), а, но и без союзов. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами, запятая при перечислении. Умение составить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

    Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения, состоящие из двух простых. Различение простых и сложных предложений. Запятая в сложных предложениях. Умение составить сложное предложение и поставить запятую перед союзами и, а, но.

    Орфография  и  пунктуация.  Формирование  орфографической  зоркости. Использование орфографического словаря.

    Применение правил правописания:

    сочетания жи—ши9, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

    сочетания чк—чн, чт, щн;

    перенос слов;

    прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

    проверяемые безударные гласные в корне слова;

    парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

    непроизносимые согласные;

    непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

    гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

    разделительные ъ и ь;

    мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож,рожь, мышь);

    безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ­ий, ­ья, ­ье, ­ия, ­ов, ­ин);

    безударные окончания имён прилагательных;

    раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

    не с глаголами;

    мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь); мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

    безударные личные окончания глаголов;

    раздельное написание предлогов с другими словами;

    знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

    знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

    Развитие речи.

    Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

    Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

    Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов.

    Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (повествование,

    описание). Составление и запись рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). Введение в рассказы элементов описания. Построение устного ответа по учебному материалу.

    Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).

    Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам.

    Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

    Знакомство с жанрами письма и поздравления.

    Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;

    использование в текстах синонимов и антонимов.

    Понятие об изложении и сочинении. Изложение под руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану. Подробный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и серии картинок.

    Место курса в учебном плане

          Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (4 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).

    Описание ценностных ориентиров содержания курса

            Ведущая позиция предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлена тем, что русский язык является государственным языком

    Российской Федерации, а также средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся пред-

    ставлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

    В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому язы-

    ку, стремление к его правильному использованию, понимание того, что грамотная устная и письменная речь является показателем общей культуры че-

    ловека.

            На уроках русского языка школьники учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, усваивают основные правила общения, развивают умение строить свои высказывания, выбирая языковые средства, наиболее пригодные для успешного решения коммуникативных задач. Учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета. Русский язык, являясь основой всего процесса обучения, способствует развитию мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию универсальных учебных умений, служит основным каналом социализации личности. Успехами в изучении русского языка во многом обусловливаются результаты обучения по другим школьным предметам.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

         Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

         Личностные результаты

    1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

    2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

    4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

    5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    Метапредметные результаты

    1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

    3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

    4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

    5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

    6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

    7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

    8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

    9. Овладение следующими логическими действиями:  сравнение;  анализ;  синтез;  классификация и обобщение по родовидовым признакам;  установление аналогий и причинно-следственных связей;  построение рассуждений;  отнесение к известным понятиям.

    10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

    11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

    12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

    13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

          Предметные результаты

    1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

    2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

    3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

    4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

    5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

    6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

    7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» :

    3 класс

    Личностные результаты

    Обучающийся научится:

    испытывать  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

    осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

    относиться с уважением к представителям других народов;

    уважительно относиться к иному мнению;

    понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

    соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

    развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

    конструктивно разрешать проблемные ситуации;

    оценивать свои успехи в освоении языка.

    Метапредметные результаты

    Обучающийся научится:

    ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;

    понимать цели и задачи учебной деятельности;

    находить ответы на  проблемные вопросы;  

    пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);

    самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

    пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);

    пользоваться справочной литературой (словарями);

    развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;

    развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

    Предметные результаты

    Развитие речи. Речевое общение

    Обучающийся научится:

    понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

    относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

    анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

     понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

    выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

    контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

    правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

    различать диалогическую и монологическую речь;

    составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

    составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

     пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

    писать изложения по составленному плану;

    составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

             Главный помощник в общении — родной язык

    Фонетика, графика, орфография

    Обучающийся научится:

    проводить звукобуквенный анализ слов;

    определять ударение в словах;

    делить слова на слоги и на части для переноса;

    находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;

    верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;

    правильно писать «не» с глаголами;

    использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;

    писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

    Лексика

    Обучающийся научится:

    различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;

    сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);

    распознавать в тексте синонимы и антонимы;

    находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;

    сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;

    объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

    Состав слова (морфемика)

    Обучающийся научится:

    разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;

    выделять в слове основу и окончание;

    составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

    различать однокоренные слова и разные формы одного слова;

    объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;

    образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;

    правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;

    понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

    Морфология

    Обучающийся научится:

    определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

    правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

    Имя существительное

    Обучающийся научится:

    различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

    определять число имён существительных;

    определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;

    определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

    изменять имена существительные по падежам.

    Местоимение

    Обучающийся научится:

    сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;

    употреблять личные местоимения в речи.

    Глагол

    Обучающийся научится:

    распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

    определять времена глаголов;

    образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

    определять число глаголов;

    верно писать частицу «не» с глаголами;

    писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.

    Имя прилагательное

    Обучающийся научится:

    находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

    определять связь имени прилагательного с именем существительным;

    верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.

    Синтаксис

    Словосочетание

    Обучающийся научится:

    объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;

    составлять словосочетания по заданным моделям;

    находить словосочетания в предложении.

    Предложение

    Обучающийся научится:

    определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;

    находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;

    находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);

    устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

    находить в предложении однородные члены.

    Текст

    Обучающийся научится:

    отличать текст от простого набора предложений;

    устанавливать связь между предложениями в тексте;

    определять тему и основную мысль текста;

     озаглавливать текст;

    выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;

    составлять план текста;

    распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

    Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения

    Личностные результаты

    Обучающийся научится:

    испытывать  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

    осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

    относиться с уважением к представителям других народов;

    уважительно относиться к иному мнению;

    понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

    соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

    развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

    конструктивно разрешать проблемные ситуации;

    оценивать свои успехи в освоении языка.

    В области познавательных УУД (общеучебных)

    Выпускник научится:

    ориентироваться в текущей  учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

    работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);

    работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

    В области коммуникативных УУД

    Выпускник научится:

    В  рамках инициативного сотрудничества:

    освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

    В рамках коммуникации  как взаимодействия: 

    понимать основание  разницы  заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано  высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

    использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

    В области регулятивных УУД

    Выпускник научится:

    осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

          К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

    достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

    умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;

    умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

    сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).

    Предметные

    Раздел «Фонетика и графика»

    Выпускник научится:

    различать звуки и буквы;

    характеризовать звуки русского языка;

    зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

    Раздел «Орфоэпия»

    Раздел «Состав слова (морфемика)»

    Выпускник научится:

    проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;

    сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

    Раздел «Лексика»

    Выпускник научится:

    выявлять слова, значение которых требует уточнения;

    определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

    Раздел «Морфология»

    Выпускник научится:

    определять часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;

    определять три типа склонения существительных;

    определять название падежей и способы их определения;

    определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

    Раздел «Синтаксис»

    Выпускник научится:

    определять члены предложения: главные и второстепенные;

    определять однородные члены предложения;

    составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

    Раздел «Орфография и пунктуация»

    Выпускник научится:

    применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова; безударных окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;

    применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки; безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; суффиксов глаголов прошедшего времени; суффиксов глаголов в повелительном наклонении;

    использовать разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных слов, изменения формы слова, разбор слова по составу, определения принадлежности слова к определённой части речи, использование словаря);

    определять (уточнять, проверять) правописание определённых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;

    определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.

    Раздел «Развитие речи»

    Выпускник научится:

    Различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);

    Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;

    Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;

    Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;

    Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;

    Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;

    Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;

    Писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

    Тематическое планирование по предмету  "Русский язык"

    3 класс-170 часов

    Тема раздела

    Количество часов

    Основные виды учебной деятельности учащихся

    1.

    Речевое общение. Повторяем – узнаем новое.

    16

    Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации. Говорить выразительно, связно в нормальном темпе. Объяснять значение правильного написания слов в письменной речи.   Отличать текст от набора предложений. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать. Распознавать  виды текстов.

    2.

    Язык- главный помощник в общении.

    39

    Проводить звуко-буквенный анализ слов. Определять ударение в словах. Делить слова на слоги. Находить словосочетание в предложении, проводить синтаксический разбор предложения.

    3.

    Состав слова.

    18

    Образовывать новые  слова с помощью суффиксов, приставок. Образовывать  слова с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

    Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

    Разбирать  слова по составу.

    4.

    Части речи

    87

    Понятие о частях речи.

    Имя существительное как часть речи. Категориальное значение.

    Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность.

    Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

    Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

    Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.

    Морфологический разбор имени существительного.

    Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение.

    Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

    Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

    Правописание безударных падежных окончаний.

    Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание  существительных с суффиксом -ищ-.

    Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

    Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам.

    Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

    Синтаксическая функция глаголов в предложении.

    Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

    Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

    5.

    Повторение

    10

    Применять изученные правила и алгоритмы.

    4 класс-136 часов

    Тема раздела

    Количество часов

    Основные виды учебной деятельности учащихся

    1.

    Повторяем – узнаем новое

    16

    Составлять план текста. Писать сочинения и изложения с элементами рассуждения и описания. Составлять план текста. Находить обращения в тексте. Грамотно оформлять собственные речевые произведения.

    2.

    Язык как средство общения

    26

    Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Находить в разных источниках необходимую информацию. Определять типы предложений. Находить однородные члены предложения и ставить знаки препинания. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения .Формирование умения составлять схему предложения.

    Разбор простого предложения по членам предложения. Сравнивать простые и сложные предложения и ставить знаки препинания.

    3.

    Состав слова.

    18

    Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

    Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на  -с, -з-

    Правописание предлогов.

    Разграничение на письме приставок и предлогов.

    Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Разбирать  слова по составу.

    4.

    Слово как часть речи

    76

    Углубление знаний о частях речи.

    Имя существительное как часть речи. Категориальное значение.

    Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность.

    Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

    Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

    Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.

    Морфологический разбор имени существительного.

    Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение.

    Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

    Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

    Правописание безударных падежных окончаний.

    Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание  существительных с суффиксом -ищ-.

    Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

    Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам.

    Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

    Синтаксическая функция глаголов в предложении.

    Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

    Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

    Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

    Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

       

    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса,  осуществляемого по курсу «Русский язык»

    Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Просвещение».

     Реализация учебной программы обеспечивается учебно-методическим комплексом:

    1. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. 3 класс. В 2 частях (+электронное приложение)
    2. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях
    3. Михайлова С. Ю. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс
    4. Бондаренко А. А. Рабочий словарик. 3 класс
    5. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс
    6. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. 4 класс. В 2 частях (+электронное приложение)
    7. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях
    8. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс

    • Русский язык. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. М.: Просвещение, 2014.

    Технические средства обучения:

    • настенная классная доска
    • интерактивная доска;
    • мультимедийный проектор;
    • 13 ноутбуков;
    • документ – камера;
    • 2 колонки звуковые
    • принтер со сканером

    Оборудование класса:

    • ученические столы  одноместные с комплектом стульев;
    • стол учительский с тумбой;
    • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

    Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню под...

    Рабочая программа курса «Русский язык» 3-А класса на 2012-2013 учебный год

    Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по русскому языку...

    Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1- класса

    Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1- класса  составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования....

    Рабочая программа курса Русский язык 2 класс УМК "Перспектива" ФГОС

    1 титульный лист2 пояснительная записка.3.общая характеристика предмета4 содержание учебного предмета5 учебно-тематическое планирование6 текущий и итоговый контроль...

    Рабочая программа курса «Русский язык» для 4 класса по учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой.

    Рабочая программа курса «Русский язык» для  4 Е класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по русскому языку, примерной программы...

    Рабочая программа по русскому языку для обучающихся в 3 классе. УМК "Школа 2100"

    Данная программа разработана с учётом формирования УУД по  ФГОС....

    Рабочая программа курса «Русский язык» 1 класс Уровень программы базовый. Надомное обучение.

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы «Обучение грамоте». Горецкого В. Г.(М.: «Просвещение», 2012), «Русски...