Части речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Киселёва Лариса Николаевна

Обобщать и систематизировать  знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их  по  существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_20.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Части речи.

Цель. Обобщать и систематизировать  знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их  по  существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.

Планируемые результаты: понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают роль русского языка как государственного языка. 

Личностные результаты: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Метапредметные.

Регулятивные:  выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

II. Актуализация опорных знаний.

1. Минутка чистописания.                  

Эээп Эээп

- Какая буква часто встретилась в соединении?

- «Властелин» света в наших домах? (Электрик.)

- Запишем это слово, подберём родственные (однокоренные) слова. (Электрик, электричество, электронная.)

- Найдите общую часть всех слов. Как их можно назвать? На какие вопросы отвечают эти слова?

2. Словарная работа.

Отгадайте загадки.

*Это слово-сладкое лакомство для ребят.

Кто ж из вас не любит…? (Шоколад.)

*Лист бумаги по утрам

По квартирам носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

У нее ряд в ряд

Буквы к буквам стоят. (Газета.)

*Без этого транспортного средства к звездам не полетишь. (Ракета.)

*Бусы красные висят,                                              

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина.)      

*Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

*Очень я вкусен и всеми любим,

И торта младшенький браток.

А зовут меня… (Пирог.)

*Красный нос в землю врос,

А зеленый нос снаружи.                          

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

- А теперь поменяйтесь тетрадями в парах. Оцените работу соседа.

- Какие проверяемые орфограммы есть в этих словах? Расскажите правило?          

- На какой вопрос отвечают все эти слова? Чем они похожи между собой?  

- Приведите примеры слов, которые бы отвечали на такой же вопрос?

III. Сообщение темы и цели урока.

- А как мы можем назвать все эти слова?

- О чём мы будем сегодня говорить на уроке?

IV. Изучение нового материала.

1. Части речи.

Наша речь состоит из слов. Все слова русского языка делятся на несколько групп, которые называются части речи.

Из них, как из кирпичиков строится наша речь. Одна из самых главных частей речи присутствовала в отгадках, которые мы записали.

речи присутствовала в отгадках, которые мы записали.

На какой вопрос отвечали все эти слова? Что они обозначали?  Приведите примеры. Запишите в паре 3 слова, которые отвечают на вопрос что?, 3 слова, которые отвечают на вопрос кто?

- Мы заложили первый кирпичик для строительства нашего дома.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Человек знакомиться с миром, знакомиться с разными предметами и хочет больше узнать о них, оценить их свойства, описать особенности.  Поэтому напрашивается вопрос, а какой этот предмет? Имя существительное всегда сопровождает эту часть речи, описывает признаки предметов. Что это за часть речи?  Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры.  Запишите 3 примера в тетрадь.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Трудно представить ситуацию, когда жизнь застынет на месте, когда вокруг нас ничего не будет двигаться, происходить, перемещаться. Существует удивительная часть речи, которая приводит в действие всё, что нас окружает.  Кто догадался? Что это за часть речи? На какие вопросы она отвечает? Что обозначает? Приведите примеры.

ГЛАГОЛ

2. Выборочный диктант.

- Выберите и запишите  только глаголы.

Обеднеть, избежать, доверять, беглец, береговой, переходить. Болеть, беловатый, выбрать, свалить, холодильный, великан, вариться.

- Какое правило встретилось в каждом из этих слов? Как проверить безударный гласный?

Если буква гласная

Вызвала сомнение.

Ты её немедленно

Поставь под ударение. (Устная проверка по цепочке.)

3. Части речи (продолжение).

- Кроме этих частей речи есть ещё и другие (стр. 3 - чтение правила).

- Так сколько в русском языке частей речи? (Всего в русском языке 10 частей речи.)

- Какие части речи мы ещё не назвали? (Продолжаем «строительство дома».)

НАРЕЧИЕ        ПРЕДЛОГ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ        ЧАСТИЦА

                           МЕСТОИМЕНИЕ                                    СОЮЗ

МЕЖДОМЕТИЕ

- С какими частями речи мы уже достаточно хорошо с вами знакомы?

- Найдите в списке неизвестные части речи. Молодцы (учитель приводит пример каждой части речи). В дальнейшем, на уроках русского языка мы изучим с вами все эти загадочные «кирпичики» нашей речи.

V. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упражнения 2 стр. 4.

- Какие части речи названы в стихотворении?

- Какие ещё части речи вам известны?  Выпишите из стихотворения по 1 – 2 слова, которые относятся к данным частям речи?

2. Составить предложения и определить части речи.

- Как домик мы сегодня собирали, строили, так и построим предложения, которые рассыпались.  Ведь это проказы Зимы (стр. 5, упр.4).

3. Письмо по памяти. Определить части речи.

Перепёлка перепелят прячет от ребят.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Закончи фразу.

- Сегодня на уроке я …
- Самым полезным, интересным на уроке для меня было…
- Я встретился с трудностью при …
- У меня хорошо получилось …
- Мне это необходимо для … -

Части речи нужно знать!

Как богатырей могучих ряд,

На страже красоты родного

Языка они стоят!

VII.  Домашнее задание (cтр. 5 упр. 5, правило).

Дома спишите старательно,

Повторите правило внимательно.

Завтра всё расскажете,

Знания покажите.

В дальнейшем будем

Несомненно, мы части речи изучать,

Надеюсь, дети, все на пять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...