программа по русскому языку для 2 класса
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Муравьева Елена Леонидовна

Этот файл содержит программу с тематическим планированием по русскому яхыку для 2 класса "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа78.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Приложение к ООП НОО

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

начальная общеобразовательная школа № 53

__________________________________________________________________

Рабочая программа

по русскому языку

для 2 класса

(Умк «Школа России»

Авторы:В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

г. Калининград 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы по русскому языку В.П. Канакиной, с использованием УМК «Русский язык» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, входящего в состав образовательной системы «Школа России».Программа разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53.

Согласно учебному плану школы, на изучение русского языка в начальной школе отводится 550 часов. Во 2-м классе 127 часов. Вариативная часть программы (25 часов) использована на увеличение количества часов на изучение обязательной части программы.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами предмета «русский язык»: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

К концу обучения во 2 классе

Ученик  научится:

- наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении;

- организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания

— проговаривать названия и порядок букв русского алфавита;

— называть признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;

— применять правила переноса слов;

— называть признаки предложения и текста;

— применять правила речевого этикета.

— использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

— вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

— различать устные и письменные формы общения;

—  списывать слова, предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений;

— проверять написанное, сравнивая с образцом;

— проводить звукобуквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;

— обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

— писать заглавную букву в именах собственных;

— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;

—  писать  правильно слова с сочетаниями жи — ши,ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн;

 слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);

— различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;

— находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);

— проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;

— выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;

— находить в предложении главные члены;

— определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

— определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;

—  отвечать письменно  на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему;

— писать изложение текста в 40—55 слов с использованием вопросов.

Ученик получит возможность научиться:

-строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем, представлять результаты;

-  собирать информацию в справочной литературе, Интернет - источниках

-  составлять диалоги на заданные темы;

-  составлять тексты заданного типа: описание, повествование, рассуждение;

-  сравнивать, различать, объединять в группы языковые единицы, давать им определения;

-  пользоваться лингвистическими словарями;

- редактировать текст, дополняя их именами прилагательными с синонимическим и антонимическим значением.

2.Содержание учебного предмета

Основные задачи реализации содержания:формирование  первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета, учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка: лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика;

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Наша речь (1 ч.)

Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа. Виды речевой деятельности. Речь устная, письменная, внутренняя ( речь про себя). Требования к речи.

Текст (3 ч.)

Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заглавие. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста.

Предложение (9 ч.)

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов  впредложении.Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения ( без деления на виды). Распространённые и нераспространённые  предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова…(17 ч.)

Слово и его значение. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Работа с толковыми и орфографическими словарями. Родственные и однокоренные слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение корня в однокоренных словах.  Синонимы и антонимы. Слог. Ударение. Перенос  слов.

Звуки и буквы (43ч.)

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я. Применение правил правописания и пунктуации:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
  • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь знаки; . 

Части речи (45 ч.)

Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Глагол как часть речи. Синтаксическая функция глагола. Число глагола. Правописание частицы не с глаголами. Изменение глаголов по числам. Имя прилагательное как часть речи. Связь имение прилагательного и существительного. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Единственное  и множественное число имён прилагательных.  Местоимение ( личное) как часть речи. Предлоги. Роль предлогов в речи. Функции предлогов.

Повторение (4 ч.)

Повторение изученных орфограмм и правил правописания, систематизация знаний.

Резервные уроки (5 ч)

Входной мониторинг образовательных достижений.

Административная контрольная работа за 1 четверть.

Административная контрольная работа за 2 четверть.

Административная контрольная работа за 3 четверть.

Промежуточная аттестация.

3.Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Виды деятельности

Наша речь – 1 ч

1.

Язык и речь. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения людей

1

Речь устная, письменная, внутренняя Составление из слов и сочетаний слов предложения и его запись. Чтение предложения, рассматривание рисунков. Работа над словарными словами.

Текст – 3 ч

2.

Текст. Признаки текста. Устное сочинение

1

Обсуждение ответов на вопросы: что такое текст? Можно ли назвать текстом рассказ? сказку? басню? стихотворение? Выполнение заданий.определение на слух предложений в тексте, обсуждение, как в устной и письменной речи выделяются предложения. Составление текста по рисункам, данному началу и опорным словам. Подбор заголовка к составленному тексту. Работа над словарными словами.

Чтение пословиц с доски. Определение главной мысли, заключенной в каждой из пословиц. Подготовка к письму по памяти пословиц и их запись.  Определение: из каких частей текста составлены предложения 

Запись по памяти словарных слов. Чтение текста с доски. Работа над текстом и его признаками. Списывание текста.

3.

Тема и главная мысль текста

1

4.

Текст. Части текста

1

Предложение - 9 ч

5.

Предложение

1

Чтение и сопоставление отдельных слов, сочетаний слов, не связанных смыслом, предложения. Выполнение заданий. Составление предложений по рисункам,  доказательство, что произнесенное слово или группа слов является предложением. Запись одного из предложений.

Наблюдение над значением и написанием слов-названий знаков препинания. Составление и запись предложений, различных по интонации.

Деление текста на предложения, их выразительное чтение, обоснование знаков препинания в тексте. Наблюдение над значением логического ударения в предложении. Работа со словарными словами.

6.

Предложение. Знаки препинания в конце предложения

1

7.

Связь слов в предложении. Логическое ударение

1

8.

Диалог и монолог

1

Монолог и диалог сходства и различия.  Выразительное чтение диалога, наблюдение над его оформлением в письменной речи. Определение знаков препинания в конце предложений. Упражнение на распознавание диалога и монолога в устной речи 

9.

Коллективное составление рассказа по  репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень».. Обобщение знаний о предложении

1

Составление текста по вопросам и рисунку. Определение темы текста, его содержания. Определение последовательности расположения предложений в тексте. Словарный диктант.

Наблюдение над значением и ролью главных  и второстепенных членов в предложении. Распространение предложения второстепенными членами

Наблюдение над ролью каждого главного члена (подлежащего и сказуемого) в предложении. Запись предложений после орфографического анализа.оставление предложений из слов

Развитие умений различать в предложении подлежащее и сказуемое. Составление предложений по рисункам. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами

10.

Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Словарный диктант.

1

11.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения

1

12.

Распространенные и нераспространенные предложения

1

Уточнение значения словосочетаний: распространенное предложение, нераспространенное предложение. Составление нераспространенных предложений по данному подлежащему и данному сказуемому.  Сопоставление нераспространенных предложений, различающихся порядком слов. Сопоставление предложений.

13.

Установление связи слов в предложении.

Тест по теме «Предложение»

1

Установление связи слов в предложении по вопросам. Составление предложений по рисунку, схемам и опорным словам. Восстановление деформированных предложений по предписанию (учебник, упр. 42), их запись. Озаглавливание текста. Составление (устно) продолжения текста.

Слова, слова, слова…- 17 ч

14.

Слово и его лексическое значение. Слово — общее название многих однородных предметов

1

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам

15.

Однозначные и многозначные слова

1

Уточнение представлений о многозначных и однозначных словах. Выделение многозначных слов в предложениях, объяснение их значений. Чтение текста. Выполнение заданий.

16.

Прямое и переносное значения слов

1

Упражнение на распознавание многозначных слов, употребленных в переносном значении. Выразительное чтение стихотворения, определение в нем слов в переносном значении 

17

Устное сочинение по рисунку и воображению. Обобщение знаний о значении слов

1

Выделение в предложениях (на слух) многозначных слов, определение: в прямом или в переносном значении они употреблены. Устное сочинение по рисунку и наблюдениям. Запись текста или предложений по рисунку.

18.

Синонимы

1

Определение значения синонимов. Упражнение в подборе синонимов к слову и определение их значений. Показ роли синонимов в предложении. Знакомство со словарем синонимов в учебнике. Выполнение заданий

19.

Антонимы

1

Уточнение общего представления об антонимах. Упражнение в нахождении антонимов в предложениях, определение значения антонимов. Знакомство со словарем антонимов. Упражнения в подборе антонимов к определенным словам

20.

Изложение текста   по вопросам.

1

Чтение текста. Определение его темы. Ответы на вопросы по содержанию. Работа над лексическим значением слов: определение в тексте многозначных слов.подбор синонимов к словам, антонимов, нахождение сравнений. Запись заголовка и текста по вопросам и словам для ответа и самопроверка

21.

Работа над ошибками.

Родственные слова

1

Знакомство с понятием «родственное слово». Общее представление о корне как главной значимой части слова. Наблюдение над значением корня в слове. Введение графического обозначения корня в словах.

Определение корня слова в родственных (однокоренных) словах. Упражнение в распознавании однокоренных слов среди других слов. Работа со словарем однокоренных слов в конце учебника.

Наблюдение над словами, имеющими одинаковую часть, но не являющимися однокоренными. Упражнение в подборе однокоренных слов и правописании корня в этих словах

22.

Однокоренные слова. Корень слова

1

23.

Однокоренные слова. Корень слова (продолжение)

1

24.

Обобщение знаний о родственных (однокоренных) словах. Словарный диктант.

1

Упражнения в подборе однокоренных слов, в различении однокоренных и внешне сходных с ними слов. Упражнение в классификации слов по группам.

25.

Слово и слог. Ударение

1

Упражнение в определении слогов в произносимом и написанном слове, наблюдение над слогообразующей ролью гласных. Выделение из текста слов определенной слоговой структуры

Выразительное чтение диалога. Наблюдение над звучанием ударного слога. Выполнение заданий. Упражнение в правильном произнесении слов, определение, над какими словами знак ударения не ставится 

Наблюдение над подвижностью русского ударения. Воспроизведение знаний детей о правописании безударной гласной в двусложных словах, проверочном и проверяемом словах. Самостоятельная работа.

26.

Ударение. Ударные и безударные слоги

1

27.

Перенос слов

1

Ознакомление с правилами переноса слов. Воспроизведение правил и приведение своих примеров. Выполнение заданий. Упражнение в переносе слов с одной строки на другую

Чтение стихотворения, определение в нем слов, употребленных в переносном значении. Составление слов, разделенных для переноса и по слогам, с обоснованием своего ответа 

28.

Упражнения в переносе слов

1

29.

Сочинение по серии сюжетных рисунков и вопросам.

1

Рассматривание рисунков. Беседа по содержанию каждого рисунка. Ответы на вопросы, составление фрагментов текста по каждому рисунку и вопросам, лексико-орфографическая работа. Составление фрагментов текста по рисункам, вопросам и словам для ответа, подбор заголовка.

30.

Обобщение знаний о слоге, ударении, переносе слов. Словарный диктант.

1

Упражнения в переносе слов, в постановке ударений в словах. Упражнение в классификации слов по группам.

Звуки и буквы – 43ч

31.

Звуки и буквы

1

Выразительное чтение строк , выполнение заданий . Списывание этих строк или восстановление пропущенных слов в данных строках. Упражнение в различении звуковых и буквенных обозначений слова. Проведение звукобуквенного анализа некоторых слов

Чтение букв алфавита, воспроизведение по памяти, проверка знания букв алфавита.  Упражнение в правильном назывании букв алфавита. Выполнение заданий. Работа со словарными словами.

Ответ на вопрос: как расположены слова в словарях, справочниках, энциклопедиях? запись по алфавиту слов любого ряда. Нахождение слов с заданной буквой в любом словаре учебника.

Рассматривание рисунка, выполнение заданий. Проверочный диктант:

32.

Звуки и буквы. Алфавит

1

33.

Алфавит, или азбука. Объяснительный диктант

1

34.

Гласные звуки и буквы

1

Наблюдение над смыслоразличительной ролью гласных. Выполнение заданий. Упражнение в определении «работы» букв е, ё, ю, я в слове, классификация гласных букв, которые могут указывать на твердость или мягкость предшествующего согласного.

Расшифровка: из каких языков заимствованы слова с буквой .Чтение текста. Определение темы, главной мысли. Соотнесение заголовка и содержания, выделение частей текста.

35.

Гласные звуки и буквы. Письменные ответы на вопросы к тексту

1

36.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне слова

1

Упражнение в различении однокоренных слов и форм одного и того же слова и наблюдение над единообразным написанием корня.обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах корня однокоренных слов и форм одного и того же слова.

37.

Особенности проверочного слова

1

Определение на слух в словах предложения безударного гласного, написание которого надо проверять. Воспроизведение и уточнение особенностей проверяемого и проверочного слов, выполнение заданий 

Упражнение в обосновании способа проверки и правильности написания слов с пропущенными буквами. Чтение слов, обоснование, в каких из них есть безударная гласная, определение способа ее проверки. Составление из слов предложений. Запись любого предложения: 

Воспроизведение знаний об однокоренных словах и единообразном написании гласных в корне. Словарный диктант.

Чтение предложений, выделение слов с безударным гласным в корне и обоснование правильности его обозначения буквой. Наблюдение, уточнение представлений о написании слов с чередованием е и ё в корне,

38.

Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова.

1

39.

Способы проверки безударных гласных в корне.

1

40.

Способы проверки безударных гласных в корне (продолжение)

1

41

Упражнения в написании слов с безударными гласными

1

Чтение словосочетаний. Самостоятельная работа. Взаимопроверка и обоснование способа подбора проверочного слова. Выполнение заданий. Составление предложения с любым словосочетанием и его запись.

Обоснование написания слов на изученные правила в таком порядке: сначала — слова с ударными гласными в корне, затем — с проверяемыми безударными гласными, после — с непроверяемыми безударными гласными.

42.

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Восстановление деформированного текста

1

Обобщение: почему надо проверять написание безударного гласного в корне слова? Восстановление деформированного текста: определение, как это сделать. Определение темы текста и подбор к нему заголовка.Выполнение заданий.

43.

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением

1

работа со словарем слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми безударными гласными, орфографическим словарем. Упражнение в правописании слов из словаря.

44

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением

1

Творческий диктант. Выполнение заданий: подобрать и выписать из словаря: синонимы, антонимы и др. Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне

45.

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов

1

Словарный проверочный диктант. Выполнение заданий. Ознакомление с термином орфограмма. Выделение (устно) проверяемых и непроверяемых орфограмм в словах. Составление текста (устно) по опорным словам с предварительным выделением в словах орфограмм на изученные правила.  

46.

Диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком»

1

Рассматривание рисунка, определение его темы и главной идеи, подготовка к сочинению по рисунку. Анализ содержания рисунка по вопросам, обсуждение частей сочинения; вводная, основная часть, заключительная часть 

47.

Работа над ошибками.

Согласные звуки и буквы

1

Упражнение в произнесении согласных звуков: шумных звонких и глухих. Наблюдение над звукописью, создаваемой повторением согласных звуков. Воспроизведение и уточнение знаний об особенностях согласных звуков.

48.

Согласный звук [й’] и буква й

1

Чтение сведений о звуке [й’], выполнение заданий.сопоставление звуковых обозначений слов и их буквенных записей. Деление слов с буквой й на слоги 

49.

Удвоенные (двойные) согласные

1

Наблюдение над значением, произношением и написанием слов с двойными согласными в корне. Перенос слов с двойными согласными, выполнение заданий

50.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. Восстановление деформированного текста.

1

Работа по восстановлению деформированного текста. Чтение слов в деформированных предложениях,  восстановление предложений, определение темы текста, расположение предложений в нужной последовательности, подбор названия и запись текста и заголовка.

51.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. Словарный диктант.

1

Классификация слов по значению, определение одинакового согласного звука в разных словах. Чтение, нахождение слов с непарным согласным звуком, произнесение непарных по твердости — мягкости согласных звуков.

52.

Обозначение мягкости согласного мягким знаком

1

Объяснение в словах выделенных орфограмм, звукобуквенный анализ слов. Чтение пословиц. Выделение в них слов, характеризующих качества человека. Выполнение заданий .

53.

Обозначение мягкости согласного мягким знаком. Тест «Звуки и буквы».

1

Упражнение в изменении формы слов, в образовании однокоренных слов и объяснение написания изученных орфограмм в словах.  Перенос слов с мягким знаком. Выполнение заданий.

54.

Подробное изложение по коллективно составленному плану

1

Составление фрагментов текста. Запись текста по вопросам.

55.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Буквосочетания чн, чк, щн, нч, нщ

1

Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных гласными буквами. Выполнение заданий. Письмо по памяти любой пословицы.

Упражнение в выделении слов с буквосочетаниями чн, чк, нщ, щн, нч, в определении лексического значения этих слов. Упражнение в подборе однокоренных слов с буквосочетаниями чк, чн и обоснование написания слов с изученными орфограммами.

Упражнение в обосновании написания слов с пропущенными орфограммами. Угадывание сказок, из которых взяты предложения. Чтение текста упражнения, определение темы и главной мысли, заголовка.

56.

 Буквосочетания чн, чк, щн, нч, нщ

1

57.

Буквосочетания чн, чк, щн. Обобщение знаний о написании изученных орфограмм

1

58.

Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу

1

59.

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу и другими изученными орфограммами

1

60.

Звонкие и глухие согласные звуки

1

Упражнение в произношении парных согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости, в обозначении их буквами

61.

Способы обозначения парных согласных буквами в конце слова и перед глухим согласным

1

Произнесение парного звонкого согласного в корне, когда находится перед гласным.  Обозначение буквой парного согласного. Списывание пословиц с подчеркиванием букв, написание которых надо проверять.

 Уточнение особенностей проверочного и проверяемого слова с парным по глухости — звонкости согласным звуком в корне. Нахождение этих слов и запись парами. Произнесение слов с парным по глухости — звонкости согласным звуком, запись этих слов с пропуском буквы, обозначающей этот парный согласный, подбор проверочного слова .

Выбор буквы для обозначения согласного звука в конце слова, подчеркивание буквы с обоснованием правильности выполнения задания.

62.

Особенности проверяемого и проверочного слова для слов с парным по глухости — звонкости согласным звуком

1

63.

Проверка парных согласных по глухости — звонкости в корне слова

1

64.

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

1

Произнесение слов с парным согласным запись этих слов. Выполнение заданий. Запись под диктовку . Подчеркивание в предложении изученных орфограмм, нахождение главных членов предложения.

Чтение слов, изменение их по смыслу, объяснение их написания. Выборочная запись любых словосочетаний. Подбор антонимов к словам.

Упражнение на определение на слух в каждой паре однокоренных слов такого слова, в котором написание парного согласного надо проверять. Запись слов, вставляя пропущенные буквы.

65.

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова (продолжение)

1

66.

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова (продолжение)

1

67.

Изложение текста по вопросам

1

Чтение текста и определение его темы. Подготовка ответов на вопросы. Запись текста по вопросам и опорным словам

68.

Упражнение в правописании непроверяемых гласных в корне слова. Словарный диктант.

1

Выполнение заданий.  Чтение, обсуждение написания слов, соотнесение правильного произношения и написания слов. Нахождение этих слов в орфографическом словарике, наблюдение над употреблением в речи слов в словосочетаниях

69.

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова

1

Выполнение заданий. Воспроизведение правил написания гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Подбор к данному слову однокоренного так, чтобы в нем был парный по глухости — звонкости согласный в конце или перед гласным. Воспроизведение изученных правил, ответы на вопросы, определение общих способов проверки правописания слов с безударным гласным и парным по глухости — звонкости согласным в конце слов и перед согласным.

70.

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова (продолжение)

1

71.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

Наблюдение над произнесением слова с разделительным мягким знаком. Соотнесение звуковых и буквенных обозначений слов с разделительным мягким знаком 

Упражнение в изменении формы слов и запись по образцу или в другой форме. Выделение  многозначных слов. Ознакомление с правилами переноса слов с разделительным мягким знаком и воспроизведение правила переноса слов с мягким знаком — показателем мягкости согласных на письме 

Составление пословиц, объяснение их смысла. Запись по памяти или списывание любой пословицы.

72.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

73.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

Части речи – 45 ч

74.

Общее представление о частях речи

1

Выразительное чтение предложения. Рисование словесной картинки к предложению. Воспроизведение знаний о том, что есть слова, называющие предметы (признаки и действия предметов), каждое такое слово соотносится с определенным вопросом и является в русском языке определенной частью речи. Выполнение заданий.

Чтение текста. Определение темы текста и главной мысли. Нахождение части предложения, в которой выражена главная мысль, и части предложения, где подтверждается эта мысль.

75.

Общее представление о частях речи (продолжение)

1

76.

Общее представление об имени существительном как части речи

1

Чтение определения имени существительного. Подбор слов, которые соотносятся с вопросами кто? что? Выполнение заданий. Выразительное чтение стихотворных строк. Нахождение имен существительных, выяснение, по каким признакам их различили.

Выразительное чтение стихотворных строк. Выполнение заданий. Обобщение: слова, называющие качества, черты характера человека и отвечающие на вопрос что? Чтение и дополнение предложений другими именами существительными

Чтение слов распознавание среди них имен существительных с обоснованием своего ответа, составление предложений из слов, запись предложений

77.

Общее представление об имени существительном как части речи (продолжение)

1

78.

Роль имен существительных в нашей речи

1

79.

Одушевленные и неодушевленные существительные

1

Подбор (устно) других одушевленных имен существительных. Выполнение заданий. Выделение в предложении главных членов, подчеркивание их. Определение: какой частью речи выражено подлежащее, второстепенный член предложения?

Выразительное чтение стихотворения. Выполнение заданий. Работа со словарным словом. Подбор (устно) других неодушевленных имен существительных.

Выборочный словарный диктант. Выразительное чтение стихотворных строк. Выполнение заданий (устно). Нахождение имен существительных в тексте и определение, какие из них неодушевленные, а какое — одушевленное и почему. Чтение деформированного текста, нахождение границ предложений, объяснение написания слов с пропущенными буквами

Рассматривание рисунка, определение темы. Соотнесение содержания текста и рисунка.

80.

Неодушевленные имена существительные

1

81.

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных

1

82.

Имена существительные собственные и нарицательные

1

Выполнение заданий. Чтение сведений об именах существительных собственных и правила. Разгадывание ребусов , запись имен. Определение: какие имена существительные являются собственными и почему? Выполнение заданий.

Установление лексической связи между словами. Работа со словарными словами. Подчеркивание первой буквы в именах собственных.

. Нахождение в предложении названия животного и его клички. Воспроизведение знаний о том, как пишутся клички животных. Выполнение (устно и письменно) заданий Упражнение в различении названий и кличек животных, в написании большой буквы в именах собственных, называющих клички животных. Объяснение написания слов с пропущенными буквами

Чтение предложений о России. Списывание первого предложения и самопроверка написанного. Чтение текста. Ответы на вопросы. Выделение в предложении имен собственных. Запись предложения о городе Томске.

Обобщение: какие имена существительные называют собственными? Почему их так называют? Что нужно знать о написании имен собственных? А как называют другие имена существительные, несобственные.

83.

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей

1

84.

Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных)

1

85.

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

1

86.

Закрепление правописания имен собственных. Диктант.

1

87.

Единственное и множественное число имен существительных

1

Выполнение заданий (учебник, упр. 293). Рассматривание рисунков. Нахождение сходств и различий в словах. Введение терминов «единственное число» и «множественное число» и определений признаков этих имен существительных. Упражнение в распознавании имен существительных в единственном и во множественном числе.

Упражнение в распознавании числа имен существительных, в изменении имен существительных по числам, в совершенствовании навыка писать слова с изученными орфограммами Нахождение среди записанных слов имен существительных одушевленных и неодушевленных.

88.

Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе

1

89.

Обобщение знаний об имени существительном как части речи. Тест

«Имя существительное»

1

Подбор и запись одушевленных и неодушевленных имен существительных. Упражнение в нахождении имен существительных, употребленных только в одном числе (рабочая тетрадь, упр. 132, письменно). Запись предложения под диктовку. Определение главных членов предложения и второстепенных.

90.

Подробное изложение по вопросам с языковым анализом текста

1

Чтение текста, работа над его содержанием. Чтение вопросов и соотнесение их с частями текста.  Составление фрагментов текста каждой части. Орфографическая подготовка.  Самостоятельная запись текста по вопросам.

Коллективная работа над ошибками (полнота передачи содержания, соблюдение последовательности в изложении текста, правильное выделение частей текста, речевые недочеты и ошибки в построении предложений, употребление слов, орфографические ошибки). Устная или письменная работа по составлению предложений и текста.

91.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Восстановление деформированных предложений и текста

1

92.

Общее представление о словах, обозначающих действия (о глаголах)

1

Знакомство с понятием «глагол». Постановка вопросов к словам, обозначающим действия. Составление и запись предложений по рисункам, нахождение в них слов, обозначающих действие и отвечающих на вопрос что делает. Определение, каким членом предложения являются слова, обозначающие действия.

Воспроизведение знаний о глаголе. Чтение стихотворения, нахождение в нем глаголов и доказательство их принадлежности к данной части речи, определение роли глаголов в стихотворении, объяснение их лексического значения. Упражнение в постановке вопросов к глаголам, в правильном их произношении и употреблении.

Составление нераспространенных предложений по данным словам и заданным вопросам. Определение, какими частями речи выражено подлежащее и сказуемое. Запись предложений.

Чтение незаконченных предложений и восстановление стихотворения с помощью опорных слов. Чтение предложений, где глагол употреблен в переносном значении, запись любого предложения, где глагол употреблен в прямом значении. Выделение главных членов предложения.

93.

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. Словарный диктант.

1

94.

Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста

1

95.

Упражнения в различении глаголов среди других слов и употреблении их в речи

1

96.

Глаголы в единственном и во множественном числе (общее понятие)

1

Запись предложения. Определение главных членов, подчеркивание их. Над подлежащим и сказуемым указываются части речи. Формирование представления о единственном и множественном числе глаголов. Выполнение заданий Запись двух предложений: одного с глаголом в единственном числе, другого — с глаголом во множественном числе

Чтение глаголов и вопросов, определение, в каком числе они употреблены. Изменение числа этих глаголов. Запись предложения с любым из глаголов. Чтение глаголов, постановка к ним вопросов, нахождение пар близких по значению глаголов и определение их числа.

Формирование представлений о правописании частицы не с глаголами. Выполнение заданий. Чтение сведений о правописании не с глаголом. Чтение пословиц, объяснение их смысла. Нахождение в предложениях глаголов с обоснованием ответа, постановка вопросов к каждому глаголу.

97.

Употребление глаголов в единственном и во множественном числе

1

98.

Употребление глаголов в речи. Глаголы с частицей не

1

99.

Обобщение знаний о глаголе как части речи.  Упражнение в различении глаголов среди других частей речи, употребление глаголов во множественном числе.

Тест «Глагол»

1

Воспроизведение изученных знаний о глаголе. Чтение текста, определение, какие глаголы пропущены. Чтение загадок, вставить пропущенные буквы, определить число у глаголов, выписать любые три глагола и записать их в другом числе. Составление нераспространенных предложений нахождение подлежащего и сказуемого и определение, какими частями речи они выражены. Составление распространенного предложения и его комментированная запись.

100.

Текст-повествование (общее представление)

1

Работа над  поиском признаков повествовательного текста: чтение текста, определение, что это текст, и темы текста. Определение последовательности событий. Подбор рисунков к каждому событию (действию) и заголовка к тексту. Чтение определения текста-повествования

101.

Подробное изложение повествовательного текста по вопросам и опорным словам

1

Чтение текста. Определение темы, частей текста. Работа над содержанием каждой части: определение последовательности действий героев текста, выделение слов, используемых автором во избежание повторов, , обращение внимания на знаки препинания, соотнесение вопросов с каждой частью, подбор заголовка к каждой части и всему тексту. Отбор глаголов для использования в каждой части. Воспроизведение содержания каждой части по вопросам и опорным словам. Запись изложения текста по вопросам и опорным словам (глаголам).

102.

Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе как части речи.

1

Запись предложения. Выделение подлежащего и сказуемого, определение связи других слов в предложении. Выполнение анализа текста с расставлением порядка расположения частей.

103.

Имя прилагательное (общее представление)

1

Знакомство с понятием «имя прилагательное». Выполнение заданий. Наблюдение над разнообразием признаков предметов, различение признаков самого предмета и слов, называющих эти признаки, постановка вопросов к словам — названиям признаков. Подбор имен существительных по заданным признакам этих имен существительных.

104

Имя прилагательное (продолжение)

1

Чтение загадки Выполнение заданий: уточняется, какой признак обозначают имена прилагательные (по цвету, качеству характера), с каким существительным связаны по смыслу прилагательные. Списывание загадки. Упражнения в определении роли имен прилагательных в речи.

. Воспроизведение знаний об именах прилагательных. Подбор прилагательных к заданным именам существительным на тему «Весенний день». Вписывание прилагательных в словосочетания. Чтение слов, распознавание среди них имен прилагательных, доказательство их принадлежности к данной части речи. Составление предложений и их запись. Выделение словосочетаний имен существительных с именами прилагательными.

Наблюдение над употреблением имен прилагательных, противоположных по значению, чтение сведений об их употреблении в речи. Работа со словарем антонимов: чтение пар имен прилагательных из словаря

Чтение слов, определение среди них имен прилагательных (с обоснованием правильности ответа) и имен существительных, с которыми эти прилагательные связаны по смыслу. Составление предложений. Запись одного из них и выполнение заданий.

105.

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании

1

106.

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению

1

107.

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов Словарный диктант.

1

108.

Единственное и множественное число имен прилагательных

1

Формирование представлений о единственном и множественном числе имен прилагательных, введение определения. Выполнение заданий. Упражнение в определении числа имен существительных и имен прилагательных и в постановке вопросов к именам прилагательным

109.

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе

1

Чтение слов, определение части речи, к которой эти слова относятся; определение числа имен прилагательных, распределение прилагательных по группам (по вопросам); объяснение, являются ли слова каждой группы синонимами; определение, с какими существительными эти прилагательные могут быть употреблены, запись предложения с одним из прилагательных.

110.

 Текст-описание. Употребление имен прилагательных в тексте-описании

1

Чтение текста, определение темы, главной мысли, предложения, в котором выражена главная мысль. Нахождение и прочтение той части, где дается описание грачей, определение, с какого предложения начинается описание. Постановка вопроса к той части текста, где дается описание грачей. Выполнение письменного задания.

Чтение текста. Объяснение: почему данный текст можно назвать описанием; что описывается в тексте? Выяснение, какую роль выполняют имена прилагательные в тексте-описании. Нахождение в тексте имен прилагательных, определение, с какими именами существительными они связаны и в каком числе употреблены. Списывание первого предложения, подчеркивание волнистой чертой имен прилагательных, нахождение сравнения в предложении.

111.

Наблюдение над употреблением имен прилагательных в тексте-описании

1

112.

Диктант по теме Части речи»

1

Обсуждение структуры сочинения. 1) вступление, в котором говорится о предмете речи; 2) основная часть — описание внешнего вида предмета; 3) заключение — отношение к предмету или его оценка). Обсуждение фрагментов текста. Подбор названия к тексту. Заслушивание нескольких текстов.

113.

Работа над ошибками. Местоимение (общее представление)

1

Наблюдение над ролью местоимений в речи (указывать на предметы, но не называть их, использовать местоимения вместо имен существительных). Введение определения местоимения как части речи. Выполнение упражнений в учебнике.

Подбор к глаголам подходящих по смыслу местоимений. Наблюдение над употреблением в речи местоимений, над использованием местоимений вместо имен существительных во избежание повторов одного и того же существительного в рядом стоящих предложениях. Выполнение заданий

114.

Упражнения в употреблении местоимений в речи Словарный диктант.

1

115

Предлог как часть речи

1

Упражнения в выделении предлогов. Определение, с какими частями речи они употребляются. Наблюдение над раздельным написанием предлогов со словом и над тем, что предлог помогает уточнить значение имени существительного. Выполнение заданий.

Выполнение устных и письменных. Подчеркивание главных членов предложения. Учитель обращает внимание, что предлог связывает имя существительное с другим словом в предложении. Рассматривание рисунка, составление предложений с любым из предлогов, наблюдение, как предлог уточняет значение имен существительных.

Чтение словосочетаний . Определение роли предлогов в словосочетаниях и связи слов в них по вопроса , выполнение заданий; чтение сведений о предлогах. Наблюдение над ролью предлогов в предложении, подбор подходящих по смыслу предлогов и обоснование, .почему был выбран именно этот предлог

116.

Раздельное написание предлогов со словами. Роль предлогов в речи

1

117

Роль предлогов в речи. Употребление предлогов в предложении

1

118

Текст-рассуждение

1

Чтение текста, наблюдение над структурой текста-рассуждения: часть, которая доказывается, часть, в которой приводятся доказательства, часть, содержащая вывод. Выполнение заданий

Повторение - 4 ч

119.

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов

1

Упражнение в различении звуковых и буквенных обозначений слова. Проведение звукобуквенного анализа некоторых слов

Чтение букв алфавита, воспроизведение по памяти, проверка знания букв алфавита.

Упражнение в выделении слов с буквосочетаниями чн, чк, нщ, щн, нч, в определении лексического значения этих слов. Упражнение в подборе однокоренных слов с буквосочетаниями чк, чн. Обобщение: написание гласных букв в буквосочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Воспроизведение правил написания гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Подбор к данному слову однокоренного слова

Выделение многозначных слов в предложениях, объяснение их значений. Упражнение в подборе синонимов к слову и определение их значений.Упражнение в нахождении антонимов в предложениях, определение значения антонимов. Подбор однокоренных слов.

120.

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.

1

121.

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. Словарный диктант.

1

122.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Однокоренные слова.

1

Резервные уроки - 5 ч

123.

Резервный урок 1. Входной мониторинг образовательных достижений. Административная контрольная работа

1

Диктант с грамматическим заданием.

124.

Резервный урок 2. Административная контрольная работа за 1 четверть

1

Диктант с грамматическим заданием.

125.

Резервный урок 3. Административная контрольная работа за 2 четверть

1

Диктант с грамматическим заданием.

126.

Резервный урок 4. Административная контрольная работа за 3 четверть

1

Диктант с грамматическим заданием.

127.

Резервный урок 5. Промежуточная аттестация.

1

Диктант с грамматическим заданием.

Итого

127 час

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

В связи с тем, что количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной учебной программе, появилась необходимость в создании рабочей програм...

Рабочая программа по русскому языку для4 класса по программе " начальная школа 21в."

В рабочую программу включены такие разделы: пояснительная записка ,основные содержательные линии,средства обучения, ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...