Конспект урока обучение грамоте "Сопоставление слогов и слов с буквой З и С" 1 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Чурикова Елена Юрьевна

Цели деятельности учителя: закрепление  знаний учащихся о согласных звуках [з], [з′], букве З з; формирование умений различать звуки  [з] и [c], [з’] и [c’]; формирование понятия парности согласных по глухости - звонкости.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: звуки[з] и [c], [з’] и [c’]; их характеристику, понятие парности согласных звуков по глухости - звонкости

уметь: читать слоги, слова с буквой З з в соответствии с позицией, давать характеристику звукам, находить парные согласные звуки.

Личностные:

 - проводить самооценку своих действий;

 - уметь работать самостоятельно;

 - проявлять положительное отношение к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект обучение грамоте 1 кл26 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте, товарищи - кадеты! Меня зовут Елена Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте! Присаживайтесь, при этом не забывайте про правила посадки. Я желаю вам отличного настроения и продуктивной работы.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Р.: самоорганизация

II. Актуализация знаний и мотивация

Нагляд.: презентация

Словес.: учебный диалог

3 мин.

- Скажите, какую букву мы с вами проходили на прошлом уроке?

- Эта буква обозначает гласный или согласный звук?

- Как определили?

-Какие еще могут быть согласные звуки?

Твердый звук каким цветом обозначается на схеме? Мягкий?

-Ребята, послушайте чистоговорку.

За-зо-зу – мы поймали стрекозу.

Зи-зе-за – приближается гроза.

Зо-за-зы – убегаем от грозы.

Теперь я буду читать по строчкам, а вы все вместе повторяете за мной.

Какие звуки чаще всего встречались в этой чистоговорке?

Дайте характеристику звуку [ з ].  [з']

Послушайте следующую чистоговорку

Со-са-са – в лесу бегает лиса.

Си-су-се – было холодно лисе.

я буду читать по строчкам, а вы все вместе повторяете за мной

А здесь какие звуки чаще встречаются?

Дайте характеристику звуку [c] [c’]

Ребята, а теперь давайте посмотрим на ленту памяти. Посмотрите на буквы З и С. Почему они расположены именно так?

Сегодня мы с вами на уроке постараемся ответить на вопрос.

-Мы проходили букву Зз.

-Это согласный, т.к., Когда мы его произносим, струя воздуха встречает препятствие 

-глухим или звонким, мягким и твердым.

[з] [з']

Согласный, звонкий, твердый/ мягкий

[c] [c’]

Согласный, глухой, твердый/мягкий

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

III. Постановка учебной задачи

Словес.: беседа

4 мин.

 Сформулируйте тему нашего урока.
-Правильно

- Какие цели мы поставим перед собой на наш урок?

-Отлично!

А как мы сможем достичь этих целей?

Формулируют тему и цели урока.

Повторить звуки з и с, уметь определять их в словах

Повторим звуки. Понаблюдаем за ними, проанализируем слова с этими звуками, выполним самост. работу, подведем итоги.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: принятие и сохранение учебной задачи

Динамическая пауза

2 мин.

Ребята, Встаньте все из-за парт.

Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный звук [с], [з], вы топаете ножкам, если мягкий звук – хлопаем руками:

Сад, карась, земля, зонт, рис, зима, колос, бусы, заяц.

Молодцы, садитесь.

Выполняют требования учителя.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словес.: учебный диалог

        10 мин.

- На странице 93 найдите табличку со слогами. Прочитайте вначале слоги с глухим согласным звуком, а потом со звонким.

- Похожи эти слоги? Чем? 

- Чем они различаются? 

- Прочитайте слоги с мягким глухим согласным звуком и с твердым звонким согласным в 1 строчке, 2 строчке.

Чем отличаются эти пары слогов?

Согласные З и С называют парными по глухости-звонкости, потому что они похожи по звучанию. Таких парных звуков несколько в русском языке, с ними вам еще предстоит познакомиться. Буквы, которые обозначают эти звуки, тоже называют парные.

Найдите следующее задание. Нам необходимо прочитать предложения и найти слова, которые различаются одним звуком.

- Сколько вы должны прочитать предложений?

- Прочитайте еще раз эти предложения, но уже тихонько и найдите слова, различающиеся одним звуком.

- Сравните эти слова. Каким звуком они различаются?

- Слово имеет несколько значений. Какие? Расскажите?

Ребята, значит нам в этих словах встретились парные согласные З и С

Перед вами написаны слова, в каждом слове пропущена буква. Вы должны правильно вставить буквы и объяснить значение слова.

У них одинаковые гласные звуки)

Первая строка – глухой согласный звук [с], а вторая – звонкий согласный звук [з]) 

4 предложения

Коза – коса

В первом слове есть звонкий согласный твердый звук [з], а во втором – глухой твердый согласный звук [с]

Коса-прическа, коса –инструмент

лиСа – ЛиЗа, роСа – роЗа

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания

Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Нагляд.: карточки со слогами

Работа в парах.

6 мин.

-Теперь, ребята, мы с вами  можем ответить на вопрос. Почему же в ленте памяти буквы З и С стоят друг под другом?

Сейчас я раздам вам карточки. На них записаны слоги. Ваша задача   составить  пары из этих слогов.

Вы тихонько, сообща выполняете задание в парах. Какая пара готова будет ответить, выходят к доске, сопоставляют и доказывают правильность своего выполнения.

-А остальные в это время внимательно слушают, наблюдают, если не согласны, поднимайте руку и аргументируйте свой ответ.

Какому слогу не хватило пары? Какой слог будет ему парным?

Потому что эти буквы - парные

Работа в парах.

Выполняют требования учителя.

са су со си се

за зу зо      зе

(пары звонкий- глухой)

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания

Динамическая пауза

1 мин.

Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем.

Встаньте все из-за парт.

Повторяйте за мной!

Выполняют требования учителя.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

VII. Включение в систему знаний

3 мин.

- Сейчас откройте учебник на стр. 94 найдите тексты. Прочитайте. Как мы можем озаглавить 1 текст? 2 текст?

– У кого ваза?

– Какие цветы в вазе?

 - Кто вырастил розы?

– Какие были розы?

– Куда принесли розы?  Кто принес?

А теперь следующее задание

Прочитайте слова. Что обозначают эти слова?

- Соотнесите рисунки и слова. На 1 рисунке что изображено? 2,3,4 рисунке

- Каких цветов не хватает? 

- Какие цветы вы любите?

- Какие цветы любит твоя мама?

Давайте составим схемы к этим словам на доске.

Слушают учителя.

Читают тексты.

Кактус,  астра, ирис, мак

Пион, роза

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: формулирование ответов и выводов;

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: слово учителя, учебный диалог

3 мин.

Наш урок подходит к концу.

- Давайте вспомним тему нашего урока.

- Какие цели мы поставили на урок? Достигли?

У кого возникали трудности на сегодняшнем занятии, поднимите руку?

-Поднимите руку те, кто все запомнил и усвоил новую тему.
/Я узнал.../

/Я научился.../

-Замечательно! Кому понравилась своя работа на уроке похлопайте в ладоши.

-Итак, урок окончен.

- До свидания!

Осмысленно отвечают на поставленные вопросы учителя.

Достигли.

Выполняют требования учителя.

Отвечают на вопросы.

Р.: осуществление итогового контроля

К.: участие в учебном диалоге;

Р.: анализ собственной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте "Письмо слогов и слов с изученными буквами"

Урок письма в 1 классе по системе Л.В.Занкова в свете ФГОС...

Презентация к уроку обучения грамоте "Чтение слогов и слов с изученными буквами"

Презентация к уроку обучения грамоте по УМК "Школа России"...

Конспект урока обучения грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс...

Конспект урока обучение грамоте тема: «Звуки т’ и т. Буквы «Т, т» 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока обучение грамотеТема: «Звуки т’ и т. Буквы «Т, т» Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с печатными буквами Тт, со звуками [т], [т’]; соверше...

Конспект урока обучение грамоте по теме «Звуки р, р\',, буквы Р, р» 1 класс. УМК «Школа России»

Урок открытия нового знания составлен в соответствие с требованиями ФГОС....

Урок обучения грамоте "ЧТЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ С БУКВОЙ К (закрепление)"

Урок обучения грамоте "ЧТЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ С БУКВОЙ К (закрепление)"...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме "Чтение слов с буквой Е" - 1 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: обобщить и систематизировать знания о гласных звуках [й’э], [э] и навыка письма буквы Е, е; совершенствование умения читать слоги, слова предложения с ...