КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ" 3 КЛАСС
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хуснутдинова Лилия Танзиловна

конспект урока по русскому языку для 3 класса по образовательной программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_3_kl_pnsh_imya_pril.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока русского языка в 3 классе.

Составитель:

  1. Класс: 3. Учебник: (УМК «Перспективная начальная школа») М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. Учебник для 3 класса в 3-х частях, М.:  АКАДЕМКНИГА /УЧЕБНИК, 2014 г. (Рекомендовано Министерством образования и науки).
  2. Тема урока: «Значение и употребление имён прилагательных в речи».
  3. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
  4. Формы работы: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах.
  5. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
  6. Методические приёмы: эвристическая беседа, выполнение практических задач, прием критического мышления «ПОПС».
  7. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, карточки для групповой работы, тест.
  8. Цели урока, как планируемые результаты: знакомство учащихся с именем прилагательным и его ролью в речи; создание условий для формирования следующих планируемых результатов.

Планируемые результаты:

Предметные:

- повторить знания учащихся об имени прилагательном;

- сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;

- учить выделять имена прилагательные среди других частей речи;

развивать орфографическую зоркость.        

УУД:

Личностные:

- мотивация к учебной деятельности;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- доброжелательное отношение к одноклассникам, взаимопомощь, терпение друг к другу.

Регулятивные:

- формулировать цели своей деятельности, делать выводы;

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- соотносить выполненное задание с образцом;

- оценка выполнения своего задания и задания одноклассников.

Познавательные:

- находить нужную информацию в учебнике;

- самостоятельно делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- уметь передать содержание изученного правила.

Коммуникативные:

- отвечать на вопросы учителя;

- учиться строить высказывания в соответствии с задачами.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап

Организационный момент

Цель: Поприветствовать учащихся, создать благоприятный эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок - начинается урок.

Улыбнемся мы друг другу,

Пожелаем всем удачи и добра!

 

-Ребята, а вы знаете, кто делает научные открытия?

 

Мотивация учебной деятельности.

-Давайте же сегодня на уроке мы будем научными исследователями.            

Итак, поехали по дорогам знаний.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

- Открытия делают ученые, исследователи, открыватели

      II этап

Актуализация знаний.

Цель: Повторить ранее изученный материал, необходимый для изучения нового.

Чистописание.

- А теперь откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Прочитайте написанные слова.

- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? В каком слове находится?

- Напишите заглавную письменную букву «Ф» в соединении со строчной письменной буквой «ф».

- На доске записаны слова. Прочитайте их.

Ос..нь,  к..рова,  в..селые,  с..пог,  сла..кий,                 р..бята, ..рбуз,  сам..лет,  су..ота,  поз...няя

- Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?

(на столах карточки со словами для каждой группы)

 • Разобрать слова по составу

 • Найти все орфограммы в словах

 • Разбить на группы

 • Разделить для переноса                

  • Составить словосочетания, предложения

- Много идей у вас возникло, молодцы.

- Я предлагаю разбить все слова на две группы и вставить пропущенные орфограммы.    

(Работа в группах)

- Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы.

-Как вы объединили слова?

-Докажите свое мнение.

-Почему вы так решили?       

-Отгадайте, какая из этих частей речи так о себе рассказала: Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.                                                                          

- Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?

- Тема нашего урока?

 Проблемный вопрос:

-Ребята, скажите, а зачем в нашей речи употребляются имена прилагательные?  

- Кто догадался, над каким разделом мы начали сегодня работать?

- Фонтан, привезти, тема, лето.

- Сегодня мы будем писать букву «ф». Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в данных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан.

Читают слова вслух.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы (Работа в группах)

- Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота - это имена существительные.

- Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные.

- Слова разбились на 2 группы.

- Значение и употребление имён прилагательных   в  речи.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы

III этап

Постановка учебной задачи.

Цель: Сформулировать учебную задачу урока

Откройте учебник на странице 32. Прочитайте, как звучит наша тема?

- Что мы знаем, что не знаем?

- Мы с вами знаем, что такое имя прилагательное?

- Тогда, какую цель мы сегодня поставим перед собой?

- Как думаете, что мы сегодня будем делать на уроке, давайте определим задачи.

- Части речи. Имя прилагательное.

- Знаем, что части речи – большие группы слов.

- Нет.         

- Узнать, что называется именем прилагательным

- Узнаем, какие слова называются именами прилагательными?

Как их находить и подбирать самим?

Для чего нужны имена прилагательные?

Исследуем слова – признаки

IV этап

Изучение нового материала.

Цель: Выявить существенные признаки нового понятия «Имя прилагательное»

1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

- Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном? 

2. Введение термина «имя прилагательное»

- Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название?


- Оказывается, название этой части речи произошло от латинского «присоединение, прибавление».

- Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?

- Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

3. Установление связи прилагательного с существительным.

- А теперь присоедините к существительным подходящие имена прилагательные.

- Составьте словосочетания из данных слов.

(поздняя осень, веселые ребята, сладкий арбуз)

- Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом.  

- Составьте предложения с этими словосочетаниями. Запишем с комментированием одно из них.

- Что мы хотели показать

- Молодцы!

 4. Роль прилагательных в описании предметов, явлений природы.

Индивидуальная работа по карточкам.

    * Деформированное   предложение.

Прочитайте, из данных слов составьте предложение.  

Ветер, с, листья, деревьев, срывает.

- Какую картину себе представили?

Даны слова: золотые, холодный, высокая

- Прочитайте слова, на какие вопросы отвечают?

- Используя эти слова, распространите предложения.   Окончания слов можно менять.

- Какое   предложение вам больше понравилось?  Почему?

- Так для чего нужны в речи имена   прилагательные?

Отвечают, используя полученные ранее знания.

Высказывают свое мнение.

- к имени существительному.

Выполняют задания по требованию учителя.

- Связь имени существительного с именем прилагательным

- Ветер срывает листья с деревьев.

Ответы учеников.

- Какой? Какая? Какие?

Ответы учеников.

V этап

Физ. минутка.

Цель: снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.

- Настало время отдохнуть. Встали все в кружок. У меня в руках мяч.

- Я называю признак, а вы добавляете к нему подходящий по смыслу предмет. Например:

Красное…(платье)                          

Безоблачное…(небо)

Добрый…(человек)

Яркое…(солнце)

Душистая…(роза)

Надежный…(друг)

Дождливая…(погода)                      

Грибной …(суп)            

Карие…(глаза)

- А теперь наоборот, я называю предмет, а вы добавляете признак.

Выполняют по указанию учителя.

VI этап

Первичное закрепление нового материала

Цель: закрепить знания и выработать умение находить и отличать имена прилагательные от других частей речи, правильно их употреблять

  1. Наблюдение на разными лексическими значениями прилагательного.

Работа с учебником.  Упр. 111 (с. 65).

-Найдите упр.111. Прочитайте слова и подумайте, к какой части речи они относятся?

-Почему так думаете?

-Договоритесь и запишите любых 6 прилагательных, подобрав к ним подходящие существительные.

Прочитайте свои словосочетания

- Молодцы! Все справились с заданием!

-Прилагательные могут обозначать разные признаки предметов.

-Выберите и назовите прилагательные, которые обозначают цвет, размер и т.д.

-А что обозначает прилагательное душистая? (запах)

- А громкий?  (звук)

- А тёплый, прохладная? (температуру)

-Что могут обозначать имена прилагательные?

 (вывод на доску) Имена прилагательные обозначают разные признаки предметов, характеризуя их:

ЗАПАХ, ЦВЕТ, ВКУС, ФОРМУ, РАЗМЕР …

  1. Развитие речи. Наблюдение над ролью прилагательного в тексте.

(На экране картинки с разными временами года) 

-Чем отличаются эти картинки?  

-Прочитаем текст

Был   ____________________ день.

Дул   ___________________ ветер.

По   ________________   небу плыли ___________________ облака.

Погода была _____________________.

-Можете сказать, о каком времени года говориться в этом тексте?

-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. - Каждой   группе будет дана карточка с этим текстом, нужно дополнить данный текст такими   прилагательными, чтобы описать время года, указанное в задании (раздать карточки с заданием).

- Договоритесь, кто будет докладчиком, а кто помощником. Приступайте к работе.

- Прочитайте, что у вас получилось.

-Оцените работу группы.

-Какая часть речи помогала менять текст?

-Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?

-Расскажите всё, что узнали об имени прилагательном.

Читают слова из упражнения

- Имена прилагательные

Доказывают своё мнение

Работа в парах.

Выполняют задание

Проверка в парах (2-3 пары)

Отвечают на вопросы.

- Разные времена года.

Читают текст.

- Нет.

Работа в группах

Слушают задание

Группы получают задания на карточках. Самостоятельное выполнение.

Записывают прилагательные в полученный текст.

Каждая группа зачитывает свой текст

- Имена прилагательные.

- Украшают нашу речь. Делают её более интересной, яркой, точной.

VII этап

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель: организовать самостоятельную

работу

 с последующей самопроверкой.

- Перед вами лежат тесты

-Проверим ваши знания, выполним тест.

-Проверьте свою работу по ключу.

Самопроверка (по ключу)    

-За каждый правильный ответ поставьте себе  

1 балл.

6 баллов - отлично

5 баллов - хорошо

4-3 балла - удовлетворительно

меньше 3 баллов - никуда не годиться

Выполняют проверочную работу по карточкам. Тест.

Проверяют свою работу по образцу

Оценивают свои знания

VIII этап

Рефлексия

Итог урока

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

Вспомним, какие задачи ставили на уроке?

-Мы их достигли?

-Что вы сегодня узнали об имени прилагательном?

Прием «ПОПС»

П – позиция (Я считаю, что…);

О – обоснование (Потому что…);

П – пример (Я могу доказать это на примере…);

С – следствие/суждение (Таким образом, я делаю вывод…).

-Оцените свою работу на уроке

Если вы считаете, что работали очень хорошо, вам было всё понятно, поднимите розовое личико; если работали неплохо, но могли бы лучше – жёлтое; если ваша работа на уроке вам не понравилась – голубое личико без улыбки.

-Я думаю, знания, полученные на уроке, позволят вам легко выполнить домашнее задание

Ответы учеников.

Выслушивается 3 – 4 версии суждения.

Оценивают индивидуально свою работу на уроке. Самооценка деятельности.

IX этап

Дифференцированное домашнее задание

Предлагает выполнить по выбору:

1.Базовый уровень    с.65, упр. 112

2. Повышенный уровень с.65, упр. 112 составить предложение с любым прилагательным.

СПАСИБО всем, кто сегодня помог сделать успешным наш урок!

И пожелать всем:

Здоровья - богатырского,

Зрения - зоркого,

Памяти - ясной,

Дня - чудесного,

Настроения - отличного!

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...