Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных
материал по русскому языку (4 класс)

басова н.с

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».

Задачи:

1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;

2. Развивать устную и письменную речь учащихся

3.Воспитывать чувства коллективизма и взаимоподдержки, умение работать в парах, пробуждать интерес к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_4_klasse.doc102.17 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 4 «б» классе

Тема: «Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных».

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».

Задачи:

1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;

2. Развивать устную и письменную речь учащихся

3.Воспитывать чувства коллективизма и взаимоподдержки, умение работать в парах, пробуждать интерес к русскому языку.

Ход урока.

Дети делятся на 3 команды по трем рядам, сидят по двое, тк некоторые задания будут в парах.

1.Подготовка к уроку.

Учитель: -Ребята, освоить родной язык-трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей по пути к знаниям. Русский язык-необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся.

2.Представление команд.

Учитель: Сегодня у нас в классе очень интересный урок, чудесный праздник русского языка - КВН, а чтобы он по душе пришелся всем:

Нужно знания иметь прочные,

Быть веселым и находчивым!

-В сегодняшнем интеллектуальном марафоне принимают участие 3 команды:

1 ряд - «Умники»,

2 ряд - «Мудрецы»

3 ряд - «Интеллектуалы».

-И пусть острей кипит борьба

Сильней соревнования

Успех решает не судьба

А только наши знания

3.Подготовительная часть, сообщение темы урока.

Входит гость - Имя прилагательное (1 учащийся):

Есть часть речи непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает признак предмета, весьма занимательная.

Как она называется? Хором: - Имя прилагательное.

***

Я с существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный,гладкий.

Чай какой? Горячий,сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и по падежам.

Люблю детей внимательных.

Я же прилагательное!

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

4.Обобщение детьми изученных знаний об имени прилагательном:

-Ребята, давайте перед тем, как приступить к заданиям, вспомним что такое имя прилагательное? (правило)

-Как изменяются имена прилагательные? (по родам, числам и падежам)

-Как определить род имени прилагательного? (по имени существительному или по окончанию)

число имени прилагательного?(...)

можно ли определить род прилагательного во множественном числе? (нет)

как определить падеж имени прилагательного? (по имени существительному, по вопросу и окончанию)

Конкурс №1 «РАЗМИНКА»

-Придумайте и запишите 3 прилагательных в ед.ч., начинающихся на букву :

1 ряд «Р» в мужском роде 2 ряд «М» в среднем роде 3 ряд «С» в женском роде

Команды называют по очереди свои прилагательные . Побеждает команда самая быстрая 1-3 балла

-Сделай вывод о том, как определить род имени прилагательного? (по вопросу)

Конкурс № 2 «Будь внимателен!» Цель конкурса — умение различить имя прилагательное по родам.

-Запишите в тетради через запятую все прилагательные, которые вы услышите, выделите их окончания и определите род (на скорость, руку дети поднимают только после полностью выполненного задания):

Я смотрела из окна, мне вся улица видна:

Деревянная скамья, на скамье сидит семья:

Внук красивый, молодой, дед с кудрявой бородой,

Папа с мамой, а у ног, серый маленький щенок.

Если будете внимательны, вы найдете прилагательные! (6) Запись на доске ответов, учитываются правильность и скорость 1-3 балла

-Сколько прилагательных получилось в м.р? Ск.в ж.р.? Как их различили? (по вопросу)

Конкурс № 3 «Семь раз отмерь, один — отрежь» Цель — умение определить число и род имени прилагательного. Дети работают в парах. В заранее написанный на доске текст дети вставляют окончания и выполняют задание к нему.

-Запиши словосочетания, вставь и выдели пропущенные окончания, определи сверху в какомчисле и роде они употреблены, не спеши, семь раз отмерь, а один раз отрежь!

На высок... берегу, у глубок... оврага, о душист... ландышах, в тепл... речке, над бел.... облаками, за снежн.... вершиной, на солнечн... полянке.

Учитывается правильность и скорость. Самый активный ряд получает 1-3 балла

-Как определить число имени прилагательного? (по вопросу -какие? Или по мн.ч. имени существительного)

Конкурс № 4 «Один-много» Цель-умение подбирать по смыслу имена прилагательные-антонимы и различать единственное и множественное число имен прилагательных, задание по рядам.

-Подбери к прилагательным антонимы и запиши их во множественном числе, выдели окончание:

-Вспомните, что такое антоним?

1 ряд — печальный, высокий, тупой

2 ряд - мягкий, сильный, старый

3 ряд — сухой, лживый, тяжелый -Разбери по составу прилагательное ПРАВДИВЫЕ 2.

Наиболее активные участники получают по 1 баллу, баллы суммируются

Конкурс № 5 «Век живи — век учись!» Цель-проверить знание русского фольклора — пословиц, умение подобрать подходящее по смыслу в данном контексте прилагательное.

Дети по рядам получают распечатанные задания, где необходимо соединить правильно предложение с подходящим по смыслу прилагательным, поставив его в нужном роде,работают в парах.

-Закончи пословицы, подбирая прилагательные, вставь пропущенные орфограммы, объясни написание:

Речь хор...ша к...роткая, а верё(ф,в)ка ______________. -тяжелый

У л...нивой лош...ди всегда пово(з,с)ка _______________. -длинный

Старый дру(к,г) лучше _________________ двух. -большой

Маленькое3 дело лучше _________________ б...зделья. -новый

На ___________ ст...р...не родина милей вдвойне. -белый

У старого кузн...ца руки черные, да хле(п,б) ___________. -чужой

морфологический разбор слова МАЛЕНЬКОЕ

Каждый ряд записывает на доске по 2 предложения с объяснением орфограмм оценка 1-3 балла

Конкурс № 6 «Во всех падежах». Цель — проверить умение правильно определить падеж имени прилагательного. Детям раздается текст, они только проставляют падежи там где необходимо и объясняют свой ответ. Дети устно работают в паре.

-Сейчас мы выполним задание в котором встречаются все 6 падежей имени прилагательного.

-Вспомни падежные вопросы имен прилагательных(перечисляют)

-Прочитайте стихотворение «Приключение зеленого листа» и проставьте рядом в каких падежах стоит словосочетание «зеленый лист». Объясните почему.

Как –то раз с большого клена оторвался лист зеленый (и.п)

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа. (Р.п)

Ветер нес и нес, бросил только на мосту

В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу (Д.п)

Лапой хвать- зеленый лист(В.п) дескать поиграем.

«Не хочу!»-парашютист головой качает...

Ветер вмиг с листом зеленым (Т.п) над землей взметнулся снова

Но шалун- листок упал... .

Я пишу в саду под кленом стих о том листе зеленом(П.п)

При оценке учитывается скорость и правильность выполнения, поднимают руки только те пары, кто не допустил ни одной ошибки в падежах. Оценка 1 балл каждой правильно выполнившей работу паре, результаты суммируются.

Просклоняйте в тетради по падежам словосочетание ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТ (если успеваем). Проверка вслух.

ЗАКРУЖИЛАСЬ ГОЛОВА У ЗЕЛЕНОГО ЛИСТА — разбор предложения с указанием всех частей речи. Самопроверка в парах.

-Каким членом предложения является прилагательное? (второстепенным)

Звуко-буквенный анализ слова ЛИСТ, самопроверка, сравнение с правильным выполнением задания на доске, исправление ошибок.

? РЕЗЕРВ ? (если останется время)

Конкурс №7 «Определи признак» Цель — закрепить умение детей находить каким именно признаком предмета является прилагательное (цвет, форма, вещество, качество)

Детям раздается задание - определить к какой группе признаков относится прилагательное,

соедини стрелками, придумай еще по 1 прилагательному к каждой группе.

Оценка на скорость максимально 6 баллов

ИЛИ: придумай по 2 прилагательных 1 ряд-вещество, 2 ряд-форма, 3 ряд-цвет

5.Рефлексия и подведение итогов урока.

Сегодня вы все хорошо постарались и порадовали нас своими знаниями русского языка.

-С какой частью речи мы сегодня работали? (имя прилагательное)

-Дайте определение имени прилагательному?(....)

-Как изменяется имя прилагательное?(.....)

-Как определить род имени прилагательного?(...)

-Как определить падеж имени прилагательного?(...)

Поднимите руки, кому трудно работать с именем прилагательным и определять его род, число и падеж?

Молодцы.

-По итогам подсчета баллов сегодня в интеллектуальном марафоне победила команда …, 
счет игры.......

-Наиболее активными участниками марафона были:.....

-Оценки за урок получили учащиеся......

Всем спасибо за участие, наш марафон закончен.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ №1.

Речь хор...ша к...роткая, а верё(ф,в)ка ______________. -тяжелый

У л...нивой лош...ди всегда пово(з,с)ка _______________. -длинный

Старый дру(к,г) лучше _________________ двух. -большой

Маленькое3 дело лучше _________________ б...зделья. -новый

На ___________ ст...р...не родина милей вдвойне. -белый

У старого кузн...ца руки черные, да хле(п,б) ___________. -чужой

…....................................................................................................................................................

Как –то раз с большого клена оторвался лист 1 зеленый (…........)

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа 4. (…........)

Ветер нес и нес, бросил только на мосту

В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу (…........)

Лапой хвать- зеленый лист (............), дескать поиграем.

«Не хочу!»-парашютист головой качает...

Ветер вмиг с листом зеленым (….........) над землей взметнулся снова

Но шалун- листок упал... .

Я пишу в саду под кленом стих о том листе зеленом(.............)

............................................................................................................................................................

Речь хор...ша к...роткая, а верё(ф,в)ка ______________. -тяжелый

У л...нивой лош...ди всегда пово(з,с)ка _______________. -длинный

Старый дру(к,г) лучше _________________ двух. -большой

Маленькое3 дело лучше _________________ б...зделья. -новый

На ___________ ст...р...не родина милей вдвойне. -белый

У старого кузн...ца руки черные, да хле(п,б) ___________. -чужой

…....................................................................................................................................................

Как –то раз с большого клена оторвался лист 1 зеленый (…........)

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа 4. (…........)

Ветер нес и нес, бросил только на мосту

В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу (…........)

Лапой хвать- зеленый лист (............), дескать поиграем.

«Не хочу!»-парашютист головой качает...

Ветер вмиг с листом зеленым (….........) над землей взметнулся снова

Но шалун- листок упал... .

Я пишу в саду под кленом стих о том листе зеленом(.............)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

Урок русского языка в 4 классе «Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода»

Урок русского языка в 4 классе по теме "Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода"...

Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс

Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...

Раздаточный материал по теме "Род, число и падеж имен прилагательных". 3 класс.

Материал содержит карточки для проверки умений учащихся определять род, число и падеж имен прилагательных. Подходит для любого УМК....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: сформировать представление  о непостоянных признаках имени прилагательного: род, число, падеж Планируемые результатыПредметные:-  правило написания...

Разработка урока по теме: "Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода"

Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных единственного  числа мужского и среднего рода....