Главные вкладки

    Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение к природе, профилактика пожаров), направлен на развитие обучающихся

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx15.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой

    (урок изучения нового материала)

    Л.А.Дрыгина, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 8» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан  

    Предмет: русский язык.

    Класс: 4.

    Цели:

    1. Познакомить обучающихся с окончаниями прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой,  с прилагательными, которые переходят в существительные; упражняться в написании безударных окончаний прилагательных мужского рода и среднего рода в родительном падеже; упражняться в определении частей речи; познакомить с правилами пожарной безопасности в лесу;

    2. Развивать мышление, речь, память, навыки самоконтроля;

    3. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Ход  урока

    I.        Проверка домашнего задания

    Выборочная проверка  домашнего задания.

    Пастухи выгоняли скот на ближнее пастбище. Трактористы вспахали большой участок земли под посевы.

    Каким членом предложения являются выделенные слова?

    II.          Каллиграфическая минутка. Определение темы урока.

    ой  ий  ее  ому  ый  ого  ему ем ом его ому ое

    Что заметили? (окончания прилагательных м.р. и ср. р.)

    Назовите  окончания прилагательных мужского рода (-ой, -ый, -ий), среднего рода (-ое, -ее)  (названные окончания с доски стереть)

    Определите род прилагательных по оставшимся окончаниям (определить нельзя, окончания одинаковые для обоих родов).

    Как определить род таких прилагательных? (по существительному, с которым связано)

    Почему это можно сделать? (связь согласование)

    От чего зависит, какая буква в окончании? (от основы).

    Буквы о и е в безударных окончаниях – орфограммы. Как их проверить? (по вопросу к прилагательному)

    III.        Изучение нового материала.

    Цель урока: Сегодня мы будем упражняться в написании окончаний, в которых есть парный согласный. Какие это окончания? (–ого, - его) У прилагательных в каком падеже такие окончания? От чего это зависит? (от основы прилагательных)

    1.        Работа с учебником. Упражнение   293 стр. 52.

    Выпишите прилагательные с твердой согласной на конце основы в один столбик, с мягкой – в другой. (2 человека у доски)

    крутого                  дальнего  

    свежего                 весеннего  

    легкого                  раннего  

                                   позднего

    Объясните, почему свежего оказалось в другом столбике?

    Вывод: какие окончания у прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже? От чего зависит, какую букву нужно писать в окончании прилагательного?

    2.        Орфографическая минутка: дежурный, рабочий, пожарный

    Что можете сказать об этих словах? (словарные, 3 слога, ударение на втором слоге, мужского рода, могут быть существительными и прилагательными).

    Какие окончания будут у таких существительных? (как у прилагательных)

    Давайте проверим. (2 человека склоняют пожарный  и  пожарный (кран))

    Вывод: некоторые прилагательные переходят в существительные. Они имеют окончания прилагательных.

    IV.        Закрепление нового материала. (слайд с фото лесных пожаров)  

    Беседа: Кто такой пожарный?  Чем отличается от пожарника? (разбор по составу слов пожарный и пожарник)

    Прочитайте текст. Найдите предложение, в котором это слово является существительным. А прилагательным?

          Профессия пожарн.. очень важная. Он спасает людей от опасн..  огня. Пламя тушат водой из пожарн.   крана. Особенно страшен пожар во время летн..  зноя. Не будь пожарником!

    Чтобы предотвратить пожары летом, уже сейчас бригады очищают лес от завалов, сухостоя. А что можете сделать вы? (слайд с правилами поведения в лесу для пожарной безопасности )

    Физпауза

     Спишите текст, вставляя пропущенные окончания. Окончания выделите. Определите часть речи одинаковых слов.

    Самостоятельная работа

     Тест.

    1.        Прилагательное в предложении В энциклопедии о животных были представлены интересные сведения об их жизни употреблено в форме:

    А      мужского рода      

     Б      женского рода

    В      среднего рода          

    Г      множественного числа

    2.        Укажите неправильное высказывание.

    А. имена прилагательные изменяются по родам.

    Б. Имена прилагательные спрягаются.

    В. Имена прилагательные изменяются по падежам.

    Г. Имена прилагательные склоняются.

    3.         Во множественном числе прилагательное употреблено в словосочетании  

     А. горячее молоко  

    Б. красные чернила  

    В. интересная книга

    Г. современная молодежь

    4.        Укажите правильное высказывание

    А. Имена прилагательные склоняются.

    Б. Имена прилагательные спрягаются.

    В.Имена прилагательные имеют 3 лица.

    Г. Имена прилагательные не изменяются.

    5.        Прилагательное в предложении Янтарь считается главным богатством Балтики употреблено в форме  

    А. именительного падежа

    Б. творительного падежа

    В. винительного падежа

     Г. родительного падежа

    V.        Домашнее задание. Стр. 53 упр.295

    1уровень: составить и записать по одному предложению со словосочетанием теплое весеннее утро в Р.п. и В.п.

    2 уровень: просклонять словосочетание

    3 уровень: разобрать предложение по членам предложения

    VI.        Итог урока

    Оценивание работ обучающихся.

    Чему учились на уроке? Что нового узнали?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе «Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода»

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода"...

    Тесты " Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода"

    Тесты по русскому я зыку 4 класс УМК "Школа России". Автор учебника Канакина....

    Конспект урока русского языка по теме: "Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода" для учащихся 4-го класса (1–4) традиционной системы обучения

    отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний (цель сформулирована через деятел...

    Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

    Научить учащихся правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.            Повторить окончания имен при...

    Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»

    1.Тип урока:Урок открытия новых знаний2Класс:43Тема:«Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»4Образовательная программа, автор:УМК «РО система Занкова...

    Конспект по русскому языку "Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы"

    Тема: «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы»Цель: Познакомить обучающихся с прилагательными мужского и среднего рода с мягким сог...

    Методическая разработка урока руского языка в 4 классе по теме "Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода"

    Учащиеся прикоснутся к "тайнам" русского языка, будут работать в парах и группах, самостоятельно делать выводы и умозаключения, изучать новую тему на примерах русских пословиц и поговорок, з...