Методическая разработка урока руского языка в 4 классе по теме "Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Громова Елена Евгеньевна

Учащиеся прикоснутся к "тайнам" русского языка, будут работать в парах и группах, самостоятельно делать выводы и умозаключения, изучать новую тему на примерах русских пословиц и поговорок, задумаются о духовных ценностях человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

Тема: Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
Цель: формировать  умение различать именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода, правильно писать падежные окончания. 

Планируемые результаты:
Личностные: 
- осознавать роль языка и речи в жизни человека;
- развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:
Познавательные:
- формулировать познавательную цель;
- выделять необходимую информацию;
- определять план выполнения заданий.
Коммуникативные:
выражать свои мысли, участвовать в диалоге на уроке;
Регулятивные:
- сравнивать, анализировать, классифицировать объекты по выделенным признакам, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Предметные: 
- склонять имена прилагательные мужского и среднего рода;
- определять падеж, правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных.
Оборудование.
Для учителя: компьютер, проектор, экран; магниты; карточки, таблицы, словари.
Для учеников: карточки-заготовки.

Ход урока.


I. Организационный этап.

- Ребята, я  рада встрече с вами на уроке русского языка. Давайте улыбнемся  новому дню и друг другу.

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из вас ощутит свой успех.

II. Самоопределение к деятельности.

-Посмотрите на слайд и прочитайте  только имена прилагательные.

(Взошло, веселые, место, работают, талант, талантливые, трудолюбивые, ученик, дружные, поют, творческие, учитель, активные, умные).

- О ком так можно сказать?

-Так можно сказать о вас.

- Я приглашаю всех вас, талантливых, трудолюбивых, творческих, активных и умных ребят  в очередной раз прикоснуться к тайнам русского языка.

Русский  язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Ведь вы не хотите попадать в них? Тогда в путь к тайнам русского языка.

-Отгадайте ребус.

   ро                 Б                  

ДОБРО

-Что такое добро? (Высказывания детей).

-Что вам хотелось бы узнать еще?

-Где можно найти  новую информацию о слове? (Словарь)

-Выяснить происхождение слова «ДОБРО» нам поможет этимологический словарь.

-В этимологическом словаре говорится:

«Слово «ДОБРО» пришло к нам из праславянского языка, который предшествовал старославянскому. Было это примерно 1500 лет назад.

В то далекое время слово имело не такое значение, как сейчас. Оно обозначало «храбрый», «сильный», «крепкий».

Слово «добро» встречается в польском, чешском и некоторых других языках.

ДОБРО – буква в славянском алфавите, которая является символом чистоты и добра».

- Что означает слово «добро» в наше время?  (Высказывания детей).

-Обратимся к толковому словарю Ожегова.

-В словаре сказано – это  «нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок».

-Образуйте имена прилагательные от слова «ДОБРО»

 (Добрый,  добренький, добрейший, добродушный, доброжелательный,  добровольный).

-Определите число и род прилагательного «добрый».

-Образуйте форму единственного числа среднего рода.

-Подберите к каждому имени прилагательному подходящие по смыслу имена существительные. (Устно)

-Запишем словосочетания  (Задание 1).(Добрый друг, добрый день, доброе утро).

-Какое словосочетание лишнее? Почему?

-Придумайте задание к этим словосочетаниям. (Просклонять)

-Что значит просклонять?

-Просклоняем словосочетания (Задание 2).

И.п.

Какой?

добрый друг

добрый день

доброе утро

Р.п.

Какого?

доброго друга

доброго дня

доброго утра

Д.п.

Какому?

доброму другу

доброму дню

доброму утру

В.п.

Какого?

Какой?

Какое?

доброго друга

добрый день

доброе утро

Т.п.

Каким?

добрым другом

добрым днём

добрым утром

П.п.

О каком?

о добром друге

о добром дне

о добром утре

-Что необычного вы заметили?

-Имена прилагательные с неодушевленными существительными  имеют одинаковые окончания в именительном и винительном падежах.

-Имена прилагательные с одушевленными существительными  имеют одинаковые окончания в родительном и винительном падежах.

-Предположите, какова тема сегодняшнего урока?

-Определите учебные задачи. (Будем учиться различать И.п., Р.п, В.п. имен прилагательных мужского и среднего рода и правильно писать их окончания).

(Поместить новую памятку на доску)

III. Работа по теме урока.

а) Упражнение в определении падежей имен прилагательных.

-Русский народ создал много пословиц о доброте. Познакомимся с ними,  научимся различать И.п., Р.п, В.п. имен прилагательных и правильно писать их окончания.

  •  Про добр…  (     )    дело говори смело.
  • Добр… (       )  слово лечит, а злое калечит.
  •  На добр…      человека всегда можно положиться.
  •  Без добр… друга и день скучен.
  • За  добр… (    )  дело добром платят.
  •  Добр… (      )  дело человека красит.

Вывод

-О чем надо помнить, если прил. употреблено с неодуш. сущ.?

-О чем надо помнить, если прил. употреблено с одуш. сущ?

-(Задание 3) Составьте пословицы, запишите, укажите падеж имен прилагательных, обозначьте окончания.

(Самопроверка по слайду)

-Покажите «радужную ладошку» все, кто доволен собой.

Физкультминутка.

Игра «Да – нет».

-Вы  наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали!

И прошу вас, не зевайте,

На вопросы отвечайте!

Отвечайте на вопросы молча.

 (Если «да» - потягивание, подняться на носочки, «нет» - присесть, руки вперед)

  1. - Имя прилагательное – это часть слова?
  2. - Имя прилагательное - это часть речи?
  3. - Имя прилагательное отвечает на вопросы: кто? что?
  4. - Имя прилагательное обозначает признаки предметов?
  5. - Слово цветок – имя прилагательное?
  6. - Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие?
  7. -Слово зеленеет – это имя прилагательное?
  8. -Прилагательные маленький и крошечный – это синонимы?
  9. -Прилагательные большой и маленький – это антонимы?
  10. -Начальной формой имени прилагательного является мужской род единственного числа?

б) Работа в парах.

(Работа на карточках) 

-Прочитайте предложение на карточке и подберите к нему задание.

(Допишите пропущенные окончания имен прилагательных, определите падеж.)

Стар…   пасечник налил душист…    мёд из деревянн…    бочонка и угощал им добр…        гостя.

-Проверим работу – назовите падеж прилагательных и окончания.

-Оцените свою работу и покажите «ладошками», если ваша пара справилась с заданием и осталась довольна собой.

в) Самостоятельная работа.

-Выпишите из текста словосочетания, состоящие из сущ. и прил., определите падежи прилагательных, обозначьте окончания.

Стоит  весен…  день. Добр…  луч солнца скользит по веткам деревьев. На стволе сосны мы заметили пёст…о дятла.  Дятел достаёт из шишки елов…  семечко.

-Возьмите в конвертах карточки для самопроверки. Проверьте свою работу и исправьте ошибки.

-Оцените свою работу, нарисовав  соответствующий смайлик на полях карточки.

-Вижу, какие веселые смайлики улыбаются со страничек. Значит, вы не только прикоснулись к новой тайне русского языка, но и узнали ее.

Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Что показалось трудным?

-За что можете себя похвалить?

-Какие однокоренные слова чаще других встречались сегодня на уроке?

(Добро, доброта, добрый).

-Доброта всегда ценилась на Руси. Подтверждая это,  можно привести пример из жизни:

Мальчишка был голодный и босой,
Давно не ел, кружилась голова.
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщина … выносит  молока!
И тот стакан — дал силы снова жить!
Поверил он — есть в мире доброта!

Минуло много лет… он доктор стал.
Вперед его жизнь потихоньку шла.
Однажды  женщину увидел,
Ту, что дала когда-то молока!
Она была больна, причем серьезно!
Ей срочно операция нужна!
Он жизнь ей спас, все силы приложив,
Живет и побеждает доброта!..

Квитанцию к оплате принесли,
Всю жизнь платить! — подумала тогда,
И взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она!
Оплачен счет!
Он рядом написал: «Оплачено стаканом молока!»

-Какой добрый поступок совершила женщина?

-Как мальчик, а теперь уже молодой человек, ответил на доброту женщины?

- Доброта – главное душевное качество человека.

-Недаром говорят «Доброта спасет мир».  

-Символом доброты принято считать раскрытую ладошку. «Радужные ладошки» лежат у вас на партах.

-Если урок был для вас интересным и полезным, напишите на ладошках добрые пожелания себе, всем нам и гостям, прикрепите на доску «радужные ладошки» - символ доброты.

(Звучит фрагмент песни «Дорогою добра»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

Урок русского языка в 4 классе «Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода»

Урок русского языка в 4 классе по теме "Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода"...

Открытый урок по теме: «Именительный и Винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода».

На уроке учащиеся научатся  безошибочно определять и писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном и винительном падежах....

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

Научить учащихся правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.            Повторить окончания имен при...

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."

Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся  различать им...

Именительный, винительный, родительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

конспект урока по русскому языку в 4 классе,направленный на закрепление материала....