Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Киселёва Лариса Николаевна

Научить учащихся правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

            Повторить окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительных падежах, правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных, разбор по членам предложения, родительный падеж имен существительных. Закреплять навыки каллиграфии.

            Развивать умение работать с опорными текстами.

            Воспитывать интерес к поэзии, любовь к природе, уважение к хлебу и труду хлебороба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_39.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

Цели. Научить учащихся правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

            Повторить окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительных падежах, правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных, разбор по членам предложения, родительный падеж имен существительных. Закреплять навыки каллиграфии.

            Развивать умение работать с опорными текстами.

            Воспитывать интерес к поэзии, любовь к природе, уважение к хлебу и труду хлебороба.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Я постараюсь донести до каждого из вас новые знания, а ваша задача – оправдать мои ожидания:

быть активными на уроке. Думаю, что у нас с вами все получится. Удачи всем!

II. Введение в тему.

- Назовите себя  по «цепочке».

- Что Вы сейчас называли?

- К какой части речи относятся имена собственные?

- Что знаете об имени существительном?

- Как изменяются имена существительные?

- Имена существительные изменяются по падежам, а как об этом можно сказать по-другому? (Склоняются).

- С какими частями речи вы еще знакомы?

- Что знаете об имени прилагательном? (Правило).

- Как изменяются имена прилагательные?

- Как определить род, число или падеж имени прилагательного?

• Среди всех частей речи найти только имена прилагательные. (Снежок, пушистый, сверкает, он,

прекрасный, второй, поляна, зимнее).

- Какое из этих прилагательных можно назвать «лишним»? (Зимнее).

- Почему? (Зимнее - имя прилагательное среднего рода, а другие мужского рода).

III. Повторение пройденного материала.

- На прошлом уроке вы учились писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах.

1. Индивидуальная работа.

Школьники п…весили к…рмушки на высокий тополь, на огромный ду…, на м…л…дой клен.

- Чем усложнено данное предложение?

- Назовите главные члены предложения.

- Для кого школьники повесили кормушки?

- Зачем?

- Кто из вас оказывает помощь пернатым?

2. Работа с классом.

Выборочное письмо (задача учащихся на слух узнать имя прилагательное мужского или среднего

рода в именительном или винительном падежах и записать его вместе с именем существительным,

к которому оно относится, обозначить окончание имени прилагательного, доказать написание окончания.)

☼М. Ю. Лермонтов.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?

☼И. С. Никитин

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

☼С. А. Есенин

Коромыслом серп двурогий

Плавно по небу скользит

Там, за рощей, по дороге

Раздается звон копыт.

☼Ф. И. Тютчев.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам.

☼С. Я. Маршак

В школе тихо и светло

В этот ранний час.

Сквозь оконное стекло

Ветви смотрят в класс.

3. Повторение правила.

Имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос, какой? и имеют окончание -ой – под ударением; -ый, -ий – в безударных позициях.

IV. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась

Раз - росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

V. Сообщение темы и целей урока.

1. Выразительное чтение отрывка из произведения В. Кожевникова.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

- О чем писал автор? (О бережном отношении к хлебу.)

2. Списывание текста.

3. Коллективная работа.

- Найти в тексте имена существительные в родительском падеже, определить их род.

- С какими именами прилагательными связаны по смыслу данные имена существительные?

- Определить род данных имен прилагательных.

- Зададим вопросы от имен существительных, к именам прилагательным.

- Обозначим окончания у имен прилагательных.

- Сформулируем вывод.

Вывод. Имена прилагательные мужского рода и среднего рода в родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончание  – ого.

- Сравним свой вывод с выводом в учебнике.

- Какого окончания в нашем тексте нет? (- его).

4. Работа с учебником.

• Упражнение 33 (устно).

• Упражнения 34, 35, 36 (письменно).

Словарная работа: аппетит.

VI. Закрепление изученного материала.

1.Творческая работа.

Дополнить текст недостающими именами прилагательными.

                               Зимний лес.

Хорошо в зимнем лесу. Все засыпано снегом.

Около ________ куста следы ___________ зайца.

Вот с дерева упал ком _________ снега.

Далеко в воздухе слышен стук ___________ дятла.

Ребята идут подкармливать своих пернатых друзей.

- Какими именами прилагательными дополнили текст?

- Какие окончания имеют имена прилагательные в мужском и среднем роде в родительном падеже?

- Проверьте окончания у данных имен прилагательных.

2. Объяснительный диктант.

- Объяснить написание окончаний имён прилагательных в мужском и среднем роде в родительном падеже.

С голубого неба донесся трубный клик лебедей.

Ласково смотрит солнце с синего неба.

Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим ярким оперением.

VII. Итог урока.

Дорогой друг!

Я желаю тебе плодотворного труда,

хорошего настроения, крепкого здоровья,

большого счастья, удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

Урок русского языка в 4 классе «Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода»

Урок русского языка в 4 классе по теме "Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода"...

Тесты " Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода"

Тесты по русскому я зыку 4 класс УМК "Школа России". Автор учебника Канакина....

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода" для учащихся 4-го класса (1–4) традиционной системы обучения

отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний (цель сформулирована через деятел...

Именительный, винительный, родительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

конспект урока по русскому языку в 4 классе,направленный на закрепление материала....

Методическая разработка урока руского языка в 4 классе по теме "Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода"

Учащиеся прикоснутся к "тайнам" русского языка, будут работать в парах и группах, самостоятельно делать выводы и умозаключения, изучать новую тему на примерах русских пословиц и поговорок, з...