Именительный, винительный, родительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

конспект урока по русскому языку в 4 классе,направленный на закрепление материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Именительный, винительный, родительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

Цель:  закреплять умение правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном, винительном, родительном падежах, правильно определять падеж прилагательного по существительному, от которого оно зависит, по вопросу, по окончанию.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:

- устанавливать аналогии и причинно – следственные связи.

Коммуникативные:

- проявлять доброжелательное отношение к партнеру.

Личностные - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование:

1. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. /Ч.2 –М, Просвещение, 2011.

2. Ученическая тетрадь в линейку.

3. Письменные принадлежности.

4. Презентаия.

5. Индивидуальные распечатки у учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку учащихся.

  1. Повторение.

- Напомните, пожалуйста, о какой части речи мы говорили на последних уроках?

-  Дайте определения:

    1.  Имя прилагательное - …

  1. Слово «цветок»  это прилагательное? Объясните.

  1. Имя прилагательное может быть в … и …. формах.

  1. Слово «родна»…

  1. Имена прилагательные всегда второстепенный член предложения?

  1. К имени прилагательному можно подобрать синонимы и антонимы? Приведите примеры.

  1. Начальная форма имени прилагательного - …

  1. Назовите категории имени прилагательного.

  1. Как изменяется имя прилагательное?

- Подведём итог: имя прилагательное - …., начальная форма - …., категории имени прилагательного - …  ,  имеют …. форму и …. форму, в предложении …, изменяется по….     .      

Вы сказали, что имена прилагательные обозначают признак предмета. Можно ли по этим признакам узнать предмет?

 - Класс делится на группы.

Работа по группам.

Каждая группа получает задание, где перечислены признаки какого-то предмета, узнайте предмет и подберите к ниму несколько новых, подходящих по смыслу прилагательных.

1 группа. Дремучий, тёмный, непроходимый, густой…..

2 группа. Маленькие, белые, прохладные, пушистые….

3 группа. Летнее, нарядное, красивое, ситцевое….

4 группа. Воздушный, лёгкий, надувной….

5 группа. Плюшевый, мягкий, любимый, коричневый…..

 

Второе задание для групп, образовать однокоренные прилагательные. Изменить число и род.

1 группа – камень

2 группа – восток

3 группа – солнце

4 группа – ночь

5 группа – игрушка

- Об имени прилагательном.

… это часть речи, которая отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Какое? и обозначает признак предмета.

-  слово «цветок» это имя существительное, оно отвечает на вопрос кто? И обозначает предмет.

-  имя прилагательное может быть полной или краткой формы.

- это имя прилагательное полной формы.

 - имя прилагательное может быть определением, а может быть и подлежащим.

 - можно, например, холодный-тёплый, маленькое-небольшое.

…. Имя прилагательное в ед. ч, М.р., Им. П.

Род, число, падеж.

По числам, по родам, по падежам (склоняется)

(ответы учащихся)

Да.

( учащиеся получают задания, называют предмет, дополняют его признаками)

Каменный, каменная, каменное, каменные.

Восточный, восточна, восточное, восточные.

Солнечный, солнечная, солнечное, солнечные.

Ночные, ночное, ночная, ночной.

Игрушечный, игрушечная, игрушечное, игрушечные.

  1. Самоопределение к деятельности.

- Запишем в тетрадь число и поработаем теперь в ней. Внимание на экран:  из предложенных слов выпишите только имена прилагательные.

- Прочитайте слова, которые вы выписали. На какие вопросы они отвечают?

- О ком можно так сказать?

- А о вас так можно сказать?

- Скажите, какая тема у нас есть для работы на последних уроках?

- Как определить падеж имён прилагательных?

- Почему речь идет сразу об этих трёх падежах?

- Внимание на экран, составим схемы.

-Скажите в каком падеже имена прилагательные имеют такие окончания?( -ий, -ый, -ой, - ое,- ее)

 -Что еще нужно нужно дополнить в этом случае?

 - Расскажите про эти окончания. (-ого,- его)

Весёлые, талантливые, трудолюбивые, дружные, творческие, активные, умные. Отвкчают на вопросы какие?

( ответы детей)

 - Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

- по имени существительному, с которым оно связано.

- Потому что у прилагательных в этих падежах совпадают вопросы и окончания.

-   в именительном и винительном падежах.

Если с прилагательными употреблены неодушевлённые сущесвительные.

Эти окончания имеют прилагательные в  в родительном и винительном падежах, если связаны с одушевлёнными существительными.

На слайде слова: взошло, весёлые, место, работают, талант, талантливые, трудолюбивые, ученик, поют, творческие, учитель, дружные, активные, умные.

  1. Работа по теме урока.

 -  Выполним интересное задание -  построим схему.

- Около нового дома посадили стройные берёзки.( Р.п.).  Свежий  воздух ворвался в окно. (Им. п.) В ветках ели строят свои удобные гнёзда белки.( В.п.) Белый  гриб считается царём грибов. (Им. п.) Усталые туристы сидели у яркого  костра. (Р.п.)  Вот откуда к нам на стол вкусный  хлеб пришёл. ( Им.п.)  Мы все ждали тёплое  утро. (В.п.)  В городе висели афиши известного  артиста.(Р.п.)

-  Перед вами текст , прочитаёте его, определите автора и название произведения, откуда взят отрывок.

 - Найдём имена прилагательные, вставим пропущенные окончания, определим падеж имён прилагательных и объясним своё мнение.

Три сестры Володи сидели за столом и не отрывали глаз от нов… знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не такой пухл… и бел…, а худ…, смугл…, покрытый веснушками. Волосы у него были щетинист…, глаза узеньк…, губы толст…. . По наружности его можно было принять за кухаркина сына, если б на нем не было гимназическ… куртки.

Ученики получают листочки с графиком, задание. Затем выполняется проверка.

Учащиеся читают отрывок, называют автора Антон Павлович Чехов и название произведения « Мальчики».

  1. Самостоятельная работа

После того, как мы повторили поработаем по вариантам. Внимание на экран. Прочитаем задание.

Учащиеся читают задание, выполняют его, в дальнейшем производится взаимопроверка.

  1. Рефлексия.

Подошёл к концу наш урок, как работали, как рассуждали, ошибались или нет, где было трудно… Дайте характеристику своей работе.

На экране текст характеристики, где отсутствуют прилагательные, дети читают, вставляют пропущенные слова, тем самым дают характеристику своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

Урок русского языка в 4 классе «Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода»

Урок русского языка в 4 классе по теме "Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода"...

Тесты " Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода"

Тесты по русскому я зыку 4 класс УМК "Школа России". Автор учебника Канакина....

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода" для учащихся 4-го класса (1–4) традиционной системы обучения

отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний (цель сформулирована через деятел...

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

Научить учащихся правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.            Повторить окончания имен при...

Методическая разработка урока руского языка в 4 классе по теме "Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода"

Учащиеся прикоснутся к "тайнам" русского языка, будут работать в парах и группах, самостоятельно делать выводы и умозаключения, изучать новую тему на примерах русских пословиц и поговорок, з...