Изменение имён прилагательных по родам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бухалова Гильсиря Минтаировна

развивать умения изменять имена прилагательные по родам, формировать навыки правописания родовых окончаний.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: формировать способность к самооценке

-  Регулятивные УУД: формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы

- Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.

- Познавательные УУД: рассуждать и анализировать, находить ответы на вопросы в упражнениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_yaz_buhalova.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Бухалова Гильсиря Минтаировна

учитель начальных классов

 ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат»

Предмет: русский язык

Класс: 3

УМК: Школа России

Тема

Изменение имён прилагательных по родам

Цели

развивать умения изменять имена прилагательные по родам, формировать навыки правописания родовых окончаний.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: формировать способность к самооценке

-  Регулятивные УУД: формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы

- Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.

- Познавательные УУД: рассуждать и анализировать, находить ответы на вопросы в упражнениях.

Планируемый результат

Предметные: 

Знать род имён прилагательных

Уметь правильно определять род прилагательных, изменять имена прилагательные по родам.

Применять на практике (определять род имён прилагательных)

Метапредметные:

Личностные: уметь работать по словесной инструкции и алгоритму.

Регулятивные: анализировать объекты с целью выделения признаков; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

дополнительные

- В.П.Канакина, В.Г. Горецкий  Учебник для общеобразовательных учреждений.  2ч.

- презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Этапы и цели урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I . Организационный момент

 «Добрый день!» - тебе сказали,

«Добрый день!» - ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.  

Слово лидеру класса.

Проверяют готовность к уроку

Мотивация

II. Актуализация знаний.

-Прочитайте слова: капель, каникулы, ручьи,  солнце, зарянка.

- Вам понятны значения слов вам?

- Какой темой можно объединить эти слова? (весна)

- Подберите однокоренные слова к слову «весна» (весенний, веснушки ….)

- Запишите число, Классная работа.

Чистописание. 

Весна весенний веснушки

- Выделите корень в однокоренных словах

Весна днем красна.

-Объясните пословицу.

- Какие из этих слов у вас вызвали радостное чувство и почему?

- Объясните орфограммы в словах.

Читают слова, подбирают однокоренные слова, выделяют корень

Запись в тетради.

Объясняют значение пословицы, правописание орфограмм.

III. Работа по теме

1.Создание проблемной ситуации

2. Перекрестный опрос.

3. Закрепление

4. Работа по учебнику

- Прочитайте и скажите, что напоминают вам эти сочетания слов? (ой, ый, ий, ая, яя, ое, ее) (родовые окончания прилагательных)

- На какие группы их можно разделить? (окончания м.р, ж.р., ср.р.)

-Какие задачи стоят перед нами на уроке? Что для этого мы должны знать?

Перекрёстный опрос по теме предыдущего урока.

Сначала задается вопрос, затем указывается на ячейку в МПМ

1. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

2. Что обозначает имя прилагательное?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

4. Каким членом предложения является имя прилагательное?

5. Какую роль играет в речи имя прилагательное?

6. Как изменяется имя прилагательное?

7. Приведите пример прилагательного мужского рода?

8. Приведите пример прилагательного женского рода?

9. Приведите пример прилагательного среднего рода?

10. Замените прилагательное печальный близким по значению?

11. Замените прилагательное прекрасный близким по значению?

12. Подберите антоним к прилагательному жесткий?

13. Подберите антоним к прилагательному смелый?

14. Что такое имя прилагательное?

Запись результатов в МПМ.

- Как вы думаете, можно ли изменить существительные капель, каникулы, ручьи,  солнце, зарянка так, чтобы получились прилагательные?

-Определите род имен существительных?

- Составьте предложения, используя эти слова и добавляя прилагательные.

- Определите предложение по цели высказывания и по интонации.

Формулируют тему урока.

Делают вывод

Отвечают на вопросы.

Размышляют, дают ответы на вопрос.

Составляют предложения, выполняют задание.

Упр 132.

- Прочитайте текст.

- Как озаглавите текст?

- Скажите, о ком говорится в тексте?

- А почему птичка так названа?

          Свое название «зарянки» птички получили за свое громкое пение по утрам. Их трели слышны особенно сильно на восходе и на закате солнца. Еще этих птиц называют «малиновки». Эти птички поют весь день.

         Рассмотрите, как выглядит малиновка: туловище, крылышки и спина раскрашены в серовато-зеленоватый цвет, а вот грудка, шейка и «лицо» – ярко-красные. Это яркое пятнышко малиновки видно издалека. Песня малиновки очень мелодична, а сама птичка доверчива к людям.

- Послушайте пение малиновки.

- Прочитайте и выполните письменные задания к упражнению.

Проверка.

- Найдите и прочитайте имена прилагательные, назовите их род, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм.

1. Надо найти имя существительное, с которым связано имя прилагательное.

2. Определить род имени существительного.

3. Поставить вопрос к прилагательному, выделить окончание.

4. По роду имени существительного определить род имени прилагательного.

Запись результатов в МПМ.

Работают по учебнику

Знакомятся с птичкой, прослушивают пение зарянки.

Самостоятельно выполняют задание.

Читают слова с пропущенными орфограммами и объясняют их.

Определяют род имен прилагательных по алгоритму.

IV.Физминутка.

Игра «Найди свой цветок» (У детей цветочки, на которых написано ж.р, м.р., ср.р., и пчелки, на которых словосочетания прил.+сущ)

Определяют род имени прилагательного, собираются в группы.

V.Работа с опорными словами.

На доске слова: сирень, погода, апрель, чувство,  поэт, облако, береза

- Прочитайте и запишите слова в столбик

Проверка.

Запись результатов в МПМ.

- Подберите и запишите рядом с существительным, подходящее по смыслу прилагательное.

Звонкий, мягкая, теплая, радостное, легкое, голубое, нежное, яркое, маленький, длинная, стройная,  сладкая, важный, известный,  легкое, белое, воздушное, душистая, пушистая, ранняя.

Запись опорных слов (30 сек на запоминание)

Выполнение задания. Проверка.

VI. Самостоятельная работа

  1. Дифференцированная самостоятельная работа обучающихся с последующей самопроверкой.

1 уровень

-Дописать окончания имён прилагательных, определить род, выделить окончания.

Стройн…. березка, тепл…. день, низк… облако, весен…. солнце, гусин… перо,  утренн… пора.

2 уровень.

Списать, вставить пропущенные буквы, определить род, выделить окончания.

Пришла д…лгожданная в…сна. Д..ревья нар…дились в  цв..точн… наря.. . Одному дереву ярк… наряд, а другому скромн… . Дуб – дерево м…гучее, а цв…ты маленьк…. незаметн…...

3 уровень.

Записать вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Указать их род и число, выделить окончание.

………………… весну принесли на своих крыльях ………………… гр…чи. …………… лучами засветило …………… солнышко. Уже  показалась ………………… травка.  Заиграл ……………… ветерок ветками ……………… деревьев.

Самопроверка по эталону.

Запись результатов в МПМ.

Выполняют самостоятельную работу, проверяют по эталону.

VII. Подведение итогов урока

- Итак, давайте вернемся к началу урока, какую задачу мы ставили перед собой? Удалось ли нам ее достигнуть? Что нового узнали? Над чем еще нужно поработать?

-Расскажите, как определить род имени прилагательного?

-Какое  окончание  имени прилагательного мужского рода?

-Какое  окончание  имени прилагательного среднего рода?

-Какое  окончание  имени прилагательного женского рода?

Отвечают на вопросы

VIII. Домашнее задание

Написать мини-сочинение, используя информацию с урока.

Записывают в дневник

IX. Рефлексия

Закончи фразы:

Я смог….

У меня получилось….

Мне было трудно….

Я не смог….

Литература.

1. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс, к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. («Школа России») / Автор Дмитриева О. Ю. - М.: ВАКО, 2014.

2. Рабочий словарик. 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. / А. А. Бондаренко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

3. Самостоятельные работы по русскому языку: 3 класс. / Составитель Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

 4. Тесты по русскому языку, 3 класс. В 2 частях. Часть 2: к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 2.» / авт. Е.М. Тихомирова. – 6-е издание, дополненное, переработанное – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

 5. https://yandex.ru/search/?text

 6.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/14/primenenie-tekhnologii-bis-na-urokakh-poznaniya-mira-v


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе (Изменение имён прилагательных по родам и числам).

Методический паспорт урока. Тема: “Изменение имён прилагательных по родам и числам” Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ...

Презентация по теме "Изменение имён прилагательных по родам" 2-3 класс

Презентация по русскому языку  по теме "Изменение имён прилагательных по родам" может быть использована при изучении любой программы начальной школы. На уроке предусмотрены различные виды деятель...

Изменение имён прилагательных по родам и числам

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:"Прилагательное"....

Изменение имён прилагательных по родам

Урок русского языка 3 класс "ШколаРоссии"...

Изменение имён прилагательных по родам.

Изменение имён прилагательных по родам...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных...