Конспект урока по русскому языку "Разбор слова как части речи. Имя существительное" , 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: Разбор слова как части речи. Имя существительное
Цель деятельности учителя: формирование умения выполнять морфологический разбор имени существительного; закрепление и углубление знаний учащихся о имени существительном как о части речи.
Планируемые результаты:
предметные:
- знать алгоритм морфологического разбора имени существительного;
- уметь оценивать правильность выполнения морфологического разбора;
- уметь выполнять морфологический разбор по алгоритму.
личностные:
- иметь положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Тип урока: урок рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiya_yazyk_4_klass.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 18.10.2019 | ФИО учителя: Кирчевская Е. Ю. |
Школа: № 95 | ФИ студента: Насырова Э. |
Класс: 4-7 | ФИО методиста: Кондратьева И. И. |
Кабинет: 310 |
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: Разбор слова как части речи. Имя существительное
Цель деятельности учителя: формирование умения выполнять морфологический разбор имени существительного; закрепление и углубление знаний учащихся о имени существительном как о части речи.
Планируемые результаты:
предметные:
- знать алгоритм морфологического разбора имени существительного;
- уметь оценивать правильность выполнения морфологического разбора;
- уметь выполнять морфологический разбор по алгоритму.
личностные:
- иметь положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Тип урока: урок рефлексии.
Оборудование: Учебник русского языка 4 класс «Перспективная начальная школа» Чуракова Н. А. , Каленчук М. Л., презентация.
№ | Этап | Время | Содержание деятельности | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: психологический настрой, беседа. | 1 мин | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Элла Рашитовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте поприветствуем друг друга. Покажите мне ваше настроение, вашу готовность. Садитесь. -С добром скажу – сладкое, Со злом скажу – горькое. -Как связана эта загадка с нашей темой? | -Приветствуют учителя -Слово -Оно связано со словом. | Л.: самоопределение Л.: смыслообразование |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: повторение теоретических понятий | 5-7 мин | -Послушайте стихотворение "Веселая грамматика" и вставьте слова, которые вы видите на слайде так, чтобы всё было верно. Существительное – школа. Не и ни – у нас частицы. Какие части речи указаны в стихотворении? | Слушают стихотворение, вставляют подходящие по смыслу слова Ответы детей -Слово как часть речи -Будем определять слова как части речи, задавать вопросы, выяснять грамматическое значение. | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К.: учет разных мнений; |
3. | Постановка учебной задачи Словесный метод: учебный диалог. | 1-2 мин | Из всего этого можем определить тему нашего урока? -Верно, сегодня мы вспомним и повторим, как правильно разбирать слова как части речи -Какие цели поставим перед собой? -Как вы думаете, что значит охарактеризовать слово как часть речи? | -Разбор слова как часть речи -Будем определять слова как части речи, задавать вопросы. | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение К.: построение устного речевого высказывания |
4. | Первичное закрепление во внешней речи Наглядный метод: презентация. Словесный метод: учебный диалог Практический: Списывание, морфологический разбор. Динамическая пауза | 15 мин. 2 мин | -Какая часть речи в русском языке называется именем существительным? -Ответьте на вопросы по плану на доске: 1.Что обозначает? 2. Какие непостоянные признаки? 3. Какие постоянные признаки? 4. Каким членом предложения может являться? -Вспомним алгоритм разбора слова как части речи. Кто поможет мне восстановить порядок на доске? Порядок разбора имени существительного
Род; Склонение.
Число; Падеж.
-Теперь попробуем выполнить морфологический разбор имени существительного. Запишите в тетради число, классная работа. Мы плыли по Волге на большом теплоходе. -Используя алгоритм, кто пойдет к доске и покажет, как нужно выполнять морфологический разбор имени существительного? -Попробуйте разобрать в парах другое существительное в словосочетании, которое вы нашли в этом предложении. -Кто сможет объяснить, как вы разобрали словосочетание?-У кого другой пример?
Внесите туда все, что вы знаете о имени существительном , также приведите пример, как нужно выполнять морфологический разбор предложения. Вы можете пользоваться памяткой, которую вы получили на прошлом уроке и учебником. У вас есть 7 минут. Над седой равниной моря ветер тучи собирает. I. (Над) равниной – сущ. (над чем?) Н. ф. – равнина. II. Морф. пр. Пост. – неодуш., нариц., ж. р., 1 скл.; непост. – в Т. п., в ед. ч. III. Втор. член. -Итак, представьте ваши кластеры. И расскажите, что вы туда внесли. | -Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? что?, обозначает одушевленный или неодушевленный предмет. - Имена существительные делятся на мужской род, женский род, средний род, I склонение, II склонение, III склонение, собственное и нарицательное. Изменяется по числам и падежам. В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством. Составляют алгоритм
Выполняют морфологический разбор в парах. Объяснение разбора Составляют кластер в группах Представляют кластер | П.: анализ, синтез К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П.: выполнение действий по алгоритму К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П.: анализ, синтез |
5. | Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: Списывание, морфологический разбор. | 8 мин | -Следующее задание будем выполнять в тетради. Ваша задача – выполнить морфологический разбор всех существительных в словосочетании, которые вы найдете в предложении. Первые 5 человек подходят ко мне и получают оценку. I. Дело – сущ. (что?) II. Н. ф. – дело. III. ср. р., 2 скл.; VI.– в И. п., в ед. ч. V. Подлеж. -Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и выполните взаимопроверку, посмотрите правильный разбор на слайде. |
Самостоятельно выполняют морфологический разбор. Выполняют взаимопроверку. | Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей П.: выполнение действий по алгоритму
|
6. | Включение в систему знаний Словесный метод: Слово учителя Практический метод: составление кластера | 10 мин | - Запишите предложение под диктовку. Мы пошли в театр. -Подчеркните имена существительные , существительные от которых они зависят, обозначьте знаком «х» - Разберите имена существительные в словосочетаниях, которые вы найдете. (проверка)
| Записывают предложения, выполняют разбор Представляют кластер
| П.: анализ, синтез П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П.: выполнение действий по алгоритму |
7. | Рефлексия деятельности Словесный: оценивание своей работы на уроке | 2-3 мин | -Давайте подведем итоги нашего занятия. -Какая была тема урока? -Что больше всего запомнилось? -Какие трудности возникали? -Достигли ли мы поставленных целей? - Вы сегодня все отлично работали, молодцы! | Отвечают на вопросы Оценивают свою работу на уроке | П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Задаю вопрос от главного слова в словосочетании к существительному.
Ставлю слово в начальную форму (ед.ч., И.п.)
Указываю постоянные признаки:
Род;Склонение.
Указываю непостоянные признаки:
Число;Падеж.
Определяю, каким членом предложения является
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Слово как часть речи"
Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Слово как часть речи" по программе "Перспектива"...
План - конспект урока по русскому языку на тему: "Часть речи- ГЛАГОЛ", 2 класс
План - конспект урока по русскому языку на тему: "Часть речи- ГЛАГОЛ", 2 классТема: Понятие о глаголе, как части речиЦель: Познакомить учеников с новой частью речи – глаголом.Задачи:1....
Конспект урока русского языка на тему: "Части речи. Имя прилагательное" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления об имени прилагательном, его роли в речи; формирование умения устанавливать связи имен прилагательных с именами существительными. Планируемые...
Конспект урока по русскому языку «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, ...
Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте." ( 2 класс)
Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте."...
Конспект урока по русскому языку на тему "Предлог. Правописание предлогов".2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан с использованием эффективных образовательных технологий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы)....
Конспект урока по русскому языку на тему "Предлог. Правописание предлогов".2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан с использованием эффективных образовательных технологий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы)....