Конспект урока по русскому языку "Разбор слова как части речи. Имя существительное" , 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Разбор слова как части речи. Имя существительное

                                   

Цель деятельности учителя: формирование умения выполнять морфологический разбор имени существительного; закрепление и углубление знаний учащихся о имени существительном как о части речи.

 

Планируемые результаты:

предметные:

  • знать алгоритм морфологического разбора имени существительного;
  • уметь оценивать правильность выполнения морфологического разбора;
  • уметь  выполнять морфологический разбор по алгоритму.

личностные:

  • иметь положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  •  приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
  •  осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

 

Тип урока: урок рефлексии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiya_yazyk_4_klass.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 18.10.2019

ФИО учителя:  Кирчевская  Е. Ю.

Школа: № 95

ФИ студента: Насырова Э.

Класс: 4-7

ФИО методиста: Кондратьева И. И.

Кабинет: 310

                               

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Разбор слова как части речи. Имя существительное

                                   

Цель деятельности учителя: формирование умения выполнять морфологический разбор имени существительного; закрепление и углубление знаний учащихся о имени существительном как о части речи.

Планируемые результаты:

предметные: 

  • знать алгоритм морфологического разбора имени существительного;
  • уметь оценивать правильность выполнения морфологического разбора;
  • уметь  выполнять морфологический разбор по алгоритму.

личностные:

  • иметь положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  •  приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
  •  осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Тип урока: урок рефлексии.

Оборудование: Учебник русского языка 4 класс «Перспективная начальная школа»  Чуракова Н. А. , Каленчук М. Л., презентация.

Этап

Время

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод:

психологический

настрой, беседа.

1 мин

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Элла Рашитовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте поприветствуем друг друга. Покажите мне ваше настроение, вашу готовность. Садитесь.

-С добром скажу – сладкое,

Со злом скажу – горькое.

-Как связана эта загадка с нашей темой?

-Приветствуют учителя

-Слово

-Оно связано со словом.

Л.: самоопределение

Л.: смыслообразование

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: повторение теоретических понятий

5-7 мин

-Послушайте стихотворение "Веселая грамматика" и вставьте слова, которые вы видите на слайде так, чтобы всё было верно.

Существительное – школа.
Просыпается –
глагол.
С прилагательным 
весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы –
местоименье,
Бьёт числительное 
семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием 
отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни – у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом 
не лениться
И 
ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья 
ох и ах!
А потом у тёплой печи
Повторяем части речи!

Какие части речи указаны в стихотворении?  

Слушают стихотворение, вставляют подходящие по смыслу слова

Ответы детей

-Слово как часть речи

удем определять слова как части речи, задавать вопросы, выяснять грамматическое значение.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К.: учет разных мнений;

3.

Постановка учебной задачи

Словесный метод:

учебный диалог.

1-2 мин

Из всего этого можем определить тему нашего урока?

-Верно, сегодня мы вспомним и повторим, как правильно разбирать слова как части речи

-Какие цели поставим перед собой?

-Как вы думаете, что значит охарактеризовать слово как часть речи?

-Разбор слова как часть речи

удем определять слова как части речи, задавать вопросы.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

К.: построение устного речевого высказывания

4.

Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный метод: презентация.

Словесный метод:

учебный диалог

Практический: Списывание, морфологический разбор.

Динамическая пауза

15 мин.

2 мин

-Какая часть речи в русском языке называется именем существительным?

-Ответьте на вопросы по плану на доске:

1.Что обозначает?

2. Какие непостоянные признаки?

3. Какие постоянные признаки?

4. Каким членом предложения может являться?

-Вспомним алгоритм разбора слова как части речи. Кто поможет мне восстановить порядок на доске?

 Порядок разбора имени существительного

  1. Задаю вопрос от главного слова в словосочетании к существительному.
  2. Ставлю слово в начальную форму (ед.ч., И.п.)
  3. Указываю постоянные признаки:

Род;

Склонение.

  1. Указываю непостоянные признаки:

Число;

Падеж.

  1. Определяю, каким членом предложения является

-Теперь попробуем выполнить морфологический разбор имени существительного. Запишите в тетради число, классная работа.

Мы плыли по Волге на большом теплоходе.

-Используя алгоритм, кто пойдет к доске и покажет, как нужно выполнять морфологический разбор имени существительного?

-Попробуйте разобрать в парах другое существительное в словосочетании, которое вы нашли в этом предложении.

-Кто сможет объяснить, как вы разобрали словосочетание?-У кого другой пример?

  1. -Сейчас вы поработаете в группах. Ваша задача- составить кластер.

Внесите туда все, что вы знаете о имени существительном , также приведите пример, как нужно выполнять морфологический разбор предложения. Вы можете пользоваться памяткой, которую вы получили на прошлом уроке и учебником. У вас есть 7 минут.

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

  I.  (Над) равниной – сущ. (над чем?)

    Н. ф. – равнина.

II. Морф. пр.

     Пост. – неодуш., нариц., ж. р., 1 скл.; непост. – в Т. п.,

в ед. ч.

III.  Втор. член.

-Итак, представьте ваши кластеры. И расскажите, что вы туда внесли.

-Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? что?,  обозначает одушевленный или неодушевленный  предмет.

-   Имена существительные делятся на мужской род, женский род, средний род, I склонение, II склонение, III склонение, собственное и нарицательное. Изменяется по числам и падежам. В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.

Составляют алгоритм


По Волге – имя существительное, Волга, неодуш., собств., ж.р., 1 скл., Д.п., ед.ч., обстоятельство

Выполняют морфологический разбор в парах.

Объяснение разбора

Составляют кластер в группах

Представляют кластер

П.: анализ, синтез

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: выполнение действий по алгоритму

К.:

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П.: анализ, синтез

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: Списывание, морфологический разбор.  

8 мин

-Следующее задание будем выполнять в тетради. Ваша задача – выполнить морфологический разбор всех существительных в словосочетании, которые вы найдете в предложении. Первые 5 человек подходят ко мне и получают оценку.
Дело мастера боится.

I.  Дело – сущ. (что?)

  II.  Н. ф. – дело.

III. ср. р., 2 скл.;

VI.– в И. п., в ед. ч.

V.  Подлеж.

-Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и выполните взаимопроверку, посмотрите правильный разбор на слайде.

 

Самостоятельно выполняют морфологический разбор.

Выполняют взаимопроверку.

Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

П.: выполнение действий по алгоритму

 

6.

Включение в систему знаний

Словесный метод:

Слово учителя

Практический метод: составление кластера

10 мин

- Запишите предложение под диктовку.

Мы пошли в театр.

-Подчеркните имена существительные , существительные от которых они зависят, обозначьте знаком «х»

- Разберите имена существительные в словосочетаниях, которые вы найдете.

(проверка)

  1.  -Молодцы. Домашнее задание вам сообщит учитель.

Записывают предложения, выполняют разбор

Представляют кластер

 

П.: анализ, синтез

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: выполнение действий по алгоритму

7.

Рефлексия деятельности

Словесный:

оценивание своей работы на уроке

2-3 мин

-Давайте подведем итоги нашего занятия.

-Какая была тема урока?

 -Что больше всего запомнилось?

-Какие трудности возникали?

-Достигли ли мы поставленных целей?

- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

Отвечают на вопросы

Оценивают свою работу на уроке

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

 

Задаю вопрос от главного слова в словосочетании к существительному.

Ставлю слово в начальную форму (ед.ч., И.п.)

Указываю постоянные признаки:

Род;Склонение.

Указываю непостоянные признаки:

Число;Падеж.

Определяю, каким членом предложения является


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Слово как часть речи"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Слово как часть речи" по программе "Перспектива"...

План - конспект урока по русскому языку на тему: "Часть речи- ГЛАГОЛ", 2 класс

План - конспект урока по русскому языку на тему: "Часть речи- ГЛАГОЛ", 2 классТема: Понятие о глаголе, как части речиЦель: Познакомить учеников с новой частью речи – глаголом.Задачи:1....

Конспект урока русского языка на тему: "Части речи. Имя прилагательное" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления об имени прилагательном, его роли в речи; формирование умения устанавливать связи имен прилагательных с именами существительными. Планируемые...

Конспект урока по русскому языку «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, ...

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте." ( 2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте."...

Конспект урока по русскому языку на тему "Предлог. Правописание предлогов".2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан с использованием  эффективных образовательных технологий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы)....

Конспект урока по русскому языку на тему "Предлог. Правописание предлогов".2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан с использованием  эффективных образовательных технологий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы)....