Конспект урока по русскому языку "Состав слова" , 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока по русскому языку

Тема: Состав слова

Цель деятельности учителя: формирование умения разбирать слово по составу, подбирать слова, близкие по значению; закрепление и углубление знаний учащихся о составе слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pustoy_konspekt_-_kopia_-_kopiya.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.03.2019

ФИО учителя:  Сорокина Г. Ю.

Школа: № 95

ФИ студента: Насырова Э.

Класс: 2-8

ФИО методиста: Кондратьева И. И.

Кабинет: 203

                               

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Состав слова

                                   

Цель деятельности учителя: формирование умения разбирать слово по составу, подбирать слова, близкие по значению; закрепление и углубление знаний учащихся о составе слова.

Планируемые результаты:

предметные: 

  • знать понятие корень, приставка, суффикс, окончание;
  • уметь разбирать слова по составу;
  • уметь  подбирать однокоренные слова.

личностные:

  • иметь положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  •  приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
  •  осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Тип урока: урок рефлексии.

Оборудование: Учебник русского языка 2 класс «Перспективная начальная школа»  Чуракова Н. А. , Каленчук М. Л., презентация.

Этап

Время

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод:

психологический

настрой, беседа.

1 мин

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Элла Рашитовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте поприветствуем друг друга. Покажите мне ваше настроение, вашу готовность. Садитесь.

-Слово делится на части!
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
делать слово из частей!

-Как связано это четверостишье с нашей темой?

-Приветствуют учителя

-Оно связано с составом слова.

Л.: самоопределение

Л.: смыслообразование

2.

Актуализация знаний и мотивация

Практический метод: минутка чистописания

Словесный метод: составление таблицы, повторение теоретических понятий

5-7 мин

-  Откройте тетради, давайте вспомним правила посадки при письме. Сядьте правильно.

- Пропустите 2 линейки и на 3 запишите число: 15 марта, классная работа. Образец записи числа на доске.

- Начнем занятие с минутки чистописания. Посмотрите на слайд.  Нужно из данных слов составить и записать предложение.

Нас, всё, у, сегодня, получится.

У нас сегодня всё получится.

-Запишите его каллиграфически правильно

-Посмотрите на доску. Что вы видите?

-Давайте составим таблицу все вместе. В первый столбик нужно поставить определение- это будет делать первый ряд, во второй столбик нужно подобрать значение слова- это делает второй ряд, а  третий ряд подберет то, как мы обозначаем данную часть слова.

-Теперь отгадайте, какую часть слова я загадала?(суффикс, окончание, приставка, корень, основа)

Записывают число

Составляют и записывают предложение

- Части слова. Окончание, корень, суффикс, приставка, основа.

Ответы детей

-Основу

Ответы детей

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

П.: выполнение действий по алгоритму

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К.: учет разных мнений;

3.

Постановка учебной задачи

Словесный метод:

учебный диалог.

Наглядный метод:

презентация.

1-2 мин

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

- Прочитайте на слайде тему урока.

 - Ребята, как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке?

 - Все верно.

-Посмотрите на слайд, что здесь представлено?

-Кто прочитает вслух?

- Состав слова

-Разбирать слова по составу, выполнять разные упражнения.

-Алгоритм того, как разобрать слово по составу

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

К.: построение устного речевого высказывания

К.: учет разных мнений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4.

Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный метод: презентация.

Практический

метод: списывание с лексическим заданием

Словесный метод:

учебный диалог.

Практический: Списывание, лексический анализ.

Динамическая пауза

15 мин.

2 мин

-Выполним задание 83 на странице 78. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

 -Хорошо. Откройте словари, назовите родственные слова.

-Теперь подумайте, какие слова подходят по смыслу? Начнем с первого предложения.

-Кто согласен, поднимите руки.

Запишем первое предложение.

-Какое слово подойдет во втором предложении?

-Запишем второе предложение.

-Объясните, роль приставки в словах?

-Какое значение вносит приставка в каждое слово?

 

- Теперь разберем слова развозить и перевозить по составу. Мне нужно два ученика, которые разберут слова у доски, а остальные будут делать это в тетради. Части слова мы с вами уже повторили.

-Проверяем. Объясните, как вы разобрали слова.

-Все согласны?

-У кого так же, поднимите руку.

-Что мы с вами сейчас повторили? 

-Посмотрите на упражнение 84. Будем выполнять его в парах. Для этого нам понадобится словарь. Сначала нужно найти слово возить. Прочитать их, а затем первый вариант. Находит слова, которые близки по значению к слову возить, например завозить- привозить. И записать их столбиком

А второй вариант находит наоборот, противоположные по значению, например ввозить- вывозить. И записать их столбиком. Посмотрите на пример в учебнике.

-После того, как вы запишите слова, прочитайте их соседу по парте, чтобы он вас проверил.

-На выполнение у вас есть 3 минуты.

-Проверим, 1 вариант, прочитайте слова, близкие по значению.

 -Второй вариант, прочитайте слова , противоположные по значению.

 - У кого так же? Хорошо, молодцы.

-Давайте отдохнем, встаем со своих мест

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

-С помощью словаря найти родственные слова к слову возить. Подобрать слова, которые подходят по смыслу в предложениях и разобрать их по составу.

Называют родственные слова.

-В первом предложении подходит слово развозить.

-Во втором предложении подходит слово перевозить.

-Эти слова подходят по смыслу. Развозить и перевозить имеют разное значение из-за разных приставок.

-Приставка пере - направление действия через предмет; перемещение; повторность действия; превышение нормы; взаимное действие; неполнота действия и др.

-Приставка раз- разделение на части; направленность движения в разные стороны; аннулирование результата предшествующего действия и др.

Разбирают слова по составу, аргументируют.

-Как нужно разбирать по составу слова-названия действий, роль приставки в словах.

Находят близкие и противоположные по значению слова, записывают.

Читают соседу по парте выписанные слова

П.: анализ, синтез

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: извлечение необходимой информации из текстов

П.: выполнение действий по алгоритму

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П.: анализ, синтез

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

П.: анализ, синтез

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: работа в печатной тетради

Практический метод: словообразовательный, морфемный анализ.

8 мин

-Следующее задание будем выполнять в печатных тетрадях, откройте страницу 39 и посмотрите на упражнение 52.  

-Прочитайте задание вслух.

-Посмотрите на образец на следующей странице.

-Что значит начальная форма слов-действий?

На выполнение у вас есть 4 минуты. Первые три человека подходят ко мне и я поставлю отметку.

-Заканчиваем выполнение. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и сравните с образцом на слайде, если все правильно – поставьте карандашом плюс.

-Что такое приставка?

 Подчеркнуть все слова-действия в начальной форме, выписать те, у которых одинаковая приставка, выделить ее. Показать, от каких слов они образовались.

Ответы детей

Выполняют упражнение.

Выполняют взаимопроверку

-Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова.

Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

П.: выполнение действий по алгоритму

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

6.

Включение в систему знаний

Словесный метод:

Слово учителя

Практический метод: викторина

10 мин

  1. –Закройте печатные тетради и положите на край стола. Откройте учебник на странице 79, прочитайте, что нужно сделать в 85 упражнении.
  2. -Как найти слова-названия действий?

-Сколько слов должно получиться?

 

-Откроем словари. Прочитайте  данные слова.

-В чем особенность их наименования?

-Нам нужно их только записать или еще что-то сделать?

-Совершенно верно, но перед этим, давайте прочитаем правило , чтобы правильно записать всё.

-Что мы узнали?

-Да, это нужно запомнить, чтобы всегда писать правильно. Теперь нужно составить словосочетания с этими словами в тетради. Каждый делает индивидуально. Выполняйте.

-Прочитайте, какие словосочетания получились?

-Каким правилом мы воспользовались?

-Запишите домашнее задание упражнение 82 на странице 77.

 

Читают задание

-По вопросу. Что делать, что сделать.

-Пять слов

-Они все заканчиваются на чь

-Составить с ними словосочетания.

-Читают правило

-Что на конце слов-действий с основой на чь всегда пишется мягкий знак.

Читают словосочетания

-На конце слов-названий действий с основой на чь , стоящих в начальной форме, всегда пишется мягкий знак.

Записывают домашнее задание

П.: анализ, синтез

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: выполнение действий по алгоритму

П.: анализ, синтез

7.

Рефлексия деятельности

Словесный: составление слов

Практический: оценивание своей работы на уроке

2-3 мин

-Давайте поиграем в игру. На слайде вы видите слово. Прочитайте.

-Ваша задача, придумать как можно больше однокоренных слов-действий с разными приставками в начальной форме.

-Смотрите ,как много слов вы назвали. А как вы думаете, все ли это слова, которые можно было придумать?

-Давайте проверим, сейчас я вам прочитаю все варианты из морфологического словаря.

-   Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

-Играть

Оценивают свою работу на уроке

Придумывают слова.

Нет

Выиграть,  доиграть, поиграть, доиграться, сыграть, проиграть, переиграть, заиграть, разыграть, играться.  

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку, 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

тема урока "Правописание безударных личных окончаний глаголов"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)

Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...

конспект урока по русскому языку 2 класс. Слог. Начальная школа 21 века

Цель: развивать умение учащихся делить слова на слоги, речь, мышление; учить находить ударный слог, помочь выяснить значение ударения в словах; обогатить словарный запас.Планируемые результаты предмет...

Конспект урока по русскому языку "Слово и слог" (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов?Цели деятельности учителя: формирование умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, ...

конспект урока по русскому языку, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка в 4 классе по  теме "Наклонение глагола" , программа  "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока по русскому языку "Слова Антонимы" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений, учащихся об антонимах, предложениях, подбирать их к указанным словам.Задачи урока:Дидактические:знать, что такое «антонимы», от...