Главные вкладки

    Диктанты 3-4класс ОВЗ
    статья по русскому языку (3 класс)

    Пушечкина Юлия Евгеньевна

    Диктанты 3-4класс ОВЗ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diktanty.docx30.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пособие предназначено для учителей начальных классов специальных (коррекционных) школ 8 вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по письму и развитию речи.

    Систематический учет знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе.

    Цель пособия – представить учителю материал для проверки основательности усвоения знаний, прочности формирования у школьников орфографических и пунктуационных навыков.

    В сборник вошли контрольные диктанты в порядке прохождения тем.

    Исходя из особенностей программы, материал подобран, учитывая концентричность, т.е. повторяемость из года в год одних и тех же тем с добавлением новых сведений.

    Текущие контрольные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы. Для каждого класса подобраны по три диктанта и текст для контрольного списывания, что позволяет учителю выбрать и использовать предлагаемый в сборнике материал по своему усмотрению в зависимости от особенностей класса.

    К диктантам предложены различные задания не только по орфографии, но и грамматике:

    • подчеркнуть гласные;
    • подчеркнуть согласные;
    • подчеркнуть сочетания согласных букв с гласными;
    • подчеркнуть слова, состоящие из трех (четырех и т.д.) букв;
    • подчеркнуть имена собственные;
    • подчеркнуть парные звонкие и глухие согласные;
    • поставить в словах знак ударение;
    • разделить на слоги данные слова;
    • подчеркнуть мягкий знак, стоящий в конце слова;
    • изменить слова по принципу «один – много»;
    • подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы кто? что?
    • найти в тексте слова, обозначающие действия предметов;
    • найти в тексте слова, обозначающие признаки предметов;
    • найти в тексте предлоги и подчеркнуть их;
    • найти в тексте сочетания жи – ши, ча – ща, чу –щу и подчеркнуть;
    • подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком;
    • определить количество слогов, букв, звуков;
    • подобрать проверочные слова для данных слов;
    • найти словарные слова;

    Итоговая контрольная работа является способом проверки достигнутых знаний и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение русскому языку. Здесь предлагаются годовые контрольные работы. Подавляющее количество слов диктанта составляют слова на те правила, которые изучены и отработаны ранее.

    В качестве диктантов предлагаются связные тексты, либо искусственно составленные. Тематика текстов близка и понятна детям, связана с краеведением, содержит в себе интересную информацию и затрагивает многие нравственные, эстетические и экологические вопросы. Содержание текстов способствует общему развитию учащихся, воспитывает любовь к Родине, природе, учит любить труд, обогащает речь, содействует установлению межпредметных связей.

    Работа с данным материалом поможет учителю решать не только учебные, но и воспитательные задачи: расширять круг представлений ребят об окружающем мире, способствовать формированию у учащихся социальных навыков.

    3класс

    Диктант №1

    Новый дом.

    Вот новый дом. В нём девять этажей. У дома растут липы и клёны. На клумбе розы и астры.

    Грамматическое задание.

    Вставь пропущенные буквы, поставь ударение. Посчитай сколько букв, сколько звуков.

    Ог . род ( б., зв.,), ов . щи ( б., зв.,), к . рзина ( б., зв.,)

    Списывание №1

    Огород.

    Дети работали в огороде. Они собирали овощи в большие корзины.

    Морковь, свёкла, капуста – богатый урожай.

    Грамматическое задание.

    Вставь пропущенные буквы, поставь ударение. Посчитай сколько букв, сколько звуков.

    Ог . род ( б., зв.,), ов . щи ( б., зв.,), к . рзина ( б., зв.,)

    Диктант №2

    Этажи в лесу.

    В лесу у птиц есть свои этажи. У соловушки гнездо прямо на земле. Дрозды живут в кустах. Дятел делает гнездо на дереве повыше.

    Грамматическое задание.

    Разделите слова на слоги для переноса: этажи, соловушки, дрозды, дятел, гнездо.

    Звуко-буквенный анализ слова: дерево.

    1

    Списывание №2

    Чудо – птичка.

    Был мороз. Маленькая птичка ныряла в прорубь. Там она искала пищу.

    Это была оляпка.

    Разделите слова на слоги для переноса: этажи, соловушки, дятел.

    Звуко-буквенный анализ слова:

    Дерево - ( … сл., …б., …зв., …гл., …согл.)

    Диктант № 3

    На льду.

    Ребята на льду. Мальчики бегут на коньках. С ними собака Пальма. Она лает. Маленькая Аня горько плачет. Ей страшно. Не надо плакать, Аня! Пальма – умная собака. (26 слов).

    Грамматическое задание.

    Вставьте пропущенные буквы: меб…ль, ран…ц, п…ртфель, к…ртофель.

    Во втором предложении подчеркните мягкие согласные буквы:

    Звуко-буквенный анализ слова: мальчики.

    Списывание №3

    Витя.

    Была зима. Витя бегал на коньках по льду. Ему жарко. Витя стал есть снег. Теперь он болен. Ему больно глотать. Нельзя, Витя, есть снег!

    Меб…ль, ран…ц, п…ртфель, к…ртофель.

    Звуко-буквенный анализ слова:

    Мальчики - ( … сл., …б., …зв., …гл., …согл.)

    Диткант № 4

    по теме: «Разделительный ь перед гласными е, ё, и, ю, я».

    Зима.

    Была сильная вьюга. Ветер качал деревья. Ветки стучали в окно. Хлопья снега били в лицо. Ночью ветер утих. Снег падал на деревья, на скамьи. (24 слов)

    Грамматическое задание: 1. Подчеркните в диктанте разделительный мягкий знак.

    2. Звука-буквенный анализ слова: деревья.

    3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: с.поги, вал.нки, г. зета, п.года.

    2

    Списывание №4

    Сторож.

    В лесу жил сторож Илья. Зимой часто Илья ходил на охоту. Знал он лисьи и заячьи следы. Домой Илья приносил большую добычу.

    С . поги, вал . нки, г . зета, п . года.

    Звука-буквенный анализ слова: Деревья – (…сл, …б., …зв., …гл., …согл.)

    Диткант №5

    по теме: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».

    Грчи.

    Мы часто ходим в рощу. На соснах гнёзда грачей. В гнёздах вывелись грачата. Они пищат, кричат. Целый день хлопочут грачи. Они добывают пищу птенчикам. (24 слов)

    Грамматическое задание:

    1. Подчеркните в диктанте слоги с жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    2. Звуко-буквенный анализ слова: грачата.

    3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: к . ртина, т . варищ, р.д . на.

    Списывание №5

    по теме: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».

    В лесу.

    Бабушка с внучкой Дашей ч . сто ходят в рощ . у за щ . велем.

    Однажды они зашли в ч . щу. Там росли ландыш . и зелёный щ . авель.

    Грамматическое задание:

    1. Подчеркните в диктанте слоги с жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    2. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы:

    к . ртина, т . варищ, р . д . на.

    3. Звуко-буквенный анализ слова: грачи – (…сл, …б., …зв., …гл., …согл.)

    3

    Диткант №6

    по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова».

    Зима в лесу.

    Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Снежные шубки надели сосны. Пушистый шарф на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь. (25 слов)

    Грамматическое задание:

    1. Подчеркните в диктанте парные согласные в конце слова.

    2. Звуко-буквенный анализ слова: мороз.

    3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы:

    Списывание №6 по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова».

    Лес.

    Хоро . (ш/ж) наш лес. Там много сочных тра. (в/ф). Вот ду. (б/п). Под дубом рос белый гри. (б/п). Рядом частый ельник. Там Глеб сорвал груздь. В кустах пел дроз. (д/т).

    Звуко-буквенный анализ слова: Мороз– (…сл, …б., …зв., …гл., …согл.)

    Диткант №7

    по теме: «Слова, обозначающие действие предмета».

    Весна

    Пришла весна. Светит тёплое солнышко. Весело свистит ветер. Дружно журчат ручьи. Звонко поют птицы. Проснулся медведь. Присел на пенек заяц. Звери и птички рады теплу.

    (25 слов)

    Грамматическое задание: 1. Подчеркните в 1,2, 3предложениях слова обозначающие предмет и его действие.

    2. Звуко-буквенный анализ слова: пришла

    3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: вчера, сегодня, завтра, шёл, рисовать.

    по теме: «Слова, обозначающие действие предмета».

    Списывание №7 3 кл.

    Весна.

    Пришла в . сна. Светит тёплое с . лнышко. Весело свистит в . тер. Дружно журчат ручьи. Звонко поют пт . цы. Проснулся медведь. Присел на пенек за . ц. Звери и птички рады теплу.

    Диткант №8/1

    по теме: «Предлоги».

    Миша.

    Миша вошёл в класс. Он сел за парту. Миша вынул из портфеля книги и положил их на парту. Учитель вызвал мальчика к доске. Миша стоит у доски и отвечает урок. (30 слов).

    Диткант №8/2

    по теме: «Предлоги».

    В лесу.

    Ребята пришли в лес. На траве и в кустах блестит роса. Поют на деревьях птицы. Стучат по коре дятлы. Пушистая белка прыгает с дерева на дерево. У неё в гнезде бельчата. (30 слов).

    Грамматическое задание:

    1. Подчеркните в предложениях предлоги.

    2. Звуко-буквенный анализ слова: бельчата

    3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: арбу. , д . рога.

    Списывание. 3 кл.

    Ёжик.

    Выбрал ёжик на зиму норку под большим деревом. Хороша норка, только постельки нет. Нашёл ёжик листья и надел на иголки. Потащил их к себе в норку. Хороша у ежа постелька.

    Грамматическое задание тоже

    Итоговая контрольная работа по письму и развитию речи

    за учебный год для учащихся 3 класса

    ГБС(К)ОУ № 8 г. Лабинска

    Диктант.

    Рыбная ловля.

    Чудесный летний день. Мальчики бегут на речку. У воды шумят камыши. Волны плещут на берег. Боря Чайкин закинул удочку. Попались две большие щуки. Хороши рыбы!

    Грамматическое задание:

    1. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи-ши, ча- ща, чу- щу.

    2. Во втором предложении подчеркнуть одной чертой грамматическую основу.

    3. Сделать звуко - буквенный анализ слова: волны.

    4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :

    г..зета, ..рбуз, д..рога, меб..ль, п..суда, р..ссказ.

    Списывание.

    На даче.

    Всё лето мы ж..ли на даче. Дач.. у самой речки. Дальше – роща. Ч..сто мы ходили в рощу. С нами овч..рка Чудак. Чудак сторож..л наши корзинки.

    Грамматическое задание:

    1. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи-ши, ча- ща, чу- щу.

    2. В последнем предложении подчеркнуть грамматическую основу.

    3. Сделать звуко - буквенный анализ слова: роща

    4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :

    г..зета, ..рбуз, д..рога, меб..ль, п..суда, р..ссказ.

    Учитель: (Кабакова О.И.)

    Ассистент: (Столбова Л.Н.)

    Списывание.

    Зайчата.

    Под кустом зайч..та ждут зайчиху. Она покормит их молоком. Мать свою зайч..та не знают. Для них все зайчихи - мамы. Зайчихи кормят своих и ч..жих зайч..т.

    4 КЛАСС

    Тема: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

    Диктант №1.

    Маленький художник.

    Взял Саша альбом, краски и кисть. Саша рисует летний день. Вот дорога, а дальше зелёный лес. Хороший рисунок получился у мальчика. Альбом взяли на школьную выставку.

    Грамматическое задание:

    1.Подчеркни слова со смягчающим мягким знаком.

    2. Сделать звуко - буквенный анализ слова:

    Мальчик (сл.,...б,…зв, …гл,.. согл,)

    4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :

    С . итать, р . шать, пр . мер, пш . ница, к . рабль, ч . ловек.

    Списывание.

    Кот Васька

    Спит на крыше кот Вас. ка. Шерсть у Вас. ки серая. Хвост

    пуш. стый. Хор . шо бы мышку поймать, да ленкоту вставать. Любит

    он спати мурлыкать.

    Грамматическое задание:

    1.Подчеркни слова со смягчающим мягким знаком.

    2. Сделать звуко - буквенный анализ слова:

    Мальчик (сл.,...б,…зв, …гл,.. согл,)

    4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :

    С . итать, р . шать, пр . мер, пш . ница, к . рабль, ч . ловек.

    Тема: «Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу».

    Диктант№2.

    Кот Фока.

    Ж..л у дяди Паши кот Фока. Он был ж..рный. Ч..сто кот ходил

    в ч..лан. Там были мыш… Фока лож..лся в тёмном углу. Тут он сторож..л добыч… Мыши – любимая пищ.. Фоки.

    Грамматическое задание:

    1.Подчеркнуть сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    2.Сделать звуко-буквенный анализ слова - д..ревня

    3. Записать словарные слова: зд..ровье, ..птека, з..мляника, ..кскурсия.

    Списывание.

    Рыбалка.

    Ч..десный день. Шумят больш..е камыши. Волны плещ..т на берег. Коля Чудов забросил удочку. Мальчик на речке поймал две больш..е щ..ки. Хорош..й улов!

    Грамматическое задание:

    1.Подчеркнуть сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    2.Сделать звуко-буквенный анализ слова - д..ревня

    3. Записать словарные слова: зд..ровье, ..птека, з..мляника, ..кскурсия.

    Тема: « Парные согласные в конце и середине слова»

    Диктант.

    Дятел.

    Выпал первый снег. Ударил мороз. Тишина в саду. Вдруг стук. Это дятел.

    Головка у дятла чёрная. На макушке красная шапочка. На крыльях белые полоски. Дятлы – лесные доктора. Они лечат деревья.

    Грамматическое задание:

    1. Подчеркнуть парные согласные в конце слов. (4 слова).
    2. Звуко-буквенный анализ слова - деревья.
    3. Вставить пропущенные буквы в слова: бер…г, …бед, а…тобус, б…лет, ястре…, вдру…

    Тема: « Парные согласные в конце и середине слова» 4кл.

    Списывание.

    Последняя неделя ноября. Са... пуст. Наступил холо… Выпал первый

    сне… . В воздухе круж…лись пушистые снеж…нки. Они тихо падали на землю. Стали белыми крыши, са…, лу…, огоро…

    Грамматическое задание:

    1. Подчеркнуть парные согласные в конце слов. (4 слова).
    2. Звуко-буквенный анализ слова - деревья.
    3. Вставить пропущенные буквы в слова: бер…г, …бед, а…тобус, б…лет, ястре…, вдру…

    Тема: «Ударные и безударные гласные» 4кл.

    Диктант.

    Кормушки.

    Засыпала зима поля снегами. Голодные птицы летят к жилью. Развесили дети в садах и парках кормушки. Насыпали зёрна, крошек. Слетаются к кормушкам воробьи, синички, снегири. Радостно щебечут, словно благодарят ребят.

    Грамматическое задание:

    1. В словах первого предложения расставь ударения.
    2. Звуко-буквенный анализ слова - кормушка
    3. Вставить пропущенные буквы в слова: м..газин, фабр…ка, ин..й, ш..фёр.

    Тема: «Ударные и безударные гласные» 4кл.

    Списывание.

    Зимой.

    Стоит д...кабрь на дв..ре. Трещат м..розы. Дуют х..лодные ветры. Берёзки и липы ст..ят без л..сточков, голые. Только с..сна и ель зелёные. Медведь залез в свою берлогу и спит.

    Грамматическое задание:

    1. В словах первого предложения расставь ударения.
    2. Звуко-буквенный анализ слова - кормушка
    3. Вставить пропущенные буквы в слова: м..газин, фабр…ка, ин..й, ш..фёр.

    Тема: «Слово. Названия предметов, действий, признаков» 4кл.

    Диктант.

    Телевизор.

    Мои родители купили новый телевизор. У телевизора огромный экран.

    Мы смотрим много интересных программ. Я люблю смотреть по телевизору передачи про животных и детские фильмы. На день рождения мне подарят новый телефон. (32 сл.)

    Грамматическое задание:

    1. В предложении подчеркнуть главные члены:

    Большой телевизор весит на стене.

    1. Звуко-буквенный анализ слова - передачи
    2. Вставить пропущенные буквы в слова: п…ртрет, кв…ртира, т…л…фон.

    Тема: «Слово. Названия предметов, действий, признаков» 4кл.

    Списывание.

    Телевизор.

    Мои р...дители купили новый т..л..визор. У т..л..визора ..громный экран.

    Мы смотрим много интересных программ. Я люблю см..треть по т..л..визору передачи про ж..вотных и д..тские ф..льмы. На день рождения мне подарят новый т..л..фон. (32 сл.)

    Грамматическое задание:

    1. В предложении подчеркнуть главные члены:

    Большой телевизор весит на стене.

    1. Звуко-буквенный анализ слова - передачи
    2. Вставить пропущенные буквы в слова: п…ртрет, кв…ртира, т…л…фон.

    Тема: «Раздельное написание предлогов со словами» 4класс.

    Диктант.

    Ёжик.

    Выбрал ёжик себе на зиму норку под большим деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ёжик за удобной постелькой. Нашёл он листья и надел на иголки. Потащил их ёж к себе в норку. Хороша у ежа постелька.

    Грамматическое задание:

    1. Подчеркнуть все предлоги в тексте.
    2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : постелька.
    3. Вставит пропущенные буквы в словарные слова и поставить ударения:

    Ф . милия, Р . с . ия, лес . ница, м . нута.

    Тема: «Раздельное написание предлогов со словами» 4класс.

    Списывание.

    Школьный двор.

    Звонок. Ученики выбегают … школьный двор. Они играют … мяч.

    Малыши прыгают. Другие дети сидят … скамейках. Перед школой сад. Дорожки ведут … саду. Они посыпаны песком. Всё здесь сделано руками учеников.

    Грамматическое задание:

    1. Подчеркнуть все предлоги в тексте.
    2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : постелька.
    3. Вставит пропущенные буквы в словарные слова и поставить ударения:

    Ф . милия, Р . с . ия, лес . ница, м . нута.

    Тема: « Родственные слова» 4 класс.

    Диктант.

    Наша родина.

    Все мы любим нашу родину – Россию. Широко раскинулись родные просторы. Много здесь лесов и полей. Родники наполняют быстрые реки. В густых лесах много разных птиц и животных. Дружный и трудолюбивый у нас народ. (33 слова)

    Грамматическое задание:

    1. Выбрать из текста и выписать все родственные слова, выделить корень.
    2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : Россия.

    Списывание.

    Наша родина.

    Все мы любим нашу р…дину – Россию. Широко раскинулись р…дные просторы. Много здесь л…сов и п…лей. Родники наполняют быстрые реки. В густых л…сах много разных птиц и ж…вотных. Дружный и тр…долюбивый у нас нар…д.

    Грамматическое задание:

    1. Выбрать из текста и выписать все родственные слова, выделить корень.
    2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : Россия.

    Тема: «Знаки препинания в конце предложения» 4 класс.

    Диктант.

    Почему ландыш белый?

    Умеешь ли ты разгадывать загадки природы? Почему ландыш белый? Нежные ландыши растут в тени. В темноте леса насекомые не видят другого цвета. Только белые цветы заметны. Учись разгадывать загадки природы!

    (30 слов)

    Грамматическое задание:

    1. В третьем предложении подчеркните главные члены предложения.
    2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : ландыш.
    3. Вставит пропущенные буквы в словарные слова и поставить ударения: л..гушка, ру…кий, в..гон, в..кзал, м..лина, яг..да, ц..плёнок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диктант. 4класс после темы "Правописание безударных окончаний имени сущ."

    Предлагается диктант после изучения темы "Правописание безударных окончаний имен существительных. (4 класс, II четверть)....

    Контрольные диктанты в 4классе

    Предлагаю тексты и грамматические задания входного диктанта, контрольного диктанта за I, III ,IV четверти в 4 лкассе по программе "Школа России"....

    Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"

    Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...

    Картинный словарный диктант на тему "Транспорт" 4класс

    Картинный словарный диктант на тему "Транспорт" 4класс...

    Рабочая программа по русскому языку Гармония 1-4классы с УУД. Календарно-тематическое планирование 3-4класс с УУД

    Рабочая программа по русскому языку Гармония 1-4классы с УУД. Календарно-тематическое планирование 3-4класс с УУД...

    Математический диктант "Дроби" 4класс.

    В презентации собраны 10 задач по математике по теме "Дроби".Этот материал можно использовать на уроке на этапе устного счёта или во время закрепления пройденного материала....

    Комбинированные диктанты по русскому языку. 4класс

    Комбинированные диктанты по русскому языку. 4класс...