Звук "ы" после "ц"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (3 класс)

Блащук Милена Владимировна

Обозначение звука "ы" после ц буквами и или ы ,13.11. 2018г.,ЧОУ СОШ "Исток"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_y_posle_ts.rar1.2 МБ

Предварительный просмотр:

               Технологическая карта урока  русского языка      в 3В классе.

           Дата:

Тема урока:

Учитель: Виноградова О.А.

Учитель –логопед: Блащук М.В.

Тип урока:  Урок сообщения  новых  знаний.

Цели  урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с правописанием букв “ы-и” после “ц”;
  • научить правильно обозначать орфограмму в различных частях слова;
  • расширить лексический запас учащихся.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
  • развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

Воспитывающие:

  • поддержать интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать чувство коллективизма при групповой работе.

Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, м/медийная презентация, интер.  доска.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка. Поприветствуйте гостей. Не стесняйтесь, отвечайте. Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.

 

Начинаем урок русского языка с чистописания.

Какой звук обозначает буква ц ? ( Дайте его характеристику)

Согл., тв непар.,гл .непар

Учитель-логопед

Учитель

2.

Изучение нового материала.

Постановка учебной проблемы.

Планирование УД.

Решение учебной проблемы.

Работа с грамматическим материалом.

Выведение правила.

Работа с правилом.

Учитель –логопед.

Учитель

Физминутка

Актуализация знаний.

Тест.

Итог урока.


Слайд 1

-Что вы видите на слайде ?

-Главное место в цирке-это арена. На ней выступают цирковые артисты. Каких артистов цирка вы знаете?

-Еще артиста называют циркач, а артистку-циркачка.

Слайд 2

Как можно назвать все эти слова ?

Какой общий корень?

У всех этих слов общее в значении.

Слайд 3

Что общее в значении у слов цирк и циркуль?

Арена цирка какая ?

Так же как и здание самого цирка. А циркуль?

Циркуль тоже имеет отношение к кругу. Он чертит окружность.

-Прочитайте надпись..

Слайд 4

-В современном русском языке не являются однокоренными, хотя есть общее в значении.

Что же роднит циркуль и цирк?

-А еще в словах общая орфограмма. Давайте с ней познакомимся.

Слайд 5

-Прочитайте слова шепотом и послушаем гласный звук после ц? Что заметили? Какой слышим гласный звук после ц?

А какой буквой записывается? Сделайте вывод,что наблюдаем.

Чему же мы будем учиться на уроке?

Обозначать ы после ц

Прочитайте тему урока в учебнике стр. 121.

Слайд 6 Тема урока

Наша цель: сформулировать правило как писать звук  ы после ц и

учиться применять это правило.

Составим план изучения новой темы: расставьте карточки по порядку :

На карточках:

Узнать правило обозначения звука ы после ц;

Научиться применять правило;

Проверить себя;

Оценить свою работу на уроке

Итак, первый   этап нашей работы…

Слайд 7

-В какой части слова звук ы?

Какой буквой обозначается?

– Что заметили?

Сделайте вывод

Обозначим на модели.

Слайд 8

-В какой части слова звук ы?

Какой буквой обозначается?

– Что заметили?

Сделайте вывод

Обозначим на модели.

Слайд 9

Что заметили? На что оканчиваются эти слова?

– Звук [ы] какой буквой обозначается?

– Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц – ы, а в каком – и?

Кто попробует сформулировать все правило.

 Слайд 10

– Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц – ы, а в каком – и?

-– Давайте в учебнике на с. 102 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего?

– Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения.


Слайд 11

Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул “цыц”!

-Давайте прочитаем медленно хором . Обратите внимание предложение состоит только из слов –исключений .

Во всех словах звук ы после ц в корне обозначен буквой ы.

– Значение слов Цыц , на Цыпочках …

- Какое слово есть у меня в чистоговорке ,а у Вас в правиле его нет?


– Кто сможет объяснить, что значит “цыкнул”?

Слайд 12

Цы́кать (разг.) – прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы).

-Запишите слова-исключения в модель правила.

Слайд 13

– А сейчас мы с вами отдохнем.

Мы ребята – молодцы
Укрепляем мыш
цы,
Разминаем паль
цы,
Упражненье “Ножни
цы”,
Прыгаем на 
цыпочках,
Как 
цыплята пикаем,
Мы глазами поморгаем
И работать продолжаем.

-А кто заметил, почему физминутка подходит к нашему уроку?

О.А

Разрешите проверить Вас друзья…

Доскажите словечко в моем стихотворении.

В существительных на –ция

Мы всегда напишем …

И под корнем посмотри тоже пишем букву…

А в конце у слов, где цы

Пишем только букву …

-Теперь следующий этап. Какой?

-Работаем по учебнику с 122.упр 2

Какие слова надо выписать? Как будем оформлять орфограмму.

  - Следующий этап…          

Слайд 14

Уважаемые знатоки новой орфограммы, прочитайте стихотворение

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на гитарах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где пишут цы и ци.

О каком цирковом артисте идет речь?

Что он умеет делать ?

Спишите ,вставляя буквы .Как будете оформлять орфограмму ?

Проверить себя каждый может, выполнив тест.

Обведите правильный ответ. Поменяйтесь работами.

– Поднимите руки те, у кот. нет ошибок ?

Слайд 15

2) Проверить себя каждый может, выполнив маленький тест

-Поменяйтесь работами.

-Поднимите руки те, у которых нет ошибок

-Кому нужно еще потренироваться?


Слайд 16

Всю ли работу мы выполнили? 

Что нового узнали?
Кому было легко? Трудно?
Спасибо за урок!

Цирк

Акробаты, фокусники, жонглеры…

Родственные (однокоренные )

Цирк

 

Круглая

Эти слова произошли от одного латинского слова циркулюс

Круг

Ы после ц обозначается буквой и или ы. Есть выбор букв. Это опасное место. Значит , звук ы после ц –орфограмма.

На доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки.

Узнать правило обозначения звука ы после ц;

В корне слова. (Обозначает один человек на доске, остальные на своих карточках)

– В корне после ц пишется буква и. (Прикрепляет схему ци.)

– В окончании слова.

– В окончании после ц пишется буква ы.

(Обозначает один человек на доске, остальные на своих карточках. (Прикрепляет схему цы.)

– Все слова оканчиваются на ция.

– Буквой и.
Прикрепляет схему
 цИя.)

Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала.

 

Цыкнул

Ия

И

ы        

Научиться применять правило.

Работают по цепочке с объяснением.

Проверить себя.

Выполняют, проверяют в паре.

Оценить свою работу на уроке