РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Хилевич Елена Анатольевна
В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном, язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого не достаточно. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_uchashchihsya.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ХИЛЕВИЧ Е.А.

учитель начальных классов

ГБОУ    СШ № 308

г. Санкт-Петербурга

ЗАДАЧИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Человек всю жизнь совершенствует свою речь. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды.

В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном, язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого не достаточно. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчинённого норме. Это огромный объём материала, многие сотни новых слов и новых значений усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляли в своей устной дошкольной речевой практике.

Во-вторых, в школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятии речи других людей. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов – повествования, описания, рассуждения, знакомятся с их стилистическими различиями.

Третья область работы школы по развитию речи – это доведение речевых умений детей до определённого минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение её культуры.

В развитии речи выделяют три линии: 

  • работа над словом;
  • работа над словосочетанием и предложением;
  • работа над связной речью.

К речевым упражнением предъявляются следующие требования:

  • систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели);
  • каждое речевое упражнение должно иметь конкретную цель;
  • разнообразие видов упражнений.

Речевые упражнения не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

а) обеспечить хорошую речевую среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио и прочее;

б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, в общем обеспечить речевую практику для учащихся;

в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, активизировать употребление слов, построения конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи;

г) вести постоянную специальную работу по развитию речи, связывая её с уроками грамматики, чтения, истории, естествознания, с изучаемым на них материалом;

д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?

Первое требование – содержательность речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления – вся окружающая ребёнка жизнь.

Второе требование – логичность, последовательность, чёткость построения речи. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание.

Следующее требование – точность речи, умение говорящего не просто передать факты, наблюдения, чувства, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства.

Речь должна быть выразительна, доступна людям, к кому она обращена. Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи. Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, то есть соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной – орфоэпическую, произносительную.

Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ – ОСНОВА РЕЧЕВЫХ

УПРАЖНЕНИЙ

Современная школа уделяет большое внимание развитию мышления. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Психолог Н.И. ЖИНКИН: «Речь – это канал развития интеллекта». Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи. Например, ученик усваивает новые слова зимородок, трясогузка. Он никогда не видел этих птиц, однако бойко называет их в своём рассказе о природе, не делая при этом ни каких речевых ошибок. Но эти слова в его сознании не наполнены содержанием. Это слова-пустышки: язык говорит, мысль молчит. Поэтому важно следить за тем, чтобы речь школьника опиралась на реальную основу, чтобы она была наполнена содержанием.

Разрабатывая речевые упражнения, учитель ориентируется на определённые форм умственной работы, на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение признаков, ан обобщение, на решение мыслительных задач, на сравнение и противопоставление, на выявление причинно-следственных связей.

Работа по выделению признаков связывается с наблюдениями, она возможна и на основе представлений учащихся, по памяти. Воспитать у детей любознательность, умение видеть, слышать, обонять, воспринимать мир вокруг – вот путь, который обеспечит основу для развития мышления и речи, даст материал для словарных упражнений, для составления словосочетаний и предложений, для рассказов и сочинений.

Вот первоклассники рассматривают букеты осенних цветов. Какие блестящие возможности для выделения признаков предметов. Об астре дети говорят: «Астры белые, розовые, красные. И много оттенков. У астр очень много лепестков. Они махровые. Лепестки есть прямые, а есть как будто завитые. У астр жёлтая серединка. Листья у астры длинненькие, зубчатые». В этом описании опорой послужили вопросы учителя. Цель учителя – постепенно усложнять задание, вопрос, повышать самостоятельность наблюдения. Для облегчения наблюдения, выделения признаков и составления описания младшим школьникам даются ориентиры, точки опоры; предлагается указать признаки предмета, отражающие размеры, цвет, форму, вес и другие свойства.

Можно провести упражнение на тему: «Кто как передвигается». Детям даются рисунки лошади, кошки, черепахи, птицы, рыбы и задание: рассказать, кто и как ходит, бегает, летает, плавает.

Образцы упражнений на выделение признаков

 для устного и письменного выполнения

  1. Что можно сказать об арбузе по форме, по цвету, по вкусу? о вишне? о помидоре? о моркови? о яблоке?
  2. Укажите признаки солнца, луны, звезды, электролампочки. Назовите их общий признак.
  3. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, тёплый, пушистый; высокий, стройны, красивый; сочный, сладкий, ароматный; быстрый, ловкий, проворный.
  4. Назовите общие признаки весны и осени; вороны и скворца; пшеницы и овса; лошади и собаки; липы и клёна; яблони и груши; стола и стула; автобуса и троллейбуса. Назовите признаки, по которым эти предметы различаются.
  5. Скажите, как люди идут, когда спешат на работу и когда не спешат.
  6. Как говорят, когда спорят и сердятся и когда рассказывают что-либо интересное, смешное?

СРАВНЕНИЕ

Одним из приёмов мышления является сравнение. В первом классе можно рекомендовать для сравнения следующие предметы или явления: растения – липу и берёзу, яблоню и смородину и т.п.; животных – белку и лисицу, курицу и утку и т.п.; машины, орудия труда – грузовик и грузовую машины, лопату и вилы и т.п.; внешний облик и поступки людей. Наблюдения, сравнение предметов и другие упражнения, направленные на развитие мышления учащихся, выполняют также языковые функции: они связываются с изучаемыми грамматическими темами, с разбором слов по составу и со словообразовательным анализом, с выполнением орфографических упражнений и задач, они активизируют словарь.

РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

Одна из важнейших задач развития мышления учащихся – это формирование понятий. Работа над понятием всегда содержит обобщение: обобщаются признаки, накопленные в ходе наблюдений, сравнений.

Специальные упражнения проводятся в основном в первом и втором классах. К ним относятся:

  • перечисление предметов с последующим обобщением;
  • выделение общих признаков названных предметов, исключение «лишних» слов;
  • упражнение, подобное первым двум, проводится с более или менее подробным описанием признаков, назначения. Это описание служит обоснованием обобщения. В то же время выполнение такого упражнения превращается в небольшой связный рассказ;
  • двойное обобщение, например: «что такое сосна, берёза, тополь?» (это деревья), «что такое шиповник, орешник, смородина?» (это кустарники). «Как назвать и то и другое и вместе?» (это растения);
  • широко используется в начальных классах задание на различение части и целого, на деление целого на части, на называние целого по его известным частям – последнее упражнение приобретает занимательную форму загадок, их составление и загадывание. Например:

агроном, инженер - …………;

двоеточие, тире - …………;

автомобиль, трактор - …………;

ЗАДАНИЕ: Подобрать для слов каждой строки общее понятие.

автомобиль - …

малина - …

карандаш - …

ЗАДАНИЕ: По частному понятию определите общее.

УСТАНОВЛЕНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Понятия выражаются в словах или их сочетаниях. Но речь не может состоять из отдельных слов. Связная речь с точки зрения логики складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются как предложения. Систематическая тренировка учащихся в связывании суждений повышает культуру связной речи учащихся, делает их речь строже, доказательнее, последовательнее. Приведём несколько примеров заданий и их выполнения.

  1. упражнение в установлении временной последовательности даются на материале наблюдений и изучения природы. Материалом для кратких рассказов или записей могут служить наблюдения за первыми признаками наступления весны, за жизнью птиц, наблюдение рассвета и т.п.
  2. составление планов прочитанных рассказов, в которых действия развиваются по времени (см. карточку). Особенный интерес для установления временной последовательности представляют такие рассказы, в которых она в композиционных целях автором нарушена (см. карточку).
  3. выполняются специальные упражнения на восстановление временной последовательности. Даются серии сюжетных картинок, которые нужно разложить по порядку, озаглавить каждую картинку, затем составить рассказ. Разложенные в правильной последовательности представляют собой картинный план.
  4.  вопросы – спутники ребёнка. Приучить детей задавать вопросы друг другу и учителю – значить создать в классе атмосферу успешного мыслительного развития учащихся. Например:
  • придумать предложение с разными вопросительными словами на тему «Наш класс»;
  • придумать и записать вопросы к тому, что я знаю и чего я не знаю по теме «Гласные звуки и буквы».

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Важно, чтобы в связных, развёрнутых высказываниях или в записях учащегося отражалась его жизнь, его мысли и чувства, его решения и поступки, его мнения и оценки. Очень полезно «проговаривать» весь ход мысли, рассуждения. Например, доказать, что слова чёрный и черника родственные. Ответ. Слова чёрный и черника имеют общую часть – корень -чёрн-, родственные слова: чернеет, чернозём. Слово черника образовалось от слова чёрный: ягода чёрного цвета, а кто её ест, у того губы и зубы чернеют. Также образовались названия других ягод: голубика – от слова голубой, костяника – от слова косточка, земляника – от слова земля.

Такие связные, развёрнутые ответы представляют собой в сущности целые устные сочинения научного характера, очень полезны для развития точности, обоснованности, доказательности речи.

Примеры заданий, требующих развернутых объяснений учащихся:

  1. Тема: «Состав слова».
  • Докажите, что слова домик, дом, домище родственные.
  • Докажите, что слово подснежник произошло от слова снег; расскажите, как оно могло образоваться.
  1. Тема: «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»
  • Слова луг и лук произносятся одинаково. Докажите, что это разные слова и составьте с каждым из них предложение. Выполните такое же задание со словами груздь и грусть, рот и род, роз и рос.

Интересную работу по «проговариванию» хода мысли предлагает В.А.ИЛЮХИНА на уроках письма. При написании слов проговариваем каждую букву, то есть практически диктуем написание букв по элементам, играем в «Угадайку» - называем буквы по устному их описанию. Данный процесс обучения письму вырабатывает у детей внимание, умение слушать и слышать. Дети учатся анализировать и сравнивать, что развивает логическое мышление, а значит и речь детей.

РАБОТА  СО  СЛОВАРЁМ

Из чего же складывается словарная работа в школе? В ней сливаются четыре направления.

Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов.

Во-вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности.

В-третьих, активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося.

В-четвёртых, устранение нелитературных слов, исправление произношения.

Все четыре направления работы тесно связаны между собой.

В практике применяются самые разнообразные приёмы работы над значением нового слова. Самый простой способ – это показ предмета или действия обозначаемого слова. Приём показа используется для объяснения слов с конкретным значением, и то далеко не всех. Этот приём дополняется другими.

Способ подстановки синонимов является одним из самых универсальных. Подбирая к новому слову близкие по значению слова, школьники уясняют его значение.

Нередко содержание слова раскрывается способом логического определения, т.е. подведением его под ближайший род и выделением видовых признаков. Вот как раскрывается значение слова «фургон»: фургон – крытый автомобиль для перевозки продуктов, мебели и других товаров, боящихся дождя. Логическое определение желательно сопровождать показом иллюстраций.

Многие слова могут быть объяснены с помощью развёрнутого описания, состоящего из нескольких предложений.

Некоторые новые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Например. На стене мерно тикают ходики.

Иногда для разъяснения значения слова можно использовать его антоним. Так, слово тусклый становится понятным, если ему противопоставить слово яркий.

Многие слова могут быть поняты в результате их словообразовательного анализа: слово односельчане – жить в одном селе, нелюдим – с людьми не встречается.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. В стихах и в прозе часто встречаются сравнения. Анализ сравнений не должен сводиться к одной лишь логической работе. Целесообразны упражнения в самостоятельном подборе сравнений, которые в дальнейшем используются в устных рассказах и письменных сочинениях. Например. Учащиеся получили задание найти сравнение в связи с наблюдениями природы осенью. Дети употребили сравнения: Дуб стоит, как будто раздетый. По воде плавают жёлтые листики, как кораблики. Листья на осине красные, как огоньки. Опята, как малыши в детском садике.

Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе определён предмет. «Ветки пушистые потому, что они в инее, в снегу. Сонная тишина – очень тихо кругом, как будто всё спит, берёза стоит в сонной тишине». Если в первом классе учащиеся просто объясняют значение эпитетов, то следует обращать внимание на эмоционально-экспрессивные оттенки слов, употреблённых в роли эпитетов, на общее настроение, создаваемое ими. Если постоянно обращать внимание на эпитеты, то у учащихся накопится некоторый опыт их применения. Школьники начинают употреблять в пересказах, рассказах, сочинениях эпитеты, в том числе собственные (разумеется, не всегда удачные). Во втором, третьем, четвёртом классах проводятся специальные упражнения по подбору эпитетов. Учащимся предлагается подумать, как можно сказать о хорошо им знакомом предмете. Например: о вечернем небе, о тёплом ветерке. Дети подобрали такие эпитеты: Небо огненное, пылающее, багровое, тёплое, спокойное; ветерок ласковый, мягкий, нежный (см. карточку на подбор эпитетов).

Огромной изобразительной силой обладает метафора.

В метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним. При этом создаётся яркая поэтическая картина. На метафорах строятся многие русские загадки. Отгадывание загадок, их составление  также способствует развитию речи детей.

Обобщая всё сказанное, назовём основные приёмы работы над изобразительными средствами языка:

  1. обнаружение в тексте «образных слов»;

2.  объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте;

3. иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросам учителя;

4. использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в сочинении или изложении;

5. отработка интонации;

6. специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление дано загадок и т. п.

СИНОНИМЫ

Русский язык очень богат синонимами. Так в «Словаре синонимов русского языка» З.Е.Александровой к прилагательному глупый дано 37 синонимов. Работа над синонимами начинается с первого класса. Учебники начальной школы содержат большой материал для неё. Упражнения с синонимами целесообразно проводить на разных уроках.

Основные типы упражнений с синонимами на уроках русского языка:

-Выбор и группировка слов, близких по значению. Для усложнения могут быть даны три синонимических ряда, введено 2, 3 лишних слова, могут быть даны разные части речи.

-Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака. С этими словами составляются предложения, например: В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки, букашки.

-Подбор синонимов к данному слову.

-Замена синонима в предложении. Цель такого упражнения состоит в выборе более точного, более удачного слова. Например: Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).

-Выбор одного из данных близких по смыслу слов. Например: Небо (закрыло, заволокло) тучами.

Дети неплохо овладевают синонимами, если их систематически тренировать в этом на уроках.

АНТОНИМЫ

Работа над антонимами  начинается в первом классе и, усложняясь, проводится  постоянно. На антонимах построены многие пословицы: «Труд кормит, а лень портит. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Умный себя винит, а глупый своего товарища.»

На уроках русского языка в связи с изучением частей речи детям даются следующие упражнения с антонимами:

-Группировка антонимов по парам. Могут быть включены лишние слова. Например: Холодный, белый, сладкий, горячий, молодой, горький, синий, черный, старый, синий, острый, тупой.

-Подбор антонимов к данным словам.

-Замена  антонимов в предложения. Например: Наступила холодная снежная зима. Прошло жаркое цветущее лето. Заяц бегает быстро. Черепаха ходит медленно.

-Дополнение начатого предложения словами с противоположным смыслом. Например: Солнце только что село. В поле ещё светло, а … в лесу уже сумрачно. На юге нашей страны уже цветут сады, а … на севере ещё свищут метели.

-Подбор антонимов к словам, выступающим в разных значениях.

Например:

Свежий хлеб – чёрствый хлеб

Свежий ветер – теплый ветер

Свежие яблоки – сушеные яблоки

- Подбор синонимических групп антонимов.

Основная цель упражнений с антонимами – использование их в устной и письменной речи.

МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА

С многозначность слов школьники сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают её. На первых парах наличие у слова нескольких значений поражает ребёнка. Можно услышать такой, например, вопрос: «Почему ты говоришь: часы стоят, они не стоят, а висят на стене».

В текстах книг для чтения встречается не мало многозначных слов. Основная форма работы над многозначными словами – это анализ слов, разграничение их значений, составление с каждым значением словосочетания и предложения.

Могут быть предложены и такие упражнения на многозначность слов.

  1. Прочитайте текст. Найдите слова, которые употреблены в переносном значении. Что они означают?
  2. Подберите такие слова, которые имели бы по два, три, четыре значения. Составьте предложение с каждым значением.
  3. Назовите данными словами другие предметы: Ножка ребёнка (ножка стула); язык человека (язык пламени); идёт мальчик (идёт дождь, идёт время, год за годом).
  4. подберите к каждому значению слова сырой близкие по значению слова.
  5. подберите противоположные по смыслу слова к каждому значению. Например: сырой – влажный, мокрый; незрелый, зелёный; сухой, зрелый.

Примерный словарик для работы с многозначными совами (первый класс): ножка, спинка, горлышко, язык, нос, ушко, гребешок, молния, бьёт, идёт, льёт, летит, золотой, кудрявый, густой, мелкий, игла, коса, лук, звезда, лист, кран, земля.

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

В текстах, читаемыми младшими школьниками, много крылатых слов и фразеологизмов. Объяснение их удобнее всего проводить способом замены оборота синонимом, синонимическим сочетанием, способом развёрнутого объяснения. Особенно благоприятные условия для работы над крылатыми выражениями, над фразеологией создаёт фольклор, и частности пословицы и поговорки. Они служат образцом краткости и глубины мысли, их синтаксическая структура всегда ясная, отчётлива, а лексика всегда разнообразна и образна. Известно, что Л.Н. ТОЛСТОЙ в Яснополянской школе проводил сочинения по пословицам. Школьники не просто запоминают пословицы, встретившиеся в художественной литературе. Они связывают их с содержанием и идеей произведения, с жизненными ситуациями, уясняют их смысл, значения слов и их сочетаний.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

Активизация словаря – это употребление новых слов, выражений, фразеологических оборотов в собственной речи: в беседах, в составленных предложениях, в пересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях.

Известны следующие формы работы по активизации словаря детей:

  1. Составление словосочетания с нужным словом.
  2. Составление предложений с заданными словами.
  3. Близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала
  4. Рассказы по наблюдениям с использованием «опорных» слов.

Таким образом, цель словарной работы в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и усвоено, т. е. вошло бы в его словарь.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Умение строить предложение является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание. Рассмотрим основные приемы работы над предложением.

1) Самый простой и в то же время самый необходимый приём работы над предложением во всех классах – это чтение образцов, отработка интонации, выразительности, выяснение значения, а в некоторых случаях – запоминание, заучивание предложений.

2) Первоначальный приём, применяемый для построения предложения, - вопрос учителя. В простейшем варианте  вопрос служит основой построения предложения. Что дети собирали в лесу?  Дети собирали в лесу малину. Этот приём применяется на самых ранних ступенях обучения и постепенно вытесняется более сложными вариантами: вопрос формулируется так, чтобы дети вынуждены были ввести 2-4  «своих» слова. Что дети делали в лесу? Дети  собирали в лесу малину. В дальнейшем вопросы наталкивают учеников на составление сложных предложений. Так, вопросы  почему? зачем? где? когда? при каком условии? стимулируют  составление сложноподчиненных предложений.

3) Составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему. Например: Уже прилетели  ласточки и скворцы.  Уже появились первые одуванчики и лютики. Могут быть даны образцы разных синтаксических конструкций. Всё проводится без изучения теории. Упражнения выполняются в устной форме.

4) Восстановление деформированного  текста.

5) Деление текста на предложения

6) Ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов.

Иногда практикуется и обратный вариант этого упражнения- сокращение распространенного предложения путём отбрасывания  некоторых слов.

7) Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.

8) построение сложных предложений из нескольких различных элементов. Построение нескольких вариантов предложений, например:

и мама осталась одна дома.

а Саша отправился с отцом в Москву.

Петя поехал в горный лагерь,              чтобы там заняться альпинизмом.

который называется «Орлёнок».

потому что он ещё не бывал в горах.

9) Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения. Например, даётся предложение «В марте с крыш капает, весна приближается»; дети составляют варианты предложений (третий класс):

Приближается весна, с крыш уже капает.

Закапало с крыш, значит, весна скоро.

Март наступил, а с крыш не капает.

Если с крыш закапало, значит, весна скоро.

Весна приближается, вот и с крыш уже закапало.

10) Составление предложений по данной синтаксической схеме.

11) Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочёты.

12) Основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие (расположены по степени самостоятельности и развивающему эффекту):

  • составление предложения по опорным словам (2 – 3 слова, не более);
  • составление предложения по одному опорному слову, чаще всего новому, отличающемуся особыми оттенками значений и выразительностью;
  • по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению;
  • по предметной картинке;
  • по сюжетной картинке;
  • по узкой теме, заданной учителем или учащимися;
  • свободное составление предложения (задание учителя звучит так: «Составьте предложение любого вида и на любую тему».)

Творческие упражнения особенно ценны в развитии речи школьников.

И З Л О Ж Е Н И Я

В начальной школе проводятся изложения, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями, инсценированные. Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают её культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутьё.

Самый простой вид изложения – подробное, близкое к тексту изложение (по вопросам или плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет. Уже в первом классе дети пересказывают текст по вопросам. Одно предложение выбирается для записи. Надо, чтобы первоклассники на самых ранних ступенях обучения письму создавали текст сами, сами подбирали слова. Методика работы над изложением известна. Только хочу подчеркнуть, что даже в первом классе не рекомендуется проводить пересказ всего текста перед письмом, отказ от такого пересказа  повышает самостоятельность каждого школьника в выборе слов, в построении предложений.

Для написания сжатых изложений необходима существенная подготовка на уроках чтения. Краткий пересказ становится школой сжатого изложения. Готовя детей к сжатому изложению, учитель особенно тщательно работает над планом, над последовательностью материала, так как при сокращении текста могут быть нарушены логические связи, может потеряться общий смысл рассказа, его идея, исказиться тема.

Подготовка к сжатому изложению проводится так:

  1. Чтение рассказ учащимися (один раз тихо, второй раз вслух)
  2. Беседа  по содержанию. (5. 6 вопросов)
  3. Работа над языком: над словами, изобразительными средствами, отдельными предложениями.
  4. Краткое выражение содержания рассказа.
  5. Подробный пересказ одного, двух фрагментов (для сравнения со сжатой передачей этих же частей)
  6. Составление плана.
  7. Сжатый пересказ фрагментов по пунктам плана.
  8. Самостоятельное составление текста и его запись.
  9. Самопроверка. Завершение работы.

Сжатые изложения имеют недостаток: сокращение неизбежно обедняет художественный текст, лишает его эмоциональной силы. Часто сжатое изложение превращается в сухое изложение фактов, поэтому сжатое изложение описаний, особенно художественных не рекомендуется.

ТВОРЧЕСКИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ

Письменные изложения с творческими изменениями и дополнениями представляют собой продолжение  устной работы. Наиболее удобны для письменного оформления пересказы с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, с творческими дополнениями; реже письменно оформляется инсценирование рассказов. Творческие изменения и дополнения не должны быть большими – дети пишут медленно. Творческое дополнение может быть подготовлено в коллективной беседе и даже записаны на доске. В дальнейшем  школьники работают сами. Каждый придумывает  свои дополнения, используя свой жизненный опыт и знания. Такие изложения иногда задают на дом, давая детям несколько дней на обдумывание сюжета.

Трудность письменных изложений то лица одного из персонажей состоит в том, что в малом по размерам тексте недостаточно раскрывается образ этого человека, а больших изложений дети ещё не пишут. Как обойти эту трудность? Рекомендуется, разобрав весь рассказ, письменное изложение проводить  по одному из отрывков, наиболее интересному и обладающему относительной самостоятельностью. Хорошим материалом может послужить, например, рассказ Е. Пермяка «Пичугин мост».

Редкий вид письменного изложения – инсценирование рассказов, т. е. составление по ним инсценировок. Опыт проведения такой работы показывает, что составление письменных инсценировок (пьес) успешнее проходит в коллективной работе на внеклассных мероприятиях.

Творческие изложения представляют собой переходную форму от изложения к сочинению.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

Интересный материал для работы над сочинением предлагает заслуженный учитель Украины ЛОГАЧЕВСКАЯ С. П. Дети ведут «словарные сундучки», в которые собирают слова по определённым темам. Кроме того, она подготовила аппликационный материал на разные темы. Отдельные рисунки прикрепляются на доску так, чтобы получилась картинка на определённую тему, например, «Зимние забавы», «Неожиданное приключение», «Встреча птиц». Дети составляют рассказ по динамичному картинному плану, используя материал «словарного сундучка».

1 рисунок – солнце. На небе появилось ясное солнышко. Оно засыпало самоцветами заснеженную землю.

2 рисунок – заснеженная земля. Разными красками заиграла белоснежная земля. Она будто заснула  под снежным пуховым одеялом. Кажется, всё живое заснуло глубоким сном.

3 рисунок – дом в заснеженном саду. Снег коврами покрыл крыши домов, нарядил в белые шапки деревья. Много снега – праздник для детей. Они радостно встречают зиму.

4 рисунок – заснеженная горка с детьми. Дети взяли лыжи и санки и пошли кататься с горки. Им было так весело! Сергей мчит на лыжах. Галинка и Оксанка катятся на санках. Марина упала в снежный сугроб. Как весело  на горке!

Методическая ценность аппликационного материала состоит в том, что дети, особенно те, которые имеют неразвитое воображение, видят весь рассказ в рисунках, то есть имеют зрительную опору. Задание одно для всего класса, но каждый ученик подбирает слова, строит предложения в соответствии с уровнем своей подготовки. После такой работы  легче перейти к самостоятельному заданию: написать по плану небольшой рассказ на заданную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целесообразность работы по развитию устной и письменной речи учащихся в начальной школе. Борзенкова И. М.

Статья о целесообразности работы по развитию речи учащихся  начальных классах....

Развитие устной и письменной речи в начальной школе

Развитие устной и письменной речи в начальной школе.Автор-составитель: учитель начальных классов Парахина Римма Алексеевна, лицей № 410 Санкт-Петербург...

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках в начальной школе.

Речевое развитие младших школьников – актуальная задача современного этапа обучения русскому языку. Повышенное внимание к этой проблеме не случайно: ведь речь – это канал для развития интеллекта, пока...

Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)

Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли,...

Развитие устной и письменной речи у учащихся в начальной школе.

Развитие устной и письменной речи у учащихся в начальной школе....

Развитие и коррекция письменной речи. Дидактический материал для учащихся начальной школы.

В данном дидактическом материале предлагаются упражнения для  занятий по развитию устной и письменной речи учащихся. Предлагаемые задания помогут  сформировать навык работы с предложением, т...

Развитие и коррекция устной и письменной речи на логопедических занятиях в начальной школе

     В практическом осуществлении учебно–воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс...