Развитие устной и письменной речи в начальной школе
статья на тему

Парахина Римма Алексеевна

Развитие устной и письменной речи в начальной школе.

Автор-составитель: учитель начальных классов

 Парахина Римма Алексеевна, лицей № 410 Санкт-Петербург

          На протяжении многих лет  я работаю над проблемой: "Развитие устной и письменной речи  в начальной школе". Проблема развития культуры устной и письменной речи у младших школьников особенно актуальна в наше время. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, богатого традициями русского языка.  В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, выступает на собраниях, пишет письма, отчеты, выступает в самодеятельности, составляет заявления и объявления и т.д. В сложившихся условиях на школе лежит ответственность за сохранение и распространение норм русского языка, его чистоту, правильность , точность и выразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_protyazhenii_mnogih_let_ya_rabotayu_nad_problemoy.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

     

     Развитие устной и письменной речи в начальной школе.

Автор-составитель: учитель начальных классов

 Парахина Римма Алексеевна, лицей № 410 Санкт-Петербург

          На протяжении многих лет  я работаю над проблемой: "Развитие устной и письменной речи  в начальной школе". Проблема развития культуры устной и письменной речи у младших школьников особенно актуальна в наше время. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, богатого традициями русского языка.  В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, выступает на собраниях, пишет письма, отчеты, выступает в самодеятельности, составляет заявления и объявления и т.д. В сложившихся условиях на школе лежит ответственность за сохранение и распространение норм русского языка, его чистоту, правильность , точность и выразительность.

    Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

      В дошкольном, а в отчасти и школьном возрасте язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. Принимая детей в 1 класс, мы сталкиваемся с проблемой общения, дети не умеют говорить, точно высказать свои мысли.

     В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка занимает ведущее место, так как его значение и функции носят универсальный , обобщающий характер: успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ученика по другим школьным предметам.. В примерных программах, разработанных в строгом соответствии со стандартами начального общего образования второго поколения, говорится, что особое место курса русского языка объясняется теми целями, которые он реализует в системе предметов общеобразовательной школы. Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке. Социокультурная цель предусматривает формирование коммуникативной компетенции учащихся.

  Это, во- первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от разговорного, от просторечий, диалектов, жаргонов. Необходимо научить литературному языку в его художественном, научном и разговорном варианте.

   Это огромный объем материала, многие сотни новых слов и сочетаний. Для этого необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал- словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста.

    Во- вторых, в школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо- это речевые умения и навыки, которые опираются на систему языка, на знания его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятие речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты, столь характерные для младших школьников.

    Третья область работы по развитию речи- это доведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

Работа над словом тесно связана с работой над словарем: обогащение словаря, усвоение новых слов, новых значений, подбор синонимов, антонимов, анализ многозначности, устранение нелитературных слов, исправления ударений, произношений.

Речевых упражнений очень большое количество, но все они, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя.

     Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся.

Язык и речь изначально связаны с человеческим существованием в мире. Язык возникает и развивается с возникновением и становлением человеческого общества, будучи последствием этого социального процесса и его условием. 

Язык — это система знаков, с помощью которой можно общаться, мыслить и выражать себя, свое отношение к миру и к другим людям. Язык потому и способен служить средством общения людей, что он обладает возможностью обобщения, закрепления некой внеличностной, внесубъективной, общезначимой информации, позволяющей нам осмысливать и мир, и самих себя. 

   По мнению специалистов, ребенок овладевает разговорно-бытовой речью к 8 годам. Он еще не знает литературно-книжного языка, хотя отдельные обороты речи, услышанные в разговорах взрослых, по радио, телевидению, оседают в его памяти. Освоение языка в этот период идет очень активно, естественно и непринужденно. Почти все дети обладают врожденным языковым чутьем, фонетическим слухом, легко творят новые слова, получают несомненное удовольствие от словесной игры. Здесь талант детей столь же очевиден, как и в их рисунках, театральных играх, в необычайной активности познания мира. В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью детей и творчеством в контексте человеческой культуры ни в коем случае нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции. Великое педагогическое умение и искусство как раз и заключаются в том, чтобы тонко соединить живую непосредственность видения, переживания, мышления ребенка с направленным освоением знаний, навыков, способов постижения действительности. Саморазвитие ребенка и осуществление в педагогических действиях определенных, сознательно поставленных целей должны органически слиться.

Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности, отражая эту культуру в себе и разнообразно в ней отражаясь.

В языке передается не только логическое содержание, но и эстетическое впечатление. Слово обладает чувственным тоном, многозначностью, образностью. Б.Л. Пастернак писал, что музыка слова — явление совсем не акустическое и состоит не в благозвучии гласных и согласных, отдельно взятых, а в соотношении значения речи.

      Школа должна воспитать любовное отношение, вкус к слову, но выполнить эту задачу можно только при ясном понимании того, что речевая культура — не автономная область воспитательной работы на уроках, а составная часть общей культуры личности. Эту задачу можно решить, используя интегрированный подход к развитию речи в школе. Обучаясь языку, дети должны все яснее представлять себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно писать, а что грамматические явления, отражая закономерности языка, присутствуют в художественных произведениях, произведениях народного творчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствами изобразительности.
Существенным является формирование определенного комплекса речевых умений, необходимого школьнику в овладении словом, предложением и связной речью. Работать над такой проблемой можно только целенапрвленно, серьезно и подробно. Благодаря факультативным занятиям можно добиться каких-то результатов.

      Программа факультативного курса «Культура речи» разработана на основе программы Т.А. Ладыженской «Речь и культура общения».
Предлагаемая программа факультативного курса “Культура речи” разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы, главной задачей которых является формирование у младших школьников коммуникативной компетенции.
   
В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования, причем все сознают, что цель школьного курса – изучение языка и развитие речи. 
 
Данный факультативный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь.
   
Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Программа «Культура речи»  , являясь составной частью курса русского языка в начальной школе, имеет целью сформировать у младших школьников высокую культуру речевого общения устного и письменного.

^ Для реализации данной цели программа предусматривает решение следующих задач:
1. обеспечить взаимосвязь предметов гуманитарного блока дисциплин в начальной школе;

2. развивать все виды речевой деятельности младших школьников, умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться русским языком в различных ситуациях речевого общения;
3. обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и познания окружающего мира на основе использования структурно-семантических моделей, коммуникативно-значимых ситуаций и текстов различной стилистической и функциональной направленности;
4. сформировать основные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой (умения определять главную мысль текста, находить в нем опорные слова, видеть смысловые части текста и т.д.);
5. развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

         Программа 'Культура речи ' включает в себя три основных раздела: «Речь», «Текст» и «Общение».

. В раздел «Речь» включены темы, позволяющие сформировать у учащихся общее представление о значении речевого общения, разнообразии речевых стилей. Практическое применение этих знаний на других уроках позволит сформировать умение различать стилевые особенности речевого общения, ориентироваться на нормы русской речи, пользоваться словарями русского языка с целью обогащения своего активного словаря.

Развитию письменной речи посвящен раздел «Текст». Тематика данного раздела тесно связана с тематикой предыдущего и предполагает систематизацию знаний о стилях речи и т.д. Эффективность усвоения содержания раздела «Текст» достигается практическим применением полученных знаний о тексте на уроках русского языка и детской литературы.
 
Раздел «Общение» носит сугубо практический характер, поэтому направлен, прежде всего, на приобретение учащимися коммуникативных навыков. Большое внимание в этом разделе уделяется лексике русского языка, фразеологии, этическим нормам общения, различным коммуникативным ситуациям, элементарным риторическим умениям.

   Для того, чтобы программа могла быть успешно реализована, необходимо уроки и занятия по культуре речи строить как уроки обучения речевому общению, чтобы каждый ребенок мог быть вовлечен в процесс общения. Наиболее эффективной с этой точки зрения может стать групповая форма работы на уроке. С целью формирования практических умений речевого общения необходимо широко использовать межпредметные связи и обращать внимание на речь на всех уроках и в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые карты для обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы

Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и  письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют о...

Целесообразность работы по развитию устной и письменной речи учащихся в начальной школе. Борзенкова И. М.

Статья о целесообразности работы по развитию речи учащихся  начальных классах....

Презентация на тему"Применение элементов театрально-игровой деятельности на занятиях по коррекции устной и письменной речи в начальной школе".

В презентации представлены виды театрально-игровой деятельности,этапы работы по подготовке театральной постановки,направления театрально-игровой деятельности,психокоррекционный характер театрализации ...

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках в начальной школе.

Речевое развитие младших школьников – актуальная задача современного этапа обучения русскому языку. Повышенное внимание к этой проблеме не случайно: ведь речь – это канал для развития интеллекта, пока...

Развитие устной и письменной речи у учащихся в начальной школе.

Развитие устной и письменной речи у учащихся в начальной школе....

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном, язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого не достаточно. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть...

Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...