Речевые карты для обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и  письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют обследовать все стороны устной и письменной речи: звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй речи, словарный запас, характер письма и чтения. Кроме того материал помогает выявить специфические ошибки на письме и при чтении. Все это позволяет наметить индивидуальную программу коррекции и развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_karty_1-4klassy_.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический пункт при ГБОУ СОШ № 1909

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(учащегося 1-го класса)

1. Фамилия, имя____________________________________________________

     Дата рождения__________________________________________________

     адрес                  ___________________________________________________

     телефон             __________________________________________________

     слух                     ___________________________________________________

     зрение               ___________________________________________________

     заключение невропатолога (из мед. карты)__________________________

___________________________________________________________________

2. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ:

рассказ по картинке или пересказ составил самостоятельно; требовалась стимуляция в виде поощрения, составил по вопросам; не мог составить; тема раскрыта полностью (не полностью); наличие ненужных отступлений от темы, в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями – присоединительные союзы и, вот, потом и т.п., рассказ имеет чёткую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность, части рассказа расположены не по порядку; рассказывает по теме, но всё время «перескакивает», рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой.

Тип предложения: назывное, простое нераспространённое, простое распространённое, сложносочинённое, сложноподчинённое, с однородными членами, осложнённое причастными и деепричастными оборотами; используются разные виды предложений, адекватно замыслу; нарушение порядка слов предложении, пропуски (замены, смешения предлогов).

3. ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ:

темп (ускоренный, замедленный, нормальный)_________________________

голос (тихий, громкий, хриплый, гнусавый, монотонный, неумение говорить шёпотом)_________________________________________________

дыхание (грудное, брюшное, смешанное, поверхностный вдох, короткий непродолжительный выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе)_____________________________

4. СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА:

губы (толстые, тонкие, малоподвижные, неполное смыкание губ, укороченная уздечка губы, без отклонений)____________________________

челюсти (прогения, прогнатия)_______________________________________

прикус (открытый передний, открытый боковой)______________________

зубы (мелкие, редкие, излишне крупные, отсутствие зубов, сверхкомплектность, вне челюстной дуги)____________________________

язык (излишне толстый, не умещается во рту, излишне тонкий, укороченная подъязычная уздечка, вялый, малоподвижный, напряжённый, саливация, недостаточный объём и сила движений, неточность (точность) выполнения, переключаемость, наличие синкиезий, темп движений (норма, ускоренный, замедленный) __________________________

нёбо твёрдое и мягкое (низкое твёрдое нёбо, куполообразное, готическое, расщелина, укороченное мягкое нёбо, раздвоение маленького язычка)_____

___________________________________________________________________

5. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ:

свистящие

шипящие

соноры

заднеязычные

С   с*

З    з*

ц

ш

ж

ч

щ

Л  л*

Р  р*

к

г

х

6. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.

выделение ударного гласного в начале слова (утка, Оля, Аня)______________

выделение гласного в конце слова (луна, мука, шары)____________________

выделение согласного в начале слова (сок, крот, балка) __________________

выделение согласного в конце слова (слон, страх, гвоздь)_________________

полный анализ слов (ком, лапы, хвост)_________________________________

7. РАЗЛИЧИЕ ЗВУКОВ:

аоу_____________________        тя-ча____________________

па-ба-да_________________        ан-ань__________________

ка-ха-ка_________________        са-ша-са_________________

ща-ша-са________________        ны-ни-ны________________

8. ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ СЛОЖНОГО СЛОГОВОГО СОСТАВА (характер ошибок: пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог, переставляет согласные, очень нечётко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова, при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой (без опоры на образец)

строительство_________________                парикмахерская________________

электрический___________________        температура ___________________

аквариум ______________________              сковорода ____________________

велосипедист___________________        пудреница  ____________________

статуэтка_______________________        милиционер___________________

Геологи уехали в экспедицию._________________________________________

На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки_________________

___________________________________________________________________

Велосипедист едет на велосипеде_____________________________________

9. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (соответствует возрастной норме, ниже нормы, ограничен обиходной лексикой)

знание обобщающих слов (одежда, обувь, посуда, мебель, домашние, дикие животные, транспорт, насекомые, профессии, предметы быта).

столяр______________           люстра_____________         транспорт__________

стекольщик__________        графин_____________        обувь_____________

крановщик__________                  кувшин____________              насекомые_________

машинист___________                  солонка____________          мебель____________

почтальон___________           маслёнка___________         шланг_____________

носильщик___________         перечница__________          чашка_____________

сварщик_____________          половник___________         кофейник__________

Антонимы:

друг ___________            говорить ____________            высокий ____________

ночь___________            положить____________            старший ____________

начало_________            строить  _____________            тёплый _____________

медленно ______            ругать   ______________           острый _____________

10. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ (словоизменение, словообразование, согласование, управление).

Именительный падеж, множ. число существительных:

стол - ___________              глаз -   __________             стул -      __________

нос -   ___________            рукав -  __________             дерево - __________

рука - ___________            село -    __________             крыло -  __________

плечо - _________              поезд - __________             лист -     __________

ухо -   __________              окно -   __________              сук -      ___________

день - __________             зеркало - _________             перо - ____________

пень - __________             ведро -  __________        копьё - ___________

Родительный падеж, множ. число существительных:

тетради - ____________                             воротники - ______________

мячи -     _____________                                 щенки -         ______________

ножи -    _____________                                 облака -        ______________

уши -      _____________                            столы -          ______________

ноги -     _____________                            блюдца -     ______________

лампы - _____________                            овцы -         _______________

яблоки - _____________                           кольца -      _______________

стёкла -  _____________                           полотенца - _______________

11. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

варенье из яблок ___________________     из вишен _____________________

из смородины     ___________________       из слив    _____________________

сок из абрикосов ___________________      салат из огурцов _______________

сарафан из ситца ___________________      ботинки из кожи _______________

кофта из трикотажа _________________

12. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

глаза кошки______________________     повадки волка___________________

хвост лисы ______________________       будка собаки  ___________________

голова белки ____________________       очки бабушки ___________________

газета дедушки __________________       платье мамы  ___________________

13. СОГЛАСОВАНИЕ _________________________________________________

14. УПРАВЛЕНИЕ ____________________________________________________

Предлоги: в - ____    на - _____     под - ____    с - ____     из - _____    над - ____

к - ____  от - _____  из-за - ______  из-под - _____  за - ______  перед - _______

между - ______    через - ________     около - _________

15. ЧТЕНИЕ (побуквенное, послоговое, словами)

(знает отдельные буквы; знает буквы, но не читает; читает слоги и односложные слова; читает по слогам, медленно, монотонно, пропускает гласные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы)

Понимание прочитанного (с трудом понимает прочитанное, пересказывает с помощью вопросов; основное содержание понимает, скрытый смысл понимает с трудом; испытывает некоторые затруднения).

16. Проявления заикания: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного, в вопросно-ответной речи, при чтении во время отражённой, сопряжённой и шёпотной речи.

Степень выраженности: лёгкая, средняя, тяжёлая.

Форма судорог: клоническая, тоническая, смешанная

Вид судорог: дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный

Заключение логопеда:

• ОНР – Ш (дизартрический компонент);

• ФФН;

• ФН (ротоцизм, ламбдацизм, сигматизм (свистящих или шипящих), капацизм) необходимое заключение подчеркнуть

• Заикание (клоническая, тоническая, смешанная) необходимое заключение подчеркнуть

• Полиморфное нарушение звукопроизношения

Рекомендовано:

• Посещение врача – отоларинголога

• Посещение врача – невропатолога

• Посещение врача – ортодонта

• Зачислить в группу № …

• Занятия с учителем – логопедом по расписанию

• Консультативные занятия (указать количество раз в месяц)

• Поставить на учёт или на очередь

Фамилия учителя-логопеда:


Логопедический пункт при общеобразовательной школе № 1909

РЕЧЕВАЯ КАРТА

учащегося 2-4 классов

1. Фамилия, имя____________________________________________________

возраст___________________________________________________________

класс_____________________________________________________________

домашний адрес____________________________________________________

успеваемость_______________________________________________________

жалобы учителей и родителей________________________________________

заключение психиатра(из мед. карты)__________________________________

состояние слуха_____________________________________________________

состояние зрения___________________________________________________

2. Состояние письменной речи.

типы ошибок                       виды ошибок                        количество                 примеры

                                                                                                       ошибок                     ошибочного

                                    письма

Ошибки        Замена согласных.

звукового        Замена гласных.

состава        Пропуски гласных.

слова        Пропуски согласных.

        Пропуски слогов

        и частей слова.

                                      Перестановки.

                                      Добавления.

                                      Раздельное написание

                                      частей слова.

Лексико-                 Нарушение согласования.

граммати-              Нарушение управления.

ческие                     Замена слов по

ошибки                   звуковому сходству.

                                  Замена слов по семан-

                                  тическому сходству.  

                                  Пропуски слов.

                                  Слитное написание слов.

Графические          Замена букв по

ошибки                    количеству элементов.

                                   Замена букв по пространствен-

                                   ному расположению.

                                   Зеркальное письмо букв.

Ошибки на        Правописание ЖИ, ШИ,

правописание        ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

                                       Прописная буква в

                                       начале предложения,

                                       В именах собственных.

                                       Правописание мягких

                                       согласных.

                                       Правописание безударной

                                       гласной в корне слова.

Ошибки на

правила, не

пройденные

в классе

3. Состояние чтения (способ, скорость, понимание прочитанного, ошибки при чтении)___________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Словарный запас (объём соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы, ограничен бытовой лексикой. Пре имущественно использует глагольную лексику, незначительный объём прилагательных, наречий. С трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству).___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Состояние артикуляционного аппарата:____________________________________

_________________________________________________________________________

6. Фонетическая сторона речи:

Свистящие

Шипящие

Соноры

Заднеязычные

С   с*

З    з*

ц

ш

ж

ч

щ

Л   л*

Р   р*

г

к

х

Фонематический слух

Фонематическое

восприятие

Зв. – гл.

согласн.

С - Ш

З - Ж

С - Ц

С - Ч

С - Щ

Ч - Ц

Ч -Щ

Ч -Т*

Тв.-

мягк.

согл.

Зву-

ковой

анализ

Слоговая

структура

7. Фонематическая сторона речи.

8. Грамматический строй речи.

1) Задание: составить предложения с данными словами:

утро, солнце______________________________________________________________

сестре, снегом____________________________________________________________

2) Задание: составить предложение из слов:

в, живут, лесу, звери, разные________________________________________________

_________________________________________________________________________

с, перепрыгивала, на, ветки, белка, ветку:_____________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

озеленить, школьники, решили, улица, город, родного__________________________

_________________________________________________________________________

Составление сложносочинённых предложений.

3) Задание: вставить пропущенные слова: а, но, и.

Солнце зашло за горы       ___________    было ещё светло.

Небо затянулось тучами   ___________    пошёл дождь.

Море разбушевалось        ___________    рыбаков всё не видно.

Составление сложноподчинённых предложений.

4) Задание: вставить пропущенные слова: потому что, хотя, если, когда, который, поэтому.

Мы не пошли гулять _______________________ шёл сильный дождь.

Мы пошли гулять      _______________________  шёл сильный снег.

Я поеду в лагерь       _______________________  наступят каникулы.

Я поеду в лагерь       _______________________  разрешит врач.

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде, числе и падеже.

5) Задание: вставить имена прилагательные вместо точек, изменяя их по смыслу.

За (высокие) ……………………………….. горами раскинулась деревня.

Ученики прочитали рассказ о (храбрые) …………………………………. спасателях.

Аист принёс рыбу (голодные) ………………………………… птенцам.

Пачка (ванильные) …………………………………… сухарей лежит на столе.

Дежурный застелил стол (белая) …………………………………. скатертью.

6) Задание: составить пары слов и соединить их линией.

удобную                                         бельём

любимой                                         щенка

лохматого                                         корзину

грязным                                         бабушкой

длинный                                         лапы

лохматые                                         пальто

вкусным                                         лужа

мутная                                         дождь

проливной                                         путь

длинное                                         варенье

7) Употребление числа и рода при согласовании существительного с глаголом прошедшего времени.

Задание: изменения слова, данные в скобках, вставить их вместо точек в предложениях.

(вымыть, выпасть, бушевать, купаться, светить, завянуть, вылететь)

После уроков дежурный уже ………………………………………………………….. класс.

Вчера ночью ………………………………………………………. снег.

Море ………………………………………………….. всю ночь.

Прошлым летом дети часто …………………………………………………………. в реке.

Всю неделю ярко ………………………………………………………… солнце.

Осенью все цветы ……………………………………………………………… .

Из клетки ……………………………………………………………. птица.

8) Употребление числа и лица при согласовании имени существительного и местоимения с глаголом настоящего времени.

Задание: вставить пропущенные гласные буквы в окончаниях глаголов.

Весной расцвета__т сирень. Ученик пиш__т диктант. Все чита__т газеты. Книга и тетрадь леж__т на столе.

9) Понимание и использование предлогов.

Задание: вставить пропущенные предлоги.

Лето. Петя и Миша приехали ….. каникулы ….. деревню ….. бабушке ….. деревни протекает река, а ….. ней густой лес. Перешёл ….. речку – и ты ….. лесу. Часто ходят дети ….. лес ….. грибами и ягодами. Мелькают ….. деревьями их белые панамки. Удивлённо смотрит ….. ветки белка, выглядывает ….. сосны заяц: «Кто так шумит?». – «Не бойтесь звери, это дети аукаются». Хорошо ….. лесу.  ……… листву пробиваются лучи солнца. Вот шляпка гриба торчит ….. коряги. Но корзины уже полны. Пора домой. Не забыли Петя и Маша принести ….. леса подарок ….. бабушки. Они сделали букет ….. лекарственных трав.

10) Словоизменение.

Именительный падеж, множественное число.

Задание: измените слова по образцу.

котёнок – котята                        ноготь – ногти                        воробей - ………………………..

козлёнок - ………………………        палец -  ……………………..              соловей - ………………………..

медвежонок - …………………        лоб - ………………………….               муравей - ………………………

поросёнок - ……………………        отец - ………………………..               сарай - …………………………..

дочь – дочери                                семя – семена

мать - ……………………….        знамя - ………………………….

сын - ………………………..        племя - …………………………

друг - ……………………….        имя - …………………………….

небо - ………………………

Родительный падеж, множественное число.

Задание: измените слова по образцу.

карандаши – карандашей           деревья – деревьев                   овцы – овец

окуни - ……………………………           стулья - ……………………….        кольца - ………………………….

тетради - ………………………..           пальцы - ……………………..         блюдца - ………………………..

лошади - ………………………..           трамвай - …………………….         полотенца - ……………………

люди - …………………………….           сарай - ………………………..         платьица - …………………......

11) Словообразование.

Суффиксальный способ образования существительных.

Задание: образуйте уменьшительно – ласкательную форму существительных.

гнездо - ………………………..         крыло - …………………………..          ива - ………………………………

ведро - …………………………          изба - ……………………………..          поле - ……………………………

ружьё - …………………………          берёза - ………………………….          зима - ……………………………

платье - ………………………..          речка - …………………………….         корова - ………………………..

письмо - ……………………….          лиса - ………………………………         кровь - …………………………..

Задание: измените слова по образцу.

волк – волчица – волчата – волчонок

лиса ____________________________________________________________________

медведь _________________________________________________________________

заяц ____________________________________________________________________

коза  ____________________________________________________________________

лев _____________________________________________________________________

гусь _____________________________________________________________________

лось ____________________________________________________________________

конь ____________________________________________________________________

баран ___________________________________________________________________

Задание: образуйте названия профессий и занятий людей от данных слов.

барабан - _______________________    учит - ________________________

стекло - ________________________     продаёт - _____________________

полёт - _________________________    куёт - _________________________

пулемёт - _______________________    поёт - _________________________

лыжи - _________________________     читать - _______________________

парашют - ______________________     слушать - ______________________

ракета - ________________________     посетить - _____________________

трактор - ______________________       победитель - ___________________

велосипед - ____________________      носить - _______________________

пианино - ______________________      сваривать - ____________________

доклад - _______________________       бежать - ______________________

штанга - _______________________       путешествовать -_______________

сапог - _________________________      переводить - __________________

лес - ___________________________      наладить - ____________________

бетон - _________________________      исследовать - _________________

гардероб - ______________________      водопровод - _________________

12) Суффиксальный способ образования прилагательных.

гусь – гусиный картофель – картофельный

зверь - _____________   огурец - ____________   клюква - ______________

осёл - ______________   свёкла - ____________   сён - __________________

соловей - ___________   вода - ______________  рожь - ________________

матрос - ____________   глина - _____________   трава - ________________

ситец - _____________   слива - _____________    лицо - ________________

13) Задание: образовать глаголы при помощи приставок: в-, до-, по-, пере-, от-, с-, про-, о-, над-, у-, на-, за-, под-, про-.

темнеть - _____________________        готовить -______________________

свистеть - _____________________       печатать - ______________________

твердить - _____________________      винтить - ______________________

гореть - _______________________       веять - ________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Нарушение письма и чтения, обусловленное ОНР (ФФН, ФФНР, ЗРР, или ЗПР) (на основании медицинского диагноза)

Рекомендовано:

• Посещение врача – отоларинголога

• Посещение врача – невропатолога

• Посещение врача – ортодонта

• Зачислить в группу № ____

• Занятия с учителем – логопедом по расписанию

• Консультативные занятия (указать количество раз в месяц)

• Поставить на учёт или на очередь

Дата: ____________________

Фамилия, имя, отчество учителя – логопеда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

В книге представленна система работы по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи у детей 1-го класса....

Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов

Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов...

Итоги обследования устной и письменной речи учащихся 1-4 классов 2020-2021 уч. г.

Презентация для педсовета по итогам входной диагностики первоклассников (все вычисления для графики выполнены на основе реальных данных по Средней школе № 1 )...

Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов

Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов,  проведенного логопедом Машковой П.С. на логопедическом пункте МАОУ СОШ №36 в мае 2021г....

Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...

Журнал обследования устной и письменной речи учащихся

Данный журнал обследования устной и письменной речи учащихся удобно вести как в электронном, так и в распечатанном виде....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов

Данная аналитическая справка позволяет количественно и качественно подвести итоги по результатам коррекционной работы за учебный год....