АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов
методическая разработка по логопедии

Данная аналитическая справка позволяет количественно и качественно подвести итоги по результатам коррекционной работы за учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по итогам обследования устной и письменной речи

учащихся начальных классов проведенного логопедом Малаховой Т.В.

МАОУ «Школа №118 с углубленным изучением отдельных предметов»

Московского района в мае 2022 года

В конце 2021/ 2022 учебного года проводилось повторное исследование устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста с целью выявления уровня сформированности навыка обучения основных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале учебного года.

Было углубленно обследовано 29 детей. Из них:

4 человека — учащиеся 1-го класса;

18 человек — учащиеся 2-го класса;

3 человека — учащиеся 3-го класса;

4 человека — учащиеся 4-го класса.

За основу была взята методика Фотековой Т.А., предложенная автором для исследования речевой сферы детей младшего школьного возраста. Представленная диагностика уже использовалась для исследования этих детей в начале года.

Диагностика состояла также из шести речевых проб для исследования состояния устной речи и двух проб для исследования состояния письма. В ходе выполнения заданий логопед также заполнял протоколы на каждого ребенка. На основании полученных данных составлены индивидуальные речевые профили и речевой профиль группы.

При оценке результатов были получены следующие данные:

1 класс

2 ребенка, имеющих ФФНР 114 баллов из 130 и ОНР успешно выполнил пробы задания и получили 109 баллов из 130 баллов.

1 ребенок, имеющий заикание успешно выполнила пробы получив 116 баллов из 130 баллов.

Среди детей данной группы не было детей, не выполнивших данный вид заданий.

Были обследован ребенок, осуществляющий образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования.

1 ребенок с НОДА (вариант 6.1) выполнил пробы задания и получил из 130 баллов. Он продолжит обучение в следующем учебном году по АООП ООО для обучающихся с НОДА (6.1). По результатам независимой оценки качества учебных достижений учащегося переведен во второй класс.

Средний балл по каждому обучающемуся составляет:

Класс

Средний балл (общий балл 130)

Начало года

Конец года

Ребенок, имеющий ОНР

1

80

109

Ребенок, имеющие ФФНР

1

91

114

Ребенок, имеющий заикание

1

83

116

Ребенок с НОДА (вариант 6.1)

1

99

116

При исследовании сформированности уровня звукопроизношения детям предлагалось повторить ряд слогов, слов и предложений с оппозиционными звуками. У 2 детей на начало 2021\2022 учебного года отмечалось нарушение звукопроизношения различной степени тяжести:

Класс

Состояние звукопроизношения в %

Начало года

Конец года

Ребенок, имеющий ОНР

1

100%

100%

Ребенок, имеющие ФФНР

1

80%

100%

Ребенок, имеющий заикание

1

100%

100%

Ребенок с НОДА (вариант 6.1)

1

90%

100%

Уровень звукопроизношения возрос и составил 100%.

Для выявления уровня сформированности слоговой структуры детям предлагались различные задания.

Класс

Сформированность слоговой структуры слова в %

Начало года

Конец года

Ребенок, имеющий ОНР

1

40%

80%

Ребенок, имеющие ФФНР

1

65%

100%

Ребенок, имеющий заикание

1

35%

80%

Ребенок с НОДА (вариант 6.1)

1

50%

90%

По итогам оценки результатов уровня сформированности слоговой структуры у детей в группе составила 87,5%.

По сравнению с началом года этот показатель вырос на 39 %.

При исследовании этого уровня сформированности фонематического восприятия получены следующие результаты.

Класс

Сформированность фонематического восприятия в %

Начало года

Конец года

Ребенок, имеющий ОНР

1

40%

80%

Ребенок, имеющие ФФНР

1

60%

80%

Ребенок, имеющий заикание

1

40%

100%

Ребенок с НОДА (вариант 6.1)

1

60%

100%

Средний показатель по фонематическому восприятию составил 90 %, что на 35 % выше начала года.

При исследовании уровня сформированности языкового анализа и синтеза  получены следующие результаты.

Класс

Сформированность языкового анализа и синтеза в %

Начало года

Конец года

Ребенок, имеющий ОНР

1

50%

90%

Ребенок, имеющие ФФНР

1

90%

95%

Ребенок, имеющий заикание

1

50%

90%

Ребенок с НОДА (вариант 6.1)

1

85%

95%

Средний показатель по языковому анализу и синтезу составил 92,5%, что на 23,7 % выше начала года.

При исследовании уровня сформированности грамматического строя были предложены задания на:

 - словообразования;

 - словоизменения;

 - лексического компонента речи;

 Получены следующие результаты.

Класс

Сформированность языкового анализа и синтеза в %

Начало года

Конец года

Ребенок, имеющий ОНР

1

60%

86%

Ребенок, имеющие ФФНР

1

63%

80%

Ребенок, имеющий заикание

1

61%

86%

Ребенок с НОДА (вариант 6.1)

1

85%

93%

Средний показатель по развитию грамматического строя составил 86%, что на 18 % выше начала года.

 При исследовании связной речи детям предлагались два вида заданий. составление рассказа по серии картинок и пересказ рассказа логопеда. Здесь также положительная динамика у 81,5 % детей.

Таким образом, уровень сформированности связной речи на начало года составляет по каждой группе:

Класс

Связная речь в %

Начало года

Конец года

Ребенок, имеющий ОНР

1

50%

66,5%

Ребенок, имеющие ФФНР

1

75%

91,5%

Ребенок, имеющий заикание

1

66%

85%

Ребенок с НОДА (вариант 6.1)

1

65,5%

83%

2-4 класс

Исследование нарушений письменной речи проводилось по диагностике состояния письменной речи младших школьников Садовниковой И.Н.

1. Контрольное списывание.

Норма (8-10 баллов )

10 баллов правильное и точное воспроизведение букв, слов, текста.

8 баллов наличие только орфографических ошибок в словах.

Средний уровень (4-6 баллов)

6 баллов 1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.

4 балла 3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

Низкий уровень (0-2 балла)

2 балла - 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

0 баллов - задание не выполнено.

2. Слуховой диктант.

Норма (8-10 баллов )

10 баллов правильное и точное воспроизведение текста,

8 баллов наличие только орфографических ошибок.

Средний уровень (4-6 баллов)

6 баллов 1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.

4 балла 3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

Низкий уровень (0-2 балла)

2 балла 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

0 баллов текст не воспроизведен.

3. Изложение.

Оценивается по двум критериям.

А. Смысловая целостность:

Норма (8-10 баллов )

10 баллов рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.

8 баллов смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. 

Средний уровень (4-6 баллов)

6 баллов неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев.

4 балла выпадение отдельных смысловых звеньев.

Низкий уровень (0-2 балла)

2 балла существенно искажен смысл или рассказ не завершен.

0 баллов текст не воспроизведен.

Б. Лексико-грамматическое оформление:

Норма (8-10 баллов )

10 баллов правильное и точное воспроизведение текста без ошибок.

8 баллов наличие только орфографических ошибок.

Средний уровень (4-6 баллов)

6 баллов 1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.

4 балла 3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

Низкий уровень (0-2 балла

2 балла 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

0 баллов текст не воспроизведен.

18 детей из группы 2 классов, 3 учащихся из 3 классов и 4 учащихся из 4 классов, имеющих нарушение письменной речи, обусловленные ФФНР и ОНР выполнили пробы задания и получили следующие результаты:

ФИО

класс

1. Контрольное списывание

2. Слуховой диктант.

3. Составить и записать короткий рассказ по картинке

А. Смысловая целостность

Б. Лексико-грамматическое оформление

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

2

2

2

2

8

8

2

2

4

10

2

4

8

10

2

4

4

6

2

4

6

8

4

6

4

4

2

4

6

8

2

4

2

4

2

2

0

8

0

2

4

6

2

2

6

8

4

2

2

4

2

4

8

8

2

4

2

8

2

2

8

8

2

4

4

6

2

4

8

8

4

2

2

4

2

2

2

8

0

4

4

4

2

2

8

6

4

4

6

6

2

2

6

8

2

4

2

4

2

4

6

8

2

4

4

4

2

2

0

8

0

2

6

6

4

2

0

6

0

2

2

4

2

4

6

6

4

2

2

4

2

2

6

8

2

2

6

6

2

4

8

10

2

4

8

10

2

4

6

8

4

6

Итого кол-во баллов по 2 классам (12 учащихся)

36

64

24

34

74

96

28

42

Итого кол-во баллов по 3 (3 учащихся)классам

12

14

8

8

6

22

2

8

Итого кол-во баллов по 4 классам (4 учащихся)

18

24

8

14

26

32

12

14

В % по 2 классам (12 учащихся)

30%

53,3%

20%

28,3%

61,6%

80%

23,3%

35%

В % по 3 классам (3 учащихся)

40%

80%

26,6%

26,6%

20%

73,3%

6,6

26,6%

В % по 4 классам (4 учащихся)

45%

60%

20%

35%

65%

80%

24%

35%

Среди детей данной группы не было детей, не выполнивших данный вид заданий.

После обработки результатов исследования каждого ребенка и составления индивидуальных профилей был подсчитал средний балл каждой серии проб, а затем средний процент выполнения заданий.

Таким образом, по результатам исследований на конец года отмечается положительная динамика у 86 % (20 детей).

У 52 % (12 детей) - полная коррекция устной и письменной речи (эти дети выпускаются)

У 30 % (7 детей) - частичная коррекция речи со значительным улучшением письменной и устной речи (они продолжат обучение с учителем - логопедом);

У 13 % (3 детей) - незначительная динамика;

0% - нет детей не имеющих улучшений.

В течение учебного года 7 учащихся (24%) 2 классов выбыло по заявлению родителей в связи с коррекционными занятиями с другими специалистами.

По итогам проведенного исследования были намечены направления коррекционно - логопедической работы на следующий год для тех детей, которые продолжат свое обучение:

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения;
  1. Формирование полноценных учебных умений:
  • планирование предстоящей деятельности:
  • а) принятие учебной задачи;
  • б) активное осмысление материала;
  • в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;
  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
  • работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.;
  • применение знаний в новых ситуациях;
  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
  1. Работа над произносительной стороной речи:

Коррекция звукопроизношения;

Дифференциация звуков в произношении;

  1. Коррекция и развитие фонематических процессов:
  • Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
  • Различение слов, близких по звуковому составу
  • Дифференциация слогов
  • Дифференциация фонем
  • Определение количества слогов в словах разной сложности
  • Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
  • Выделение из слога гласного, затем согласного звука
  • Выделение первого и последнего звука в слове
  • Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
  • Определение места, количества, последовательности звуков в слове
  1. Коррекция лексической – грамматической стороны речи:
  • Расширение словаря
  • Активизация словаря
  • Уточнение словаря
  • Обогащение словаря
  • Формирование образования существительных единственного и множественного числа с помощью суффиксов
  • Обучение образованию (по образцу) однокоренные слова
  • Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов
  • Формирование словоизменения существительных
  • Формирование словоизменений глаголов.

6 Развитие связной речи

  • Формирование умения понимать прослушанный и прочитанный текст
  • Развитие умения устно составлять текст из 2–4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
  •  Обучение нахождению в предложениях и в тексте слов, значение которых требует уточнения;
  • Различение понятия «слово» и «предложение»; вычленение слова из предложения;
  • Составление предложения  из набора  слов;
  • Чтение про себя, а также вслух коротких текстов с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
  1. Профилактика и коррекция дисграфии:
  • Расширение объема зрительной памяти ребенка
  • Овладение графической символизацией.
  • Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза
  • Развитие слухового анализа и синтеза
  • Развитие зрительного гнозиса (узнавание цвета, величины и формы)
  • Формирование временных и пространственных представлений
  • Формирование графомоторных навыков
  • Дифференциация букв, которые имеют кинетическое и оптическое сходство

Директор МАОУ «Школа № 118

с углубленным изучением

отдельных предметов»

Жукова Н.Н                                                           _______________________

Учитель – логопед

Малахова Т.В.                                                   ________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые карты для обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы

Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и  письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют о...

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

В книге представленна система работы по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи у детей 1-го класса....

Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов

Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов...

Итоги обследования устной и письменной речи учащихся 1-4 классов 2020-2021 уч. г.

Презентация для педсовета по итогам входной диагностики первоклассников (все вычисления для графики выполнены на основе реальных данных по Средней школе № 1 )...

Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов

Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов,  проведенного логопедом Машковой П.С. на логопедическом пункте МАОУ СОШ №36 в мае 2021г....

Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...

Журнал обследования устной и письменной речи учащихся

Данный журнал обследования устной и письменной речи учащихся удобно вести как в электронном, так и в распечатанном виде....