Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Валентина Ивановна Смирнова

Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

 Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов

               Ведущая роль в овладении учащимися культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит преподавателям русского языка и литературы. Однако родной язык в образовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей.

          Требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов, как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности.

             Формирование речевой культуры  начинается в  начальных классах .

      Как во всех областях интеллекта, так и в речи, начальные классы закладывают фундамент. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, в огромной степени зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка. Именно поэтому так важно вызвать интерес к слову, научить учащихся

  • излагать материал  логично и последовательно;
  • давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы стараться исключить;
  • правильно строить сложноподчиненные предложения (пишем ь знак, потому что сущ. 3 склонения);
  • отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
  • оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Грамотно оформленным  следует считать высказывание , в котором соблюдаются:

  • правила произношения и ударения;
  • правила употребления слов в соответствии с их значением по словарю;
  • правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
  • правила орфографии и пунктуации,  не допуская ошибок в написании имени, фамилии, клички животного, географического названия и т.д.

  Для речевой культуры младших школьников важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы или учебной задачи и т.д.

             Качества речи учителя  начальных классов обуславливают качества речи младших школьников. Речь  учителя  должна быть лаконичная - но всегда чёткая, выразительная, фонетически правильная и образцовая в литературном отношение, поэтому учителя начальных классов должны:

  • тщательно продумывать  ход изложения материала, корректность и точность всех формулировок;
  • показывать учащимся образцы устной и письменной речи (обязательным соблюдением орфоэпических, орфографических, грамматических, словообразовательных норм);
  • учить младших школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету;
  • использовать выразительное чтение вслух как один из важных приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;
  • для совершенствования речи детей младшего школьного возраста использовать такие методические  приемы, как самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний, работа в парах и группах;
  • систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся;
  • шире использовать все формы внеурочной и внеклассной деятельности (конкурсы и кружковые занятия) для совершенствования речевой культуры учащихся;
  • при планировании классных мероприятий предусматривать беседы с родителями (законными представителями) учащихся по выполнению единых требований к речи в ОУ и дома;

          Организация и контроль за всеми видами письменных работ на ступени начального общего образования осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся

Основными видами письменных работ являются обучающие работы и контрольные. К обучающим относятся:

  • упражнения по русскому языку и математике;
  • текущие, самостоятельные и проверочные работы по русскому языку (диктант, списывание текста, обучающее изложение, обучающее сочинение) и работы по математике;
  • фиксация наблюдений в природе, осуществляемая в процессе изучения окружающего мира (дневники наблюдений).

По русскому языку, математике, чтению и окружающему миру  проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы

Цель работ : контроль за уровнем  усвоения изученного материала и формирования учебных компетенций.

           Для выполнения всех видов обучающих работ, а также контрольных письменных работ учащиеся начальных классов  пользуются стандартными тетрадями  (12- 18 листов).  

      Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внешний вид.      

      Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

  • являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
  • воспитывают уважение учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
  • формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
  • организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

Учащиеся  должны:

  • Писать аккуратным разборчивым почерком
  • Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения только карандашом, если надо - использовать линейку, циркуль
  • Исправление ошибок: неверное зачеркнуть косой линией, сверху записать правильную букву, слово, знак и т.д.

! Не заключать неверное написание в скобки

Надпись на тетради  должна быть установленного образца:

             ТЕТРАДЬ

для___работ

по______________________

ученика(цы)____класса

МБОУ «Гимназия

Фамилия_________________

Имя____________________

Тетради для учащихся 1 класса подписываются учителем.

На обложке тетрадей  для контрольных работ делаются соответствующие надписи.

Оформлять записи в тетрадях следует по единому орфографическому режиму

  • Дата оформляется в тетрадях по математике и по русскому языку в строку арабскими цифрами и названием месяца прописью

(в 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике может не писаться)

  • Указывать № «упражнения», задачи.
  • Писать место выполнения работы (домашняя, классная)

Пропуск клеток и линий в тетради:

по математике – начинать писать с самой верхней полной клетки, между разными заданиями пропускать 2 клетки, между домашней и классной – 4 клетки;

по русскому языку – линии внутри одной работы не пропускаются, между домашней и классной оставлять 2 линии.

 В начальных классах тетради проверяются ежедневно и в полном объеме.

В заключении хочется сказать

Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от организованной деятельности учителей начальных классов, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми педагогическими работниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт на тему : "Развитие устной и письменной речи учащихся младших классов в условиях творческой самореализации"

Материал собран на основе многолетнего опыта работы с учащимися коррекционной школы восьмого вида. У детей с ОВЗ плохо развиты слуховое восприятие, звукопроизношение, речевой ...

Речевые карты для обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы

Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и  письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют о...

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

В книге представленна система работы по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи у детей 1-го класса....

Работа по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

В статье говорится о том, какую работу необходимо  проводить учителю по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся....

Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов

Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов,  проведенного логопедом Машковой П.С. на логопедическом пункте МАОУ СОШ №36 в мае 2021г....

Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов

Данная аналитическая справка позволяет количественно и качественно подвести итоги по результатам коррекционной работы за учебный год....