Русский язык 1 класс. Тема урока: Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Пластинина Наталья Алексеевна

Цель урока: формирование умений обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком

Задачи:

- показать роль мягкого знака в слове.

-развивать умение различать на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед другим согласным;

-развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком;

- закрепить знания об изученных орфограммах.

Оборудование:

- учебник В. П. Канакина В. Г. Горецкого «Русский язык»

- презентация;

- карточки для работы в паре, индивидуальной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_13.05.docx724.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: формирование умений обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком

Задачи:

- показать роль мягкого знака в слове.

-развивать умение различать на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед другим согласным;

-развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком;

- закрепить знания об изученных орфограммах.

Оборудование:

- учебник В. П. Канакина В. Г. Горецкого «Русский язык»

- презентация;

- карточки для работы в паре, индивидуальной работы.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя        

        Деятельность учащихся

УУД

1. Организация учебного процесса

– Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок?

Постарайтесь все понять?

Учитесь тайны открывать!

Ответы полные давайте! И на уроке не зевайте!

Регулятивные:

волевая саморегуляция

2. Минутка чистописания

- Какая буква сегодня на минутке чистописания, вы узнаете, отгадав загадку.

 Если маленькой чертой

Букву «О» перечеркнем,

Потеряем букву «О»,

Но другую мы найдем!

(Букву Ф)

Звуки этот знак смягчает, но его не замечают

Потому, что этот знак не произносится никак.( ь) 

Ребята, верно отгадали, именно эти буквы у вас прописаны в тетради.

Открыли тетради записали число, классная работа, и пропишите нашу буквы.

Буква ф

Мягкий знак

Оформляют записи в тетради

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. 

3. Актуализация

(Ситуация успеха)

Выход на тему

Индивидуальная работа, проверка по эталону.

Слова: тетрадь, писать, пять, учитель, тень.

(взаимопроверка)

Что общего в данных словах?

-Кто может сказать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

в них есть мягкий знак,

о мягком знаке

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция.

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Что вы знаете по этой теме урока?

- Это буква согласного или гласного звука?

- Какая особенность у этой буквы?

- Какую работу она выполняет?

(Не обозначает звука, командует согласному звуку читайся мягко)

– Достаточно ли этих знаний, у вас о мягком знаке чтобы грамотно писать?

У. – Какие задачи поставим себе на уроке?

Узнать: новое о букве ь.

Научиться: определять наличие ь в словах по звучанию

                      сравнивать количество букв и звуков в словах с ь.

 – Молодцы!

Мягкий знак не имеет звука

Смягчает согласные звуки

4. Физминутка

Если в слове где нужно писать мягкий знак хлопаем, если не надо, то топаем.

Мальчик, молоко, школьник, цветок, пальто, конь, корова, фильм, машина, капелька, салют, пень.

Определяют на слух наличие мягкого знака в слове

5. Открытие нового знания

Открываем учебники стр. 87. Прочитайте задание

-Прочитайте шепотом стихотворение Екатерины Серовой.

-Прочитайте выразительно.

-Почему растение называется подснежник?

(Подснежник — самое раннее растение. Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег.) 

- Как автор назвал подснежник?

Упр. 2

- Прочитайте слова каждой пары.

уголки- угольки

шест-шесть

банка- банька

мел-мель

- Чем похожи слова каждой пары?

- Какими звуками различаются?

-Как обозначена мягкость согласного звука?

- Одинаково ли значение слова?                                      

- Что произойдёт если не написать ь?                               

-Когда употребляется в словах мягкий знак?

Для чего нужен ь?

Где?

Работают с упражнением учебника

Предположения детей

Записывают пары слов, подчёркивают мягкий знак и букву перед ним

после мягкого согласного звука

для смягчения предыдущего согласного звука

в конце и в середине слова

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

6. Физминутка

Пальчиковая гимнастика «ягоды»

Раздватричетырепять(Пальчики обеих рук «здороваются».)

В лес идём мы погулять (Обе руки «идут» указательным и средним пальцамипо столу.)

За черникойза малиной(Загибают пальчикиначиная с большого.)

За брусникойза калиной,

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

7. Первичная проверка понимания.

Индивидуальная работа.( взаимопроверка)

Ф.И.

Оцени себя сам

  1. 1
  1. Какая буква звука не обозначает?

          1) ь                          2) й                           3) я                  

 

  1. 2
  1. Какое слово будет лишним?

         1) тень                          2) кольцо                 3) урок

 

  1. 3
  1. Подбери  пару к слову конь.

          1) кот                            2) кон                    3) кол

 

  1. 4
  1. Какую букву нужно написать в этих словах вместо
  2. пропусков пис…мо, пал…то, ден…  .

 

  1. 5
  1. Какие буквы обозначают на письме мягкость  согласных звуков?

          1) а, о, у, ы, э.                                 2) е, ё, ю, и, я, ь.

 

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

8.Творческая работа на закрепление.

 

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

9.Рефлексия

- Какую работу выполняет мягкий знак в слове?

Домашнее задание стр.88 упр. 3

Смягчает предыдущий согласный звук

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука»

презентация по теме "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука" с физминуткой для глаз...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"

Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласны...

Методическая разработка урока "Мягкий знак, как показатель мягкости согласных звуков" (программа «Школа России», предмет «Русский язык», 1 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Данный конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Направлен на достижение обучающимися личностных, м...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс...

Технологическая карта по русскому языку 1 класс на тему: "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме, различать мягкие и твёрдые согласные звуки....