Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название урока и класс: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука, 1 класс

Цели: показать роль мягкого знака в слове; развивать умение на слух и зрительно различать  слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед другим согласным; развивать умение обозначать мягкость согласного на конце слова мягким знаком.  

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; соотносить количество звуков и  букв  в словах с мягким знаком.

Учебные материалы: учебник (Русский язык. 1 класс. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Школа России), тетрадь на печатной основе   (Русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В.П., Горецкий В.Г.), карточки Учи. Ру. 

Этап урока

Время (мин.)

Деятельность учителя

Ссылки на карточки Учи. ру

Организационный момент

2

Приветствие. Организация рабочего места.

- Рады слышать мы звонок,

  Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

-Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”.

Проверка домашнего задания

5

Проверка правильности выполнения домашнего задания по учебнику.

Заслушиваются ответы учащихся.

Актуализация знаний

6

На доске записаны слова: конь, день, тень, метель

-Что общего во всех этих словах? (В написании всех слов встречается мягкий знак, который указывает на мягкость впереди стоящего согласного звука. Во всех словах  букв больше, чем звуков).

-Запишите слова в тетрадь и подчеркните в них мягкий знак.

-Дети, давайте вспомним правило переноса и попробуем его применить к словам, содержащим мягкий знак. (Слова переносятся по слогам.  Одну букву нельзя  оставлять на строке или переносить на другую строку.)

На доске записаны слова:

пень

день

уголь

- Прочтите слова. Можно ли применить правило переноса к таким словам?

( Все слова с мягким знаком на конце, эти слова переносить нельзя, так как они состоят из одного слога)

- А если мы с вами переместим мягкий знак в середину слова? Для этого образуйте однокоренные родственные слова, чтобы мягкий знак был в середине слова.

пень - пеньки

день - деньки

уголь - угольки

- Сколько теперь слогов в словах? ( 2 слога, потому что 2 гласные буквы)

- Можем ли мы теперь разделить слова для переноса?

Заслушиваются ответы детей.

- Запишите слова, разделив их чёрточкой  для переноса. Комментируйте записанное. Запоминаем: букву мягкий знак  при переносе нельзя отрывать от согласного ! Пишите аккуратно. (пень-ки, день-ки, уголь-ки).

Целеполагание

4

Работа по учебнику (стр. 87)

-Прочитайте тему урока. Ознакомьтесь с познавательной задачей урока.

-Сегодня мы с вами будем учиться обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком и соотносить количество звуков и букв в таких словах.

Работа по теме урока

5

Работа по учебнику. (стр. 87 упр. 1)

-Прочитайте выразительно стихотворение Е. Серова. Найдите в нём слова, содержащие мягкий знак. Прочитайте их ещё раз. (Полутьме, маленький).

-Одинаковое  количество звуков и букв в этих словах? ( Нет, так как мягкий знак не обозначает звука)

Заслушиваются ответы учащихся.  

Работа по теме урока

2

-В начале урока мы с вами определили, что мягкий знак нельзя отделять от предшествующей ему согласной при переносе слова. Давайте потренируем свой навык в написании таких слов. Я диктую вам слова, вы их записываете, соблюдая правило. (Паль-то, коль-цо, пись-мо, даль-ний, горь-кий, тонень-кий, беднень-кий, доль-ки).

Закрепление материала

5

Работа с текстом по рабочей тетради.(стр. 45, упр. 44)

-Прочитайте текст, подумайте, как его можно озаглавить.

Заслушиваются ответы учащихся.

-Выпишите из текста слова, в которых встречается мягкий знак, подчеркните его в словах.

Физкультминутка

3

Игра
 - Хлопаем в ладоши, если в слове услышали Ь:
 Гость, пирог, гусь, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, волк, мебель, замок, пень, ладонь.

Закрепление материала

3

Работа с карточками Учи. Ру

На планшетах выполним самостоятельно задания.

https://uchi.ru/teachers/hometasks/5145588

Закрепление материала

2

-Ребята, мы сегодня большие молодцы. Но напоследок давайте выполним просьбу Незнайки. Он очень хочет понять тему переноса слов, но она ему дается тяжело. На доске вы видите записанные им слова, давайте вместе исправим его ошибки, чтобы впредь он их не допускал.  

Перенес слова Незнайка:

О-вцы, ут-ки, ё-жик, зай-ка,

Мал-ьчик, пальч-ик, ло-б, гла-за,

Во-лк, ли-са, мед-ведь, ко-за.

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?

Учащиеся находят ошибки и переписывают исправленный текст к себе в тетради.

Домашнее задание

Учебник: стр. 88, упр. 4,

 стр. 89 упр.6

https://uchi.ru/teachers/hometasks/5145590

https://uchi.ru/teachers/hometasks/5145960

Подведение итогов урока

3

-Какую работу выполняет мягкий знак в словах?

Рефлексия

2

Дополните предложения

Сегодня на уроке я узнал(-а)...

Я понял(-а), что...

Я приобрел(-а) знания по теме...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука»

презентация по теме "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука" с физминуткой для глаз...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"

Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласны...

Методическая разработка урока "Мягкий знак, как показатель мягкости согласных звуков" (программа «Школа России», предмет «Русский язык», 1 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Данный конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Направлен на достижение обучающимися личностных, м...

Русский язык 1 класс. Тема урока: Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков.

Цель урока: формирование умений обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знакомЗадачи:- показать роль мягкого знака в слове.-развивать умение различать на слух и зрительно слова с мягким ...

Конспект урока письма по теме "Буква Ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"

Конспект урока письма по теме "Буква Ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"...