Имя сушествительное урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Разработка урока русского яыка в 3 классе по теме обобщение знаний бо имени существительном

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rus.yaz_3_kl.zip2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: Имя существительное.

Цель: создать условия для обобщения знаний обучающихся об имени существительном.

Оборудование: выставка книг А.С.Пушкина, презентация, карточки для индивидуальной работы, таблица «Морфологические признаки имён существительных».

Ход урока

1.Организационный момент.

(слайд 3)

- «Опять я ваш, о, юные друзья!» С такими строчками обращался Пушкин к своим друзьям и читателям. Давайте поприветствуем друг друга и улыбнёмся.

-Пока мы здоровались , на экране появились строки из знакомого вам произведения. Вы видите, что несколько слов закрыты. Назовите эти слова и восстановите текст.

(слайд 4)

У лукоморья         зелёный;

Златая         на дубе том:

И днем и ночью        учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо-            заводит,

Налево -                говорит.

- Из какого произведения эти строки?

- Какие ещё произведения А.С.Пушкина вам известны?

2. Актуализация знаний.

-Какой частью речи являются восстановленные слова?

- Что могут обозначать имена существительные?

- Все ли признаки имен существительных перечислили?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Мы должны вспомнить  все признаки имени существительного.

3.Постановка цели и задач урока

-Для этого мы отправимся  в путешествие по городу Существительных. Город необычный  , расположен на холмах, между ними  течёт полноводная река, поэтому  путешествовать  будем  на коробле.

_ Путешествуя по городу, встречаясь с именами существительными, мы повторим всё, что знаем о признаках этой части речи.

1.Что обозначает имя существительное?

2.На какие вопросы отвечает?

3.Какие имеет постоянные свойства?

4.Как изменяется?

5.Каким членом предложения является?

- А помогать нам будут сказки великого русского поэта А.С.Пушкина. Путеводителем для нас будет карта города Существительных. (слайд 5)

4.Работа по теме урока

1.Минутка чистописания.

2.Словарная работа. (слайд 6)

-Путь свой начнём с центра города. Там находится сооружение, название которого зашифровано.Догадайтесь, как называется здание?

- Как вы понимаете значение слова Кремль?

- Запишите словосочетания в тетрадь красиво, соблюдая правила орфографии: Московский Кремль.

- Укажите сколько букв и сколько звуков в слове Кремль. Назовите мягкие согласные звуки. Какие буквы обозначают мягкость этих согласных звуков?

3.Работа с предложением. (слайд 7)

- Запишите предложение:

От Кремля отплывет корабль.

- Разберите  предложение  по членам предложения, к какой части речи относится каждое слово в предложении.

- Какую синтаксическую роль выполняет имя существительное в предложении?

- Каким членом предложения могут являться имена существительные?

4.Повторение признаков имени существительного как  части речи. ( слайд 9)

КЛАСТЕР

- Назовите постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

- Продолжим наше путешествие и отправимся на экскурсию в Парк единственного и множественного числа. (слайд 10)

-Прочитайте отрывок из сказки. (слайд 11)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

- Из какой сказки отрывок?

- Назовите имена существительные, которые встретились в этом отрывке.

- Поставьте их в начальную форму.

-На какие две группы можно разделить эти слова?

- Выпишите существительные в два столбика, распределив по группам.           ( Проверка слайд 12)

_ Мы побывали в Парке единственного и множественного числа имён существительных. Какой это признак постоянный или непостоянный?

Прогулка по улицам Собственной и Нарицательной

-Продолжаем путешествие по городу  Существительных. Подплываем к улицам Собственная и Нарицательная.

- Давайте уточним какие имена существительные относятся  к собственным, а какие – к нарицательным.

- Догадайтесь, имена каких сказочных героев здесь спрятались? (слайд 13)

Запишите любые три из них.

- Назовите только имена собственные. Как вы их написали?

- Проверьте правильность их написания.

Прогулка по улицам Одушевлённая и Неодушевлённая.

- Продолжаем путешествие: улицы Одушевлённая и Неодушевлённая. Вспомните какие имена существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевлённым.

-Вспомните ещё одну сказку А.С.Пушкина (слайд 14)

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и будем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

- Из какой сказки отрывок?

- Назовите одушевлённые имена существительные, которые встретились в данном отрывке. Выпишите те, которые соответствуют схеме:

- Назовите суффиксы, придающие уменьшительно- ласкательные значения.

        Физкультминутка.

Прогулка по улицам Мужского, Женского и Среднего рода. (слайд 15)

-Что вы знаете о существительных, живущих на этих улицах? Какие они имеют окончания?

- Я буду читать предложения. Вам нужно будет  найти подлежащее и записать в соответствующий столбик.

Старуха пряла свою пряжу.

Синее море слегка разыгралось.

Стояла тихая и тёмная ночь.

Пошёл старик к синему морю.

Прогулка по улице Склонений.

- Заглянем на минутку в гости к склонениям. Какие существительные относятся  к первому склонению? Второму? Третьему?

-Распределите существительные, которые мы записали на склонениям (устно).

-Для чего нужны склонения?

- Что такое склонение?

Падежный проспект и улица Падежей.(слайд 17)

-Мы подплываем к Падежному проспекту. Ответьте на вопросы.(Блицопрос)

Сколько падежей вы знаете?

-Перечислите название падежей.

-Какой падеж не употребляется с предлогом?

- Какой падеж употребляется только с предлогом?

Самостоятельная работа.

Карточка

Спишите предложения. Выделите окончания. Определите падежи.

Пушки с пристани палят.

Пристают к заставе гости.

Жили они в ветхой землянке.

5. Итог урока

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

-Итак, наше путешествие подошло к концу.Мы побывали с вами в городе Существительных. Назовите постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

6.Рефлексия.

-Кто вернулся из путешествия в хорошем настроении?

-Полезен ли был для вас сегодняшний урок?

- Всем желаю успехов в океане знаний.

7.Домашнее задание.

Выписать три предложения из сказок А.С.Пушкина, обозначить склонение и падеж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...