Рабочая программа по предмету Родной язык
рабочая программа по русскому языку (1, 4 класс)

Жердецкая Наталья Дмитриевна

примерная программа по предмету Русский язык (Родной язык) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnoy_yazyk_rabochayaprogramma_1-4.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа  учебного предмета

«Родной язык (русский)»

Пояснительная записка

При изучении учебного предмета «Родной язык (русский)»  обучающиеся получают начальные представления о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.

Планируемые результаты

 Предметные

Родной язык (русский):

1) ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, культура владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 Планируемые результаты освоения программы учебного предмета

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты:

1)    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)    формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)     использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)    активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)     использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)    овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)   определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 Предметные результаты:

1)формирование первоначальных представлений о единстве и  многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5)овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Родной язык (русский)

Содержательная линия «Система языка»:

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;
  • с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по составленному алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово.
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса «Русский язык»);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок. 

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых
    и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
    в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Содержание учебного предмета

Родной язык (русский)

Фонетика и орфоэпия.

Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

Морфология. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Значение и употребление в речи, морфологический разбор.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Склонение личных местоимений.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).

Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости.

Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания, определенных содержанием курса «Русский язык».

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.


                                        Тематическое планирование

Родной язык (русский)

1 класс

Тема

Предметное содержание

Кол-во часов

1

Речь устная и письменная. Слово и предложение. Слог. Ударение.

Речевой этикет в ситуациях общения в школе: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.

Значение слова. Различение слова и предложения. Выделение слов из предложения. Определение ударного слога в слове. Подбор слов с ударением на первом, втором, третьем слоге. Классификация слов по количеству слогов в слове и месту ударения.

Составление рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Построение высказываний о семье и взаимоотношениях в семье.

1

2

Гласные звуки и буквы русского алфавита.

Особенности произнесения гласных звуков. Выделение изученных гласных звуков в процессе слого-звукового анализа слов. Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1

3

Согласные звуки и буквы в русском языке.

Особенности произнесения согласных звуков. Выделение изученных согласных звуков в процессе слого-звукового анализа слов, характеристика согласных звуков. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Границы предложения. Обозначение интонации в письменной речи знаками «!», «?», «.» Списывание предложений с печатного и письменного текста.

2

4

Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение буквами.

Сопоставление изученных парных звонких и глухих согласных звуков. Чтение и письмо слов и слогов с парными по звонкости и глухости согласными. Наблюдение над произношением парных согласных на конце слов их обозначением буквами на письме. Дополнение предложений словами, создание письменных текстов. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы.

1

5

Твердые и мягкие согласные звуки. Сочетания жи-ши, ча-чу.

Письмо слогов-слияний, слов с буквами а/я.

Письмо слогов и слов с сочетаниями ча/чу.

Слого-звуковой анализ и письмо слогов, слов с буквой ь в конце и середине слова.

Письмо слогов, слов с сочетаниями ши/жи.

Единственное и множественное число имен существительных (один – много): наблюдение за изменением формы числа.

Запись и интонирование вопросительного предложения, письмо под диктовку с предварительным разбором.

2

6

Звуки-смыслоразличители.

Чтение и запись слогов, слов с изученными буквами. Наблюдение над словами, которые отличаются одной буквой (мал – мял, нос – нёс, лук – люк и др.). Правописание имён собственных (имена людей). Запись предложений с местоимениями: я – они. Интонирование и запись восклицательного предложения.

1

7

Мягкий и твердый разделительные знаки.

Слого-звуковой анализ слов, пишущихся с ь и ъ.

Сопоставление написания и списывание пар слов типа сел – съел, семь – съем и др.

Составление предложений, самостоятельная запись текста из 3-5 предложений.

Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов.

1

8

Русский язык – родной язык русского народа.

Построение высказываний о значении языка и речи в жизни человека, первоначальные представления о великом достоянии русского народа – русском языке и его роли в мире.

Опыт общения в различных ситуациях, в том числе при общении с людьми, плохо владеющими русским языком.

Запись предложений со словами язык, русский язык. 

Обороты речи для участия в диалоге (просьба, благодарность и др.)
Конструирование вопросов в зависимости от цели (уточнение информации, запрос на новую информацию и др.)

Наблюдение над оформлением диалога на письме (постановкой тире). Чтение по ролям.

1

9

Слово и его значение. Роль ударения в слове.

 Группы слов (названия предметов, признаков предметов, действий).

Однозначные и многозначные слова.

Близкие и противоположные по смыслу слова.

Зависимость значения слова от ударения.

Словари учебника.

Первоначальные представления о происхождении слов.

1

10

Русский алфавит. Ударные и безударные гласные звуки.

Значение алфавита.

Этимология слов алфавит и азбука.

Знакомство с некоторыми сведениями по истории русской письменности.

Классификация букв по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Расположение слов в алфавитном порядке.

Определение с помощью памятки (алгоритма) ударного и безударного гласного звука в слове. Письмо двусложных слов с безударными гласными с объяснением их правописания.

1

11

Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и ь.

Согласные парные и непарные по мягкости и твёрдости. Различение в слове и вне слова мягкие и твердые, парные и непарные согласные звуки.

Письмо слов с объяснением того, как обозначена на письме мягкость согласного звука.

Соотнесение количества звуков и букв в словах с ь, объяснение причин расхождения. Обозначение мягкости согласного звука в процессе письма мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным.

1

12

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

Письмо двусложных слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснение их правописания.

2

13

Заглавная буква в словах.

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и др.

Имена в малых жанрах русского фольклора.

Работа с источниками информации с целью поиска сведений об именах собственных.

Правописание имен собственных (взрослых и сверстников из окружения детей).

Нормы вежливого обращения, использование имени и отчества.

1

                                                                           

                                                                               2 класс

Тема

Предметное содержание

Кол-во часов

1

Родная речь. Текст.

Значение русского языка и речи в жизни людей и общении. Речь диалогическая и монологическая. Этимология слов диалог и монолог. Соблюдение правил речевого этикета (коммуникативные ситуации), оценка своей речи с точки зрения проявления вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Целостность, связность, законченность текста. Тема и главная мысль текста, выделение частей текста (вступление, основная часть, заключение),  выбор части текста в соответствии с коммуникативной задачей. Создание устного и письменного текста в соответствии с коммуникативной задачей.

1

2

Предложение. Главные члены и связь слов в предложении.

Предложение как единица речи. Соблюдение в устной речи логического (смыслового) ударения и интонации конца предложения, оформление границ предложения на письме.

Обоснование правильности выделения подлежащего и сказуемого, установление смысловой связи слов в предложении при помощи вопросов.

Составление предложений из групп слов, не связанных по смыслу, дополнение нераспространенных предложений словами.

Составление рассказа по репродукции пейзажной картины русского художника.

1

3

Слово и его значение. Прямое и переносное значение слов.

Слово как общее название однородных предметов. Прямое и переносное значения слов. Объяснение значения слова и определение знания слова по толковому словарю.

Распознавание среди слов и подбор к словам синонимов, антонимов. Этимология слов синоним и антоним.

Работа со словарями синонимов и антонимов. Анализ речевых высказываний с использованием в них языковых средств.

1

4

Русское ударение.

Словесное и логическое ударение. Словообразующая функция ударения. Наблюдение за разноместностью и подвижностью русского ударения.

Работа с орфоэпическим словарём. Соблюдение орфоэпических норм современного русского языка в практике речевого общения.

1

5

Русский алфавит, или Азбука. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.

Знакомство с некоторыми сведениями по истории русской письменности.

Различие звуков и букв. Сопоставление звукового и буквенного обозначения слова. Определение положения заданной буквы в алфавите, соседних букв по отношению к заданной. Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах, о букве э и др. Использование знания алфавита при работе со словарями.

Правильное произношение гласных звуков. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Характеристика гласного звука. Функции букв е, ё, ю, я в слове, соотнесение количества звуков и букв в словах клюв, юла и др.

1

6

Слова с безударным гласным звуком в корне.

Применение способов проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный: изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Планирование учебных действий при решении орфографической задачи: обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова, - выбор способа ее решения, выполнение действий в соответствии с правилом (алгоритмом проверки).

Различие проверяемых и непроверяемых орфограмм.

Этимология слов: орфограмма, малина, земляника. 

Работа с орфографическим словарем.

Образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается и др. Значение и употребление в речи.

1

7

Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме.

Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

Различие способов обозначения согласного звука [й'] буквами. Знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й'].

Твердые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь 

1

8

Произношение сочетаний звуков с шипящими и их обозначение на письме.

 Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч: наблюдение над произношением и написанием. Применение правила написания буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, применение правила их написания.

Соблюдение в речи правильного орфоэпического произношения (чтобы, скучно и др.).

Соблюдение орфоэпических норм при произношении слова щавель.

1

9

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным.

Определение на слух парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова, подбор однокоренного слова).

Постановка орфографической задачи при написании слов, определение способа ее решения, выполнение действий в соответствии с правилом (алгоритмом проверки).

1

10

Разделительный мягкий знак (ь)

Различие слов с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотнесение количества звуков и букв в словах: семья, вьюга и др.

Составление устного рассказа по серии картинок.

1

11

Имя существительное как часть речи.

Лексическое значение имен существительных. Классификация имен существительных на одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, группировка в тематические группы.

Поиск информации (с помощью взрослых) о происхождении своей фамилии, названия города и др., составление и запись предложений. Устный рассказ по репродукции картины с изображением богатырей, защитников земли Русской.

1

12

Число имен существительных.

Определение числа имен существительных. Изменение имен существительных по числам, имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Нормы произношения имен существительных в форме единственного и множественного числа (туфли-туфля, и др.). Работа с орфоэпическим и толковым словарями.

1

13

Глагол как часть речи

Обобщенное лексическое значение глагола. Глаголы в прямом и переносном значении. Орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов (одеть и надеть и др.). Работа с орфоэпическим и толковым словарями.

Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании.

1

14

Имя прилагательное как часть речи

Распознавание имени прилагательного среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Знакомство с историей появления названия имя прилагательное.

Синтаксическая функция имени прилагательного. Знакомство с высказываниями русских писателей о русском языке.

Сравнение как одно из выразительных средств русского языка, подбор имен прилагательных для сравнения, характеристики качеств, присущих людям, животным.

Наблюдение над ролью прилагательных в тексте-описании.

1

15

Местоимение как часть речи.

Значение и употребление в речи местоимений.  Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

Восстановление деформированного текста, подбор к нему заголовка, запись составленного текста.

Составление текста-диалога по рисункам, употребление местоимений в диалогической речи.

1

16

Предлоги.

Наблюдение за ролью предлогов в речи, узнавание предлогов в устной и письменной речи.

Правильное употребление предлогов в речи (прийти из школы и др.).

Раздельное написание предлогов со словами.

1

17

Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка»

Работа со словарями: толковым, орфографическим, антонимов, синонимов и др. Составление заданий, для выполнение которых потребуются словари. Участие в игре, выполнение заданий.

1

3 класс

Тема

Предметное содержание

Кол-во часов

1

Наш язык и наша речь. Текст.

Различия языка и речи. Речь как отражение культуры человека.

Высказывания о русском языке. Сферы употребления русского языка в России.

Средства русской речи в поэзии А.С.Пушкина (на материале учебников по русскому языку и литературному чтению).

Типы текста (повторение). Выделение предложений в непунктированном тексте. Выделение в письменном тексте диалога.

1

2

Простое и сложное предложения.

Определение типа предложения по цели высказывания. Использование алгоритма разбора предложения по членам.

Различие простого и сложного предложения, объяснение постановки знака препинания (запятой) внутри сложного предложения. Составление сложного предложения из двух простых. Составление предложения по заданной схеме.

Составление текста по репродукции пейзажной картины русского художника.

1

3

Фразеологизмы и их использование в речи.

Отличие фразеологизмов от неустойчивого сочетания слов. Работа с фразеологическим словарем, уточнение значения фразеологизмов.

Выбор слов, словосочетаний в соответствии с целью и адресатом высказывания, участие в диалоге. Устранение однообразного употребления слов в заданном или собственном тексте. Составление текста по репродукции картины русского художника с изображением натюрморта.

1

4

Имя числительное в русском языке

Распознавание имен числительных в речи и объяснение их значения. Интересные факты из истории числительных в русском языке. Этимология слов: пять, цифра, сорок, сентябрь и др.

Русские народные пословицы с именами числительными.

1

5

Состав слова

Различение однокоренных слов с омонимичными корнями, с формами одного и того же слова.

Наблюдение над чередованием звуков в корнях. Корни с сложных словах.

Работа со словообразовательными статьями в словаре. Наблюдение над группами однокоренных слов и способами их образования. Поиск информации для выполнения проекта по теме «Семья слов».

1

6

Слова старославянского происхождения

Старославянизмы в русском языке.

Использование освоенных алгоритмов действий для решения орфографических задач.

Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов.

Подробное изложение текста по данному плану, с предварительным языковым анализом, самостоятельный подбор заголовка.

1

7

Правописание орфограмм в значимых частях слова.

Группировка слов по типу орфограмм (на примере изученных), по месту орфограммы в слове.

Работа с орфографическим словарем.

Составление словариков с определенной орфограммой.

1

8

Развитие речи. Изложение текста по плану, создание собственного текста (объявление).

Восстановление содержания деформированного текста, самостоятельное составление плана, письменный пересказ текста.

Составление текста объявления.

1

9

Устаревшие слова (имена существительные) в русском языке.

Определение лексического значения имен существительных, грамматических признаков.

Работа с источниками информации: поиск устаревших слов в тексте.

Работа с толковым словарем, объяснение значений слов.

Наблюдение над толкованием значения некоторых имен. Составление рассказа о своем имени (с помощью взрослых).

1

10

Род имен существительных.

Классификация имен существительных по роду. Имена существительные общего рода. Согласование существительных общего рода и имен прилагательных (мальчик большой умница и др.)

Знакомство с нормами согласования типа: серая мышь, лесная глушь.    Составление рассказа по серии картин.

1

11

Падеж имен существительных.

Знакомство с некоторыми сведениями из истории падежей русского языка. Определение падежа имени существительного. Сопоставление и различение сходных падежных форм (именительный и винительный, родительный и винительный падеж одушевленных существительных мужского рода и др.).

Составление рассказа по репродукции картины русского художника-иллюстратора.

1

12

Морфологический разбор имени существительного.

Работа с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

Распознавание с помощью памятки грамматических признаков имени существительного.

Применение знаний и способов действий для решения учебно-практических задач.

Составление сообщений об изученных падежах.

1

13

Формы имен прилагательных.

Наблюдение зависимости рода, числа имени прилагательного от существительного.

Нормы употребления в речи имен прилагательных в словосочетаниях типа: серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

Происхождение названий цветов: голубой, лазоревый, бирюзовый и др.

Подбор имен прилагательных для сравнения признаков предметов. Составление текста-описания о животном по личным наблюдением с предварительным обсуждением структуры текста.

1

14

Имена прилагательные в русском фольклоре

Наблюдение над употреблением прилагательных в произведениях разных жанров русского фольклора: сказках, загадках, пословицах, песнях.

Участие в презентации проектов.

Составление собственных загадок с именами прилагательными.

Конкурс загадок.

1

15

Формы глагола.

Неопределенная форма глагола. Образование однокоренных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по числам.

Фразеологизмы, в состав которых входят глаголы: значение, употребление в речи.

Восстановление деформированного текста, определение возможности составить предложение из заданных слов (без глагола), дополнение предложений своими словами, подбор заголовка к тексту.

Изменение глаголов по временам. Образование от неопределенной формы временных форм глагола. Трансформация теста путем изменения времени глаголов (употребив в прошедшем времени).

Нормы произношения глаголов в прошедшем времени с частицей не (не был и др.)

1

16

Морфологический разбор глагола

Работа с памяткой «Порядок разбора глагола».

Распознавание с помощью памятки грамматических признаков глагола.  Применение знаний и способов действий для решения учебно-практических задач.

1

17

Конференция «Части речи в русском языке»

Выбор темы сообщения, составление плана, подбор материала для доклада, подготовка презентации, оформление итогов мероприятия.

1

                                                                         4 класс

Тема

Предметное содержание

Кол-во часов

1

Русский язык – язык общения. Текст.

Диалогическая и монологическая речь. Нормы речевого этикета, значение слов приветствий, извинений, просьб, прощаний в русской речи, использование их в  общении.

Русские народные пословицы о речи и языке. Составление текста по выбранной пословице.

Комплексная работа со структурой текста: озаглавливание, корректировка последовательности частей (абзацев), предложений.

Этимология слова каникулы.

Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи.

1

2

Однородные члены предложения.

Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснение постановки запятых в предложениях с однородными членами, оценка текста с точки зрения пунктуационной правильности.

Поиск информации о деятельности людей, занятых в сельском хозяйстве, расширение активного словаря обучающихся по данной теме, составление рассказа о профессиях и людях труда, работающих на селе (профессии родителей, родственников и др.).

Составление рассказа по репродукции пейзажной картины русского художника по данному плану.

1

3

Лексическое значение слова.

Анализ высказываний о русском языке. Определение значения слова по тексту и уточнение с помощью толкового словаря.

Распознавание многозначных слов, слов в прямом и переносном значениях, синонимов, антонимов, фразеологизмов, устаревших слов. Наблюдение за использованием их в тексте. Работа со словарями.

Составление предложений, в которых слово употреблено в прямом или переносном значении.

Составление собственных толковых словариков: внесение слов, значение которых ранее было неизвестно.

Этимология слов с частью библио.

Работа со словарем иностранных слов.

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами русского языка, употреблением фразеологизмов в речи. Составление текста по рисунку с использованием фразеологизма.

1

4

Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

Выделение частей слова, объяснение значения некоторых суффиксов, приставок и значения слова. Моделирование слов с определенным составом. Группировка слов по составу, корректировка ошибочного объединения слов в группу, подбор слов к заданной схеме.

Установление зависимости способа проверки от места орфограммы в слове, объяснение с помощью алгоритма правильности написания слова. Применение разных способов проверки изученных орфограмм.

Знакомство с отдельными фактами из истории русского языка: происхождение и значение постфикса –ся (-сь).

Правописание суффиксов –ик, -ек.

Составление и запись текста объявления, поздравления.

1

5

Части речи. Типы склонения имен существительных.

Классификация слов по частям речи на основе изученных признаков. Анализ изученных признаков и соотнесение их с той частью речи, которой они присущи. Составление сообщений о частях речи с использованием таблиц, схем и др. Написание отзыва по репродукции картины русского художника-иллюстратора.

Начальная и косвенная форма имен существительных. Падежные и смысловые вопросы, определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Нормы употребление в речи неизменяемых имен существительных.

Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3 типу склонения, группировка имен существительных по типу склонения.

Написание сочинения-отзыва по репродукции картины русского художника с портретным изображением (В.А.Тропинин «Кружевница» и др.)

2

6

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Установление наличия в именах существительных безударного окончания и определение способа его проверки. Объяснение с помощью алгоритма правильности написания орфограммы, корректировка ошибочного написания слов.

Правописание имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящие и ц (врачом – задачей).

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

1

7

Проект «Говорите правильно!»

Употребление в речи имен существительных во множественном числе в именительном (директора, шофёры) и родительном (яблок, апельсинов) падежах. Исследование речи взрослых, сверстников относительно употребления форм имен существительных множественного числа (именительный и родительный падежи). Участие в презентации результатов проектной деятельности.

1

8

Проект «Имена прилагательные в произведениях А.С.Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке»)».

Поиск в сказке имен прилагательных и определение их роли в передаче авторского отношения к героям произведения и пониманию главной мысли. Осуществление лексического анализа слов – имен прилагательных. Участие в презентации результатов проектной деятельности.

1

9

Склонение имен прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе.

Определение и обоснование написания безударного падежного окончания имен прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе, проверка правильности написанного.

Анализ и письменное изложение описательной части текста-образца (о национальном достоянии России, древнерусских архитектурных памятниках).

Поиск информации о достопримечательностях родного города (поселка), обобщение ее и составление сообщения. Запись текста-описания по памяти.

2

10

Согласование имен прилагательных и имен существительных в речи. Морфологический разбор имени прилагательных.

Нормы правильного согласования имен прилагательных и имен существительных в речи.

Осознание эстетической составляющей речевого высказывания при анализе художественных текстов.

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, корректировать ошибки, оценивать результат.

Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции пейзажной картины русского художника.  

1

11-12

Глагол как часть речи. Формы глагола.

Определение грамматических признаков глаголов (число, время, роль в предложении), различение неопределенной формы среди других форм глагола и омонимичных имен существительных (знать, печь и др.). Трансформирование текст путем изменения времени глагола.

Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Работа с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, определение лица и числа глаголов, выделение личных окончаний. Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (победить, пылесосить и др.).

Роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени ( -ешь, -ишь).

Сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции пейзажной картины русского художника.

2

13-14

Спряжение глагола. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Группировка глаголов из текста в соответствии с принадлежностью их к I или II спряжению.

Соблюдение последовательности действий при выборе личного окончания глагола в процессе работы по алгоритму определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Правописание и правильное произношение возвратных глаголов.

Подробное изложение деформированного повествовательного текста (с опорой на ключевые слова – глаголы).

1

15-16

Правописание глаголов в прошедшем времени. Морфологический разбор глаголов.

Обычаи и традиции русского народа. Образование глаголов в прошедшем времени, правописание родовых окончаний. Соблюдение норм произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.

Значение спорта в жизни людей и страны, составление текста на спортивную тему по выбору учащихся (на основе наблюдений или личного интереса к какому-либо виду спортивной деятельности).

Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи, следовать составленному алгоритму.

2

17

Проект «Русский язык: прошлое и настоящее».

Поиск и обобщение информации об истории русского языка, об изменениях, происходящих в языке,  нормах речевого общения. Участие в презентации результатов проектной деятельности.

1

Перечень интернет-ресурсов

  1. Детская областная библиотека имени М.М. Пришвина [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.prishvinka.ru/ 
  2. Русская виртуальная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rvb.ru/ 
  3. Русские словари [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.ru/ 
  4. Фундаментальная электронная библиотека Русская литература и фольклор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/ 
  5. Электронная литературная энциклопедия «Орловские писатели детям» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://91.135.212.75/pisateli/autors.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Родной язык».2-4 классы. УМК « Школа России»

Рабочая программаучебного предмета « Родной язык».2-4 классы.УМК « Школа России»...

Рабочая программа по предмету Родной язык

Рабочая программа по предмету Родной язык, для 3 класса по Хайдаровой Р.З....

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» 1-4 класс

При изучении учебного предмета «Родной язык (русский)»  обучающиеся получают начальные представления о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, граммат...

Рабочая программа по предмету родной язык 1-4 классы

Рабочая программа по чувашскому языку составлена на уровень....

Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский) " 1-4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский) " 1-4 класс...

Рабочая программа по предмету «Родной язык(русский)» для обучающихся 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

Рабочая программа по предмету «Родной язык(русский)» для обучающихся 2 класса  на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Закон ...

Рабочая программа по предмету родной язык 1-4 классы (на русском языке)

Рабочая программа по родному языку 1-4 классы на русском языке...