Главные вкладки

    Урок «Развитие умения ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, и в предложениях с прямой речью»
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Ярушина Ольга Алексеевна

    Урок обобщения и систематизации полученных знаний. Обучающиеся будут упражняться в умении ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «СОШ №39 г.Челябинска»

    Урок русского языка в 4 классе по теме «Развитие умения ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, и в предложениях с прямой речью».

    Педагог: О.А. Ярушина                     УМК: «Школа России»           Автор учебника:Канакина В.П., В.Г.Горецкий

    Тип  урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

    Форма: урок-соревнование по сказке «Цветик-семицветик»

    Цель: упражняться в умении ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.

    Задачи:

    • способствовать развитию умения распознавать предложения: простые, сложные, с прямой речью;
    • формировать умение находить грамматические основы предложений и расставлять знаки препинания  в них;
    • развивать умение составлять схемы предложений разных видов;
    • воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;
    • способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при работе на уроке;
    • развитие любознательности и интереса к учебной деятельности;
    • формирование умения аргументировать свое мнение.

    Оборудование: пакеты с заданиями, презентация, цветик-семицветик с заданиями, лепестки с буквами, листы для выполнения заданий, клей, зеленые листочки

    Прогнозируемые результаты:

    Личностные:

    • осознание практической важности определения вида предложения;
    • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
    • осознание учащимися практической значимости  результатов каждого этапа урока.

    Метапредметные:

    • умение принимать и сохранять в памяти цель урока;
    • умение выявлять достаточность или недостаточность информации;
    • умение планировать, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности,
    • умение высказывать свою точку зрения, правильно говорить,
    • умение провести рефлексию своих действий.

    Предметные:

    • распознавать виды предложений по наличию грамматических основ, прямой речи;
    • умение применять знания на практике.

    Ход урока:

    Этап

    Содержание этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    1. ООрганиза-ционный момент

    Прозвенел весёлый звонок,

    Позвав нас на урок.

    Урок русского языка.

    - Я рада видеть вновь ваши глаза, улыбки. Покажите и вы мне, с каким настроением начинаете урок.

    Приветствие

    Психологический настрой

    Приветствие

    1. ВВведение в тему урока.

    - А  любите ли вы  соревноваться? Что вы ждете от соревнований? (победы)

    - Сегодняшний урок у нас необычный. Это будет урок- соревнование. А определим победителей мы по  цветкам, которые у  вас «вырастут» в результате  работы в группах.

    - Ребята, а кто из вас знает сказку, в которой  цветок мог бы исполнять желания? /Это сказка В.Катаева «Цветик-семицветик»/ Сказка Валентина Катаева «Цветик –семицветик» о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток Женечка могла загадывать любое желание,  и оно тотчас исполнялось.

    Могут даже у ребят

    Сбыться все старания.

    Нужно только, говорят,

    Приложить старания.

    - Работать будем группами. Цель одна – выполнять верно задания. За каждое выполненное задание вы будете получать лепесток с буквой. К концу урока  вы из букв составите слово. Я надеюсь, что сегодня Цветик-семицветик поможет вам получить удовольствие работы на уроке.

    - Посмотрите на слайд. Прочитайте.

    - Что это? (набор слов) / В, друзья, беде, познаются.

                                              Дана, на, жизнь, дела, добрые..

                                              Друг, бы, был, досуг,  и,  будет./

    - Что можно сделать? /Расставить по порядку, чтобы получились предложения/  

    - Что вы знаете о предложениях. А какие предложения вы знаете? (по цели высказывания, по интонации, по наличию главных членов, по наличию второстепенных членом).

    - Какой будет  тема урока?            

    Организация введения в тему

    Подготовка к формулированию темы

    Настрой на соревновательные состязания

    Восприятие отрывка из сказки

    Составление предложений-пословиц

    Объяснение их смысла

    Выявление знаний о предложениях

    Формулирование темы урока

    III. Работа над темой урока.

    - Отрываем первый лепесток и читаем задание.

    ОРАНЖЕВЫЙ ЛЕПЕСТОК «ВСПОМНИ»

    - Будем вспоминать теоретический материал. В предложениях пропущены слова. Догадайтесь, какие и впишите их в предложения. Результат проверим по цепочке.

    1. Простое предложение состоит …
    2. Предложения с прямой речью состоят …
    3. Между частями сложного предложения на письме …
    4. Если однородные члены соединены без помощи союзов, то запятая …
    5. Прямая речь на письме оформляется всегда …
    6. Прямая речь в предложении может находиться …
    7. После прямой речи перед словами автора ставится …
    8. После слов автора перед прямой речью ставится …

    Ребята получают лепесток. (Л)

    ГОЛУБОЙ ЛЕПЕСТОК «РЕБУСЫ»

    - Разгадайте ребусы.

            

    _____________             

            

            

     Ребята получают лепесток. (О)

    КРАСНЫЙ ЛЕПЕСТОК «ДАВАЙТЕ  ПОРИСУЕМ»

    - Я буду читать предложения, ваша задача определить, какое оно.

    Соответствующий прямоугольник вы закрашиваете. Подобное задание вам знакомо.

    1. Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долин.
    2. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую комнату.
    3. «Воздух в шаре остыл», – объяснил Незнайка.
    4. Зеркальце в ответ: «А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее».
    5. Ветер гудел и с шумом гнал волны.

    Предложения с прямой речью

    Простые предложения

    Сложные предложения

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1. В тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились и сели на чёрную тучу.        

    Ребята получают лепесток. (М)

    ЖЁЛТЫЙ ЛЕПЕСТОК «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ»

    - На слайде схемы предложений. В них пропущены знаки препинания. Вам предлагается их вставить в нужное место.

    П   а

    А   п

     -  =

     -  -  =

     -  =     а    -  =

      Ребята получают лепесток. (Ы)

    СИНИЙ ЛЕПЕСТОК «ПОИГРАЕМ»

    - Соедините слова автора с прямой речью. Условие – сохранить рифму

    Затеем-ка игру!                                                       за всех ответил тигр.

    Быстрей сходитесь в круг                                      всех успокоил дикобраз.

    Нам вовсе не до игр!                                              промолвил кенгуру.

    Да и какой в них толк!                                           пробормотал индюк.

    Сыграем в следующий раз                                    добавил серый волк.

    Ребята получают лепесток. (О)

    ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕПЕСТОК «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

    - Послушайте предложения. Определите на слух, каким является каждое предложение. Составьте схему каждого предложения.

    1. Тут за дверью снова раздались шаги и послышался чей-то шёпот: «Где он?»
    2. Кончился дождь, и высохли капельки воды на листьях.
    3. Вдали стоит дубовый лес.
    4. «Терпеть не могу зубной порошок», – проворчал Незнайка.
    5. Заяц грызёт сладкую морковку, оголяет стволы.

    Ребята получают лепесток. (Д)

    ЗЕЛЁНЫЙ ЛЕПЕСТОК «БЛИЦ-ОПРОС» 

    - А сейчас надо быстро назвать ответ

    1. Речь, переданная дословно от имени говорящего. (прямая)
    2. Предложение с одной грамматической основой. (простое)
    3. Члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и являются одной и той же частью речи. (однородные)
    4. Предложение с двумя и более грамматическими основами. (сложное)
    5. Знак препинания в конце предложения.(точка)
    6. Главный член предложения. (подлежащее)
    7. Она состоит из главных членов предложения. В предложениях она грамматическая. (основа)
    8. Знак препинания, похожий на математический знак арифметического действия. (тире)

    Ребята за правильные и быстрые ответы получают зеленые листочки, которые потом обменивают на  лепесток. (Ц)

    Организация соревнований

     по изученным темам

    Контроль

    Оценивание

     

    Контроль

    Оценивание

    Чтение предложений

    Контроль

    Оценивание

    Контроль

    Оценивание

    Контроль

    Оценивание

    Контроль

    Оценивание

    Фронтальный опрос

    Контроль

    Оценивание

    Выполнение задания в группе

    Проверка фронтальная (кто быстрее)

    Выполнение задания

    Разгадывание ребусов

    Восприятие предложений на слух

    Определение вида предложения

    Заполнение таблицы

    Взаимопроверка

    Высказывание своего мнения Проверка по группам

    Оценивание

    Выполнение заданий в группе

    Аргументирование своего мнения

    Оценивание

    Выполнение заданий в группе

    Составление рифмующихся строк

    Аргументирование своего мнения

    Оценивание

    Восприятие предложений на слух

    Выполнение заданий

    Составление схем предложений

    Аргументирование своего мнения

    Оценивание

    Ответы на вопросы

    Оценивание

    IV. Итог урока. Рефлексия.

    - Составьте слово из собранных букв.

    -Урок наш заканчивается. Вы действительно молодцы. И напоследок составьте любые предложения с получившимся словом.

    - Спасибо за урок!

    Подведение итога

    Оценивание команд

    Составление слова

    Склеивание цветка

    Составление предложений

    Оценивание своих действий

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе по теме:"Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью"

    Представлен подробный конспект урока ро русскому языку, 4 класс " Школа  2100". Данный урок может быть  проведен с использованием мультимедийного устройства....

    Урок русского языка «Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью». 4 класс.

    Урок русского языка «Развитие умения ставить знаки препинания в простом               предложении, сложном и в предложениях с...

    Урок русского языка "Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью."

    Урок русского языка "Развитие умения ставить знаки препинания в простом     предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью."...

    Урок русского языка "Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью."

    Урок русского языка "Развитие умения ставить знаки препинания в простом     предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью."...

    Урок русского языка в 4 классе " Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью".

    Тема: " Развитие  умения  ставить знаки препинания в простом предложении,  в сложном и  в предложениях с  прямой  речью".   Цели:Развитие умения различать...