Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе по теме «Части речи»
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Ярушина Ольга Алексеевна

    Урок обобщения изученного материала по теме "Части речи"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chasti_rechi.docx32.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «СОШ №39 г.Челябинска»

    Урок русского языка в 4 классе по теме «Части речи»

    Педагог: О.А. Ярушина                   Автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

    УМК: «Школа России»

    Тип урока: урок обобщения изученного материала.

    Цель: закрепление и осмысление изученного материала.

    Задачи:

    - закрепить и обобщить знания об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе);

    - формировать умения классифицировать  слова по значению и вопросам;

    - совершенствовать умения определения частей речи, умения проверки изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи;

    - воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

    - способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке;

    - развитие любознательности и интереса к учебной деятельности;

    - формирование умения аргументировать своё мнение.

    Технологии: методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии дифференцированного обучения

    Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки с заданиями, кластер.

    Прогнозируемые результаты:

    Личностные:

    • осознание практической важности определения морфологических признаков разных частей речи;
    • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
    • осознание учащимися практической значимости  результатов каждого этапа урока.

    Метапредметные:

    • умение принимать и сохранять в памяти  цель урока;
    • умение планировать, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности,
    • умение высказывать свою точку зрения, правильно говорить,
    • умение провести рефлексию своих действий.

    Предметные:

    • знание о грамматическом значении, морфологических признаках частей речи;
    • умение применять знания на практике.

    Ход урока

    Этап

    Содержание этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность обучащихся

    1

    Организаци-онный  момент.

    - Прозвенел звонок веселый.
      Вы начать урок готовы?
      Будем слушать, рассуждать,
      И друг другу помогать.

    - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Молодцы. Я думаю, что у нас с вами все получится.

    - Откройте тетради, положите их правильно и запишите число,  классная работа. Какая орфограмма  встретилась в написании числа?

    Приветствие обучающихся

    Проверка готовности к уроку

    Работа в тетрадях, объяснение орфограммы

    2. Форми-рование темы и цели урока.

    - Мы с вами сегодня будем работать в группах. Давайте вспомним правила поведения при работе в группах:

    • Не говорить всем сразу;
    • Уметь выслушать другого;
    • Возражая или соглашаясь смотреть на говорящего;
    • Обращаться друг к другу по имени.

     На слайде – 4 столбика слов. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограмму.

    1 группа:   л.. сица , для радост..,   листопа…                                            

    2 группа:   п..явились,  уме..т,  пол..тит,  

    3 группа:   б..льшой,  глубок..я,  ле..кий        

    4 группа:  (у)не..о,  (для)меня,  (к )ней 

    - Что вы можете сказать, глядя на слова каждой группы?  Как их можно назвать одним словом?

    - Вы  догадались, какова  тема нашего урока?

    - Какие мы поставим цели?  (обобщить изученный материал о частях речи) Молодцы!

    Организация формулировки темы и цели урока

    Проговаривание правил при работе в группе

    Каждая группа работает со своим столбиком.  Самопроверка по слайду.

    Формулировка темы урока

    Формулировка целей урока

    3. Актуализация знаний учащихся.

    - На какие группы делятся части речи (самостоятельные и служебные)

    - Назовите самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол,  наречие, местоимение, имя числительное). Служебные (предлог, союз, частица). Молодцы!

    - Ребята вам приготовили загадки. Мы с вами внимательно послушаем и отгадаем.

    Всему название дано –

    И зверю, и предмету.

    Вещей вокруг полным-полно,

    А безымянных нету.

    И все, что может видеть глаз,-

    Над нами и под нами,

    И все, что в памяти  у нас, -

    Означено словами. (имя существительное)

    - Что знаем про эту часть речи? (Отвечает на вопросы: Кто? Что? и вопросы косвенных падежей. Имеет постоянные признаки  (одушевленность - неодушевленность, собственное – нарицательное, род), изменяется по числам и падежам.)

    -Заполните кластер полученной информацией.

       Задания по группам 

    1. Вставьте пропущенные буквы в словах, разделите эти слова на 2 группы: ч..л..век, к..мбайн,  х..зяин,  ш..фёр, б..гаж, к..л..ндарь
    2. Определите падеж существительных (живёт в норе, сорвал травинку, цветы папоротника, думал о добыче, занят охотой
    3. Вставьте пропущенные буквы в словах, разделите эти слова на 3 группы: б..седа, в..гон, б..гатство, х..зяйство, к..стрюля, с..лют.
    4. Измените существительные по числам (зв..рёк - …,   ч..йки - …, п..ля - … , отт..пель - …, л..са - …, круги - … )

    - Молодцы! Хорошо справились.

    Фронтальный опрос

    Организация обобщения знаний об имени существительном, его грамматическом значении, морфологических признаках

    Контроль

    Организация работы с кластером

    Организация групповой работы

    Ответы на вопросы

    Отгадывание загадки

    Называние признаков имени существительного

    Работа с кластером

    Выполнение заданий в группах

    Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают).

    4. Обобщение и систематизация знаний.

    - Следующая загадка:

    Определяю я предметы.

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь,

    Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)

    - Что можете сказать про эту часть речи? (Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?   изменяется по родам, числам.) Работа с кластером.

    Работа с текстом: Прочитайте предложения без имени прилагательного. (На слайде).

    Ива.

             Весной цветёт нежная ива. Золотистую пыльцу с жёлтых пуховиков собирают пчёлы. В ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи. Из ивовых тонких веток делают дети дудки – свирели.

    - Какой вывод вы можете сделать?

    - Для чего служат прилагательные? (украшают нашу речь, точнее описывают предмет)

    - От чего зависит  род, число у прилагательного? (от существительного)

    Задания по группам 

    Определить у прилагательных из текста род, число. Выделить окончание.

    1группа – из 1 предложения.

    2группа – из 2 предложения.

    3группа – из 3 предложения.

    4группа – из 4 предложения.

    Взаимопроверка. – Поднимите руку, кто ошибся.

    - Молодцы! Хорошо справились.

    Организация обобщения знаний об имени прилагательном, его грамматическом значении, морфологических признаках

    Контроль

    Организация работы с кластером

    Организация работы с текстом

    Организация групповой работы

    Отгадывание загадки 

    Называние признаков имени прилагательного

    Работа с кластером

    Выполнение заданий в группах

    Чтение текста про себя, выборочное чтение

    Аргументирование мнения о  необходимости имени прилагательного в речи

    Взаимопроверка

    - Слушаем следующую загадку:

    Что без меня предмет?

    Лишь название.

    А я приду –

    Все в действие придет.

    Летит ракета.

    Люди строят здание.

    Цветут сады,

    И хлеб в полях растет. (глагол)

    -  Что можете сказать про глагол? /отвечает на вопросы что делает? Что делал? Что сделает?, обозначает действие предмета, изменяется по числам, временам, в прош.времени – по родам). Заполните кластер.

       Задания по группам 

    1. От существительных образовать глаголы: прыжок -…, жар - …, рисунок - …, сушка - …, краска - …  
    2. Записать глаголы, указать время:  нарисует, плыл, пишет, танцевали, выучит, рассказывает.
    3. Записать глаголы, указать число: варит, поют, бежал, кричат, слушает, думают.
    4. Определить род глаголов: светило, грела, мыл, приехал, убежала, загремело.

    Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают).

    - Молодцы! Хорошо справились.

    Организация обобщения знаний глаголе, его грамматическом значении, морфологических признаках

    Организация работы с кластером Контроль

    Организация групповой работы

    Отгадывание загадки

    Называние признаков глагола

    Работа с кластером

    Выполнение заданий в группах

    Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают).

    5.Физ-культ-минут-ка

    -Если я  назову глагол – вы показываете действие, имя прил. – изображаете  «волну» рукой, имя сущ. – хлопаете в ладошки.

          Тетрадь, прелестный, улыбаться, классный, ученик, пенал, прыгать, весёлые, бежишь, карандаш, молочный,  молчит.

    Организация физической паузы

    Выполнение упражнений

    4. Обобщение и систематизация знаний.

    - Какие ещё самостоятельную часть речи вы знаете? (местоимение,)

    - Что про него знаете? (У местоимения мы можем определить лицо и число.)

    - А сейчас мы проверим, хорошо ли вы повторили части речи. Игра «В свои ворота»

     Задание:  Я вам буду читать слова,  а вы работаете в группах (ловите мячи - слова):

    1 группа записывает - прилагательные,  2 – местоимения, 3 - существительные,  4 – глаголы.

    Багряный, полевки, вы, закричат, она, листопад, с ней, соболь, улетают, журавль, у меня, лечит, мягкое, жаворонок, ты, длинный, себе, сортируют.

    Проверка. Один отвечает – остальные внимательно слушают.

    Организация систематизации знаний

     

    5.  Конт

    роль усвое-ния знаний.

    - Ребята, все предыдущие задания мы выполняли вместе, а сейчас покажите свою самостоятельную работу на листках с распечатанными заданиями.

    Организация проверочной работы с учётом дифференцированного подхода 

    Выполнение задания по выбору с последующей проверкой учителем

    6. Рефлексия.

    - Подведем итоги нашего урока.

    - Какова была цель нашего урока?

     -Что обобщали?  

    -Пригодится это вам когда – нибудь?

    -Прочитайте выражение и скажите, уместно ли оно на сегодняшнем уроке?

    «Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок и, когда надо, используем»

    (Да, т.к. мы используем части речи постоянно).

    -Оцените свою деятельность на уроке, отметив подходящие высказывания на листке.

    Обведи кружочком цифру с высказыванием (на листке с проверочной работой)

    -Благодарю вас за урок.

    Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности

    Высказывание своего мнения

    Рефлексия  и самооценка учениками собственной учебной деятельности

    7. Домашнее задание

    1. Сочинить стихотворение, сказку, рассказ про части речи.  
    2. Выписать любое предложение, выбрать по одному слову каждой части речи и указать  морфологические признаки.

    Комментирование

    Запись в дневниках

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Части речи"

    Урок проводился в рамках методического семинара по теме "УУД в учебном процессе"На этом уроке дети учились: 1. отличать имена существительные от имён прилагательных.2. Узнавать разные части речи.3. Со...

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3674193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок русск...

    Урок русского языка 4 класс Глагол как часть речи.

    Конспект урока русского языка по теме: "Глагол как часть речи....

    Презентация по русскому языку (3 класс) по теме "Части речи"

    Данная презентация подготовлена для урока русского языка 3 класса. Презентация подразумевает использование  по программе УМК "Школа России"...

    Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Часть речи -глагол"

    Данная презентация создана для урока русского языка. Это урок-повторение изученного материала во 2 классе....

    Интегрированный урок русского языка и технологии по теме: "Части речи", 2 класс

    Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению частей речи и значению частей речи в русском языке....