Урок русского языка в 4 классе по теме «Части речи»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ярушина Ольга Алексеевна

Урок обобщения изученного материала по теме "Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №39 г.Челябинска»

Урок русского языка в 4 классе по теме «Части речи»

Педагог: О.А. Ярушина                   Автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Цель: закрепление и осмысление изученного материала.

Задачи:

- закрепить и обобщить знания об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе);

- формировать умения классифицировать  слова по значению и вопросам;

- совершенствовать умения определения частей речи, умения проверки изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи;

- воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

- способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке;

- развитие любознательности и интереса к учебной деятельности;

- формирование умения аргументировать своё мнение.

Технологии: методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии дифференцированного обучения

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки с заданиями, кластер.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • осознание практической важности определения морфологических признаков разных частей речи;
  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  • осознание учащимися практической значимости  результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять в памяти  цель урока;
  • умение планировать, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности,
  • умение высказывать свою точку зрения, правильно говорить,
  • умение провести рефлексию своих действий.

Предметные:

  • знание о грамматическом значении, морфологических признаках частей речи;
  • умение применять знания на практике.

Ход урока

Этап

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

1

Организаци-онный  момент.

- Прозвенел звонок веселый.
  Вы начать урок готовы?
  Будем слушать, рассуждать,
  И друг другу помогать.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Молодцы. Я думаю, что у нас с вами все получится.

- Откройте тетради, положите их правильно и запишите число,  классная работа. Какая орфограмма  встретилась в написании числа?

Приветствие обучающихся

Проверка готовности к уроку

Работа в тетрадях, объяснение орфограммы

2. Форми-рование темы и цели урока.

- Мы с вами сегодня будем работать в группах. Давайте вспомним правила поведения при работе в группах:

  • Не говорить всем сразу;
  • Уметь выслушать другого;
  • Возражая или соглашаясь смотреть на говорящего;
  • Обращаться друг к другу по имени.

 На слайде – 4 столбика слов. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограмму.

1 группа:   л.. сица , для радост..,   листопа…                                            

2 группа:   п..явились,  уме..т,  пол..тит,  

3 группа:   б..льшой,  глубок..я,  ле..кий        

4 группа:  (у)не..о,  (для)меня,  (к )ней 

- Что вы можете сказать, глядя на слова каждой группы?  Как их можно назвать одним словом?

- Вы  догадались, какова  тема нашего урока?

- Какие мы поставим цели?  (обобщить изученный материал о частях речи) Молодцы!

Организация формулировки темы и цели урока

Проговаривание правил при работе в группе

Каждая группа работает со своим столбиком.  Самопроверка по слайду.

Формулировка темы урока

Формулировка целей урока

3. Актуализация знаний учащихся.

- На какие группы делятся части речи (самостоятельные и служебные)

- Назовите самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол,  наречие, местоимение, имя числительное). Служебные (предлог, союз, частица). Молодцы!

- Ребята вам приготовили загадки. Мы с вами внимательно послушаем и отгадаем.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти  у нас, -

Означено словами. (имя существительное)

- Что знаем про эту часть речи? (Отвечает на вопросы: Кто? Что? и вопросы косвенных падежей. Имеет постоянные признаки  (одушевленность - неодушевленность, собственное – нарицательное, род), изменяется по числам и падежам.)

-Заполните кластер полученной информацией.

   Задания по группам 

  1. Вставьте пропущенные буквы в словах, разделите эти слова на 2 группы: ч..л..век, к..мбайн,  х..зяин,  ш..фёр, б..гаж, к..л..ндарь
  2. Определите падеж существительных (живёт в норе, сорвал травинку, цветы папоротника, думал о добыче, занят охотой
  3. Вставьте пропущенные буквы в словах, разделите эти слова на 3 группы: б..седа, в..гон, б..гатство, х..зяйство, к..стрюля, с..лют.
  4. Измените существительные по числам (зв..рёк - …,   ч..йки - …, п..ля - … , отт..пель - …, л..са - …, круги - … )

- Молодцы! Хорошо справились.

Фронтальный опрос

Организация обобщения знаний об имени существительном, его грамматическом значении, морфологических признаках

Контроль

Организация работы с кластером

Организация групповой работы

Ответы на вопросы

Отгадывание загадки

Называние признаков имени существительного

Работа с кластером

Выполнение заданий в группах

Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают).

4. Обобщение и систематизация знаний.

- Следующая загадка:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)

- Что можете сказать про эту часть речи? (Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?   изменяется по родам, числам.) Работа с кластером.

Работа с текстом: Прочитайте предложения без имени прилагательного. (На слайде).

Ива.

         Весной цветёт нежная ива. Золотистую пыльцу с жёлтых пуховиков собирают пчёлы. В ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи. Из ивовых тонких веток делают дети дудки – свирели.

- Какой вывод вы можете сделать?

- Для чего служат прилагательные? (украшают нашу речь, точнее описывают предмет)

- От чего зависит  род, число у прилагательного? (от существительного)

Задания по группам 

Определить у прилагательных из текста род, число. Выделить окончание.

1группа – из 1 предложения.

2группа – из 2 предложения.

3группа – из 3 предложения.

4группа – из 4 предложения.

Взаимопроверка. – Поднимите руку, кто ошибся.

- Молодцы! Хорошо справились.

Организация обобщения знаний об имени прилагательном, его грамматическом значении, морфологических признаках

Контроль

Организация работы с кластером

Организация работы с текстом

Организация групповой работы

Отгадывание загадки 

Называние признаков имени прилагательного

Работа с кластером

Выполнение заданий в группах

Чтение текста про себя, выборочное чтение

Аргументирование мнения о  необходимости имени прилагательного в речи

Взаимопроверка

- Слушаем следующую загадку:

Что без меня предмет?

Лишь название.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здание.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет. (глагол)

-  Что можете сказать про глагол? /отвечает на вопросы что делает? Что делал? Что сделает?, обозначает действие предмета, изменяется по числам, временам, в прош.времени – по родам). Заполните кластер.

   Задания по группам 

  1. От существительных образовать глаголы: прыжок -…, жар - …, рисунок - …, сушка - …, краска - …  
  2. Записать глаголы, указать время:  нарисует, плыл, пишет, танцевали, выучит, рассказывает.
  3. Записать глаголы, указать число: варит, поют, бежал, кричат, слушает, думают.
  4. Определить род глаголов: светило, грела, мыл, приехал, убежала, загремело.

Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают).

- Молодцы! Хорошо справились.

Организация обобщения знаний глаголе, его грамматическом значении, морфологических признаках

Организация работы с кластером Контроль

Организация групповой работы

Отгадывание загадки

Называние признаков глагола

Работа с кластером

Выполнение заданий в группах

Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают).

5.Физ-культ-минут-ка

-Если я  назову глагол – вы показываете действие, имя прил. – изображаете  «волну» рукой, имя сущ. – хлопаете в ладошки.

      Тетрадь, прелестный, улыбаться, классный, ученик, пенал, прыгать, весёлые, бежишь, карандаш, молочный,  молчит.

Организация физической паузы

Выполнение упражнений

4. Обобщение и систематизация знаний.

- Какие ещё самостоятельную часть речи вы знаете? (местоимение,)

- Что про него знаете? (У местоимения мы можем определить лицо и число.)

- А сейчас мы проверим, хорошо ли вы повторили части речи. Игра «В свои ворота»

 Задание:  Я вам буду читать слова,  а вы работаете в группах (ловите мячи - слова):

1 группа записывает - прилагательные,  2 – местоимения, 3 - существительные,  4 – глаголы.

Багряный, полевки, вы, закричат, она, листопад, с ней, соболь, улетают, журавль, у меня, лечит, мягкое, жаворонок, ты, длинный, себе, сортируют.

Проверка. Один отвечает – остальные внимательно слушают.

Организация систематизации знаний

 

5.  Конт

роль усвое-ния знаний.

- Ребята, все предыдущие задания мы выполняли вместе, а сейчас покажите свою самостоятельную работу на листках с распечатанными заданиями.

Организация проверочной работы с учётом дифференцированного подхода 

Выполнение задания по выбору с последующей проверкой учителем

6. Рефлексия.

- Подведем итоги нашего урока.

- Какова была цель нашего урока?

 -Что обобщали?  

-Пригодится это вам когда – нибудь?

-Прочитайте выражение и скажите, уместно ли оно на сегодняшнем уроке?

«Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок и, когда надо, используем»

(Да, т.к. мы используем части речи постоянно).

-Оцените свою деятельность на уроке, отметив подходящие высказывания на листке.

Обведи кружочком цифру с высказыванием (на листке с проверочной работой)

-Благодарю вас за урок.

Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности

Высказывание своего мнения

Рефлексия  и самооценка учениками собственной учебной деятельности

7. Домашнее задание

  1. Сочинить стихотворение, сказку, рассказ про части речи.  
  2. Выписать любое предложение, выбрать по одному слову каждой части речи и указать  морфологические признаки.

Комментирование

Запись в дневниках

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3674193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок русск...

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Часть речи -глагол"

Данная презентация создана для урока русского языка. Это урок-повторение изученного материала во 2 классе....

Интегрированный урок русского языка и технологии по теме: "Части речи", 2 класс

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению частей речи и значению частей речи в русском языке....

Разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"

Урок русского языка 3 класс разработаны согласно ФГОС...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"

Методическая разработка урока  3 класс по теме Части речи...

Технологическая карта урока русского языка «Контрольный диктант по теме «Части речи»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Контрольный диктант по теме «Части речи»»Тип урока: развивающего контроляЦель урока: формирование способов самоконтроля, проверка полученных умений и навыков по тем...

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме Части речи".

Цель: формировать умение различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, частица, союз. Планируемые результаты: Предметные: обобщение знаний о частях реч...