экологическое воспитание в младших классах
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Худеков  Аширмурат Худекович

Данный  материал можно использовать как допольнительный  материал по теме "Экологическое воспитание в младших классах" в национнальных школах. Материал можно использовать при конспектировании нового матерала .

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

                                                 Экологическое воспитание  в младших классах
  Любить , беречь и понимать природу – долг человека, вытекающий из моральных основ общественного сознания и норм поведения. Высокому гражданскому исполнению его надо постоянно учить и учиться.
 Развитие и улучшение экологического воспитания и просвещения в нашей стране обусловлены законодательством. Впервые в истории всех государств мира в Конституции нашего государство сказано, что земля, ее недра, леса находятся в исключительной собственности государства, то есть являются достоянием всего народа. Соблюдение правовых норм является конституционной обязанностью всех граждан страны.
  Как же осуществлять экологическое воспитание на занятиях по русскому языку? Для изучения темы «Человек и природа» отводится в 3 классе 20 часов, и мы должны за это время сформировать и закрепить рациональные формы поведения школьников по отношению к природе. Работу начинаем с презентации материала на каждый урок. Во вступительном слове целесообразно сказать об актуальности проблемы охраны природы: «Проблеме охраны природы большое внимание уделяют наша страна. Реализация решения Меджлиса , туркменский народ прилагает все силы и знания, чтобы дары Земли расходовать разумно, в интересах настоящего и будущих поколений. Это стремление нашего народа нашло законодательное закрепление в Конституции Туркменистана . В соответствии с этим документом заботу о природе, о сбережении и приумножении ее богатств берет на себя Туркменское государство, а также вменяется в обязанность его граждан».  
 Далее школьникам предлагается ряд высказываний о природе (с предварительной лексико- фразеологической работой), определяется их основная мысль, идея:
  1. Природные и климатические условия способствовали тому, что за тысячелетия у наших предков сложились традиции особенно бережного отношения к окружающей их природе, которые глубоко отразились на жизненном укладе и быте туркмен, особенностях ведения домашнего хозяйства, их обычаях, обрядах и самобытной культуре.

Исконные принципы взвешенного, мудрого отношения к уникальной природе родного края , глубоко войдя в сознание нации, сформировали своеобразный подход к решению возникавших экологических проблем.
                                                                         Президент Туркменистана  Гурбангулы Бердымухамедов.
  2.Любовь к родной стране невозможна без любви к природе.
                                                                                                           К.Паустовский.
  3. Если наши прекрасные звери и птицы перестанут существовать, жизнь сразу станет скучной и бесцветной.
                                                                                                                      Д.Неру.
  4. Берегите эти земли, эти воды,
      Даже малую былиночку любя,
      Берегите всех зверей внутри природы,
      Убивайте лишь зверей  внутри себя!        
                                    Е. Евтушенко.
  5. Если один человек оставляет в лесу след, то сто человек оставляют тропу, а тысяча – пустыню.
                                                                                                  Народная мудрость.  

       Эти высказывании должны служить как бы «информацией к размышлению», следует предложить выучить два – три высказывания на выбор.
 Необходимым условием для формирования у школьников любви, бережного отношения к природе является выработка умения видеть прекрасное в самых обычных является природы. С этой целью предлагалось школьникам вспомнить туркменские народные приметы, пословицы и поговорки о явлениях природы. Например:
Если на небе радуга – жди ясного дня. Была бы водица, а зелень зародится. И др. Затем называются русские народные приметы: Если апрель с водой, жди май с травой. Если лето сухое, жаркое, то зима малоснежная, морозная.  Если ночью был иней – днем снег не выпадает. Если звезды сильно блестят: зимой – к морозу, летом – к жаре. Если птицы садятся на верхушки деревьев, - жди теплой погоды.   Обращаю внимание школьников на то, что законы природы и туркменский и русский народы передают кратко, в поэтичной форме. Наблюдая за явлениями природы, люди познавали окружающий мир. Пропаганда ценностей природы и бережного отношения к ним способствует повышению уровня экологических знаний, формированию потребности в общении с природой, выработке сознательных норм поведения по отношению к ней. Уровень определенного экологического сознания школьников можно выявить при помощи бесед. Если работа проводится в форме беседы, то каждый ответ школьников дополняется, уточняется товарищами, комментируется учителем. Вот примерные вопросы бесед:
1. Участвовали ли Вы в озеленении территории нашего села или школы? Сажали ли Вы когда – нибудь деревья, цветы?
2.Являетесь ли Вы или Ваши родители членами Общества охраны природы?
3. Что означает слово юннат?
4. Какие произведения писателей и поэтов об охране природы Вы знаете или читали?
5. Какие Вы смотрели кинофильмы на эту тему?
6. Какие Вы знаете заповедники, расположенные на территории нашей страны?
7. Любите ли Вы отдыхать на лоне природы? В какое время года? Где?
8. Как Вы думаете, что бы еще помогло дальнейшему улучшению охраны природы?  
  Многие школьники, как правило, говорят, что нужно штрафовать и даже привлекать к уголовной ответственности тех, кто варварски относится к природе. В связи с этим учитель должен сказать о правовых обязанностях граждан, о том, что соблюдение правовых норм является конституционной обязанностью всех граждан Туркменистана. Выполнение этого конституционного положения должно быть осознано и воспринято нашими школьниками.
 Поскольку мы затрагиваем вопросы об отдыхе на лоне природы, будет уместным дать на чтение текст «В парке осенью».
 Сейчас осень. Солнце еще светит ярко. День сегодня теплый, светлый.
 Ученики с учительницей пришли в парк. Здесь очень красиво. В парке растут деревья: клён, акация, тутовник, сосна. Листья на деревьях желтые. Воздух чистый, свежий. Вот подул ветерок. Листья тихо падают на землю.
 Дети собирают листья. Им весело, и они смеются. После прогулки ребята принесли в класс букеты листьев.
После чтения текста проводится вопросно- ответная беседа, в процессе которой осуществляется межпредметная связь. Напоминанию что безудержный сбор больших букетов при огромной армии отдыхающих послужил одной из причин оскудения «цветочных запасов» пригородной зоны Ашхабада. В связи с этим своевременны были решения правительства нашей страны о запрете сбора полевых цветов в пригородных зонах Ашхабада.
  Другим видом работы на занятии может стать написание сочинения-миниатюры по открыткам с картинками природы в разные времена года. На обратной стороне этих открыток напечатаны стихотворения А.С. Пушкина, Е. Баратынского Ф.И. Тютчева, С. Есенина, Г. Эзизова, К. Курбаннепесова и других русских и туркменских поэтов. Подчёркиваю, что наша природа прекрасна, неповторима и многолика во все времена года, она служит источником вдохновения для писателей и поэтов, композиторов и художников.
  Человек и Природа. Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. И как указывал учёный-биолог А. Сладков, - природа обойдется без нас, а вот мы без нее – нет. Природа не может сама себя погубить. Погубить ее можем только мы, люди. Поэтому важно, чтобы люди убедились в необходимости гуманного, любовного отношения к окружающему нас животному и растительному миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....