Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Давлетбаева Алсу Гусмановна

Материал данного урока можно использовать на всех уроках в начальной школе с использованием системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odush_i_neodush_2.docx162.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

2 класс

УМК «Школа России»

Раздел «Части речи»

Автор: Давлетбаева А.Г., учитель 1 квалификационной категории.

Цель: создание организационных и содержательных условий для формирования представления о понятиях «одушевленные» и «неодушевлённые имена существительные».

Задачи: 1) Обучающие: - формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;
- ввести в познавательную деятельность и активный словарь учащихся терминов: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно;
- классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные через практическую деятельность.

2) Развивать внимание, мышление, устную связную речь, орфографическую зоркость через технологии сотрудничества, проблемного обучения;

3) Воспитывать стойкий интерес к предмету, формировать потребности писать грамотно через игровую технологию.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный.

Ход урока

I.Организационный момент

Учитель: Ребята, как вас ласково дома называют родители? (зая, любимый, солнышко). Вы знаете, что в каждом из нас, живёт своё «солнышко»! Давайте откроем её! Поиграем в игру «Солнышко»

(Звучит расслабляющая музыка. Участники встают в круг, учитель предлагает, передавая желтый мячик друг-другу говорить следующее «Солнце какое?»: Круглое, доброе, желтое, теплое, жаркое и т.д.)

Учитель: Я хочу, чтобы вы подарили друг-другу, мне и нашим гостям свое солнечное настроение! (Дети проговаривают: Желаю удачи себе, желаю удачи тебе, желаю удачи всем!). 

Учитель: садитесь на свои места.  напишем зрительный диктант.

II. Минутки чистописания

Зрительный диктант по методике Федоренко. На доске записано предложение.

Светит яркое солнце. 

(ученики в течение определённого времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов).

Подчеркните грамматическую основу. А теперь поменяйтесь тетрадями и оцените работу у соседа. Поднимите руки, кто правильно написал словарное слово-солнце? Кто правильно смог определить грамматическую основу предложения?

3.Актуализация знаний. Открытие нового знания (цель и тема, способ, план, средство).

Учитель: солнышко подарило Вам лучики, но они непростые, а с заданиями. Определите, какой частью речи являются эти слова? Почему? Поставьте вопросы словам.

Медведь, крапива, дятел, февраль, муха, молоток, ветер, учитель, чайник, Иван, парта, библиотекарь, друг, радуга.

На доске учитель прикрепляет вопросы кто и что (основа ромашки), дети выходят прикрепляют лучики. (Слова, которые отвечают на вопрос кто на первую ромашку, слова, которые отвечают на вопрос что на вторую ромашку).

Учитель: солнце согрело лучиками вот и появились ромашки! Посмотрите на первую ромашку, какие слова там написаны? (Медведь, дятел, муха, учитель, Иван, библиотекарь, друг) Что объединяет эти слова? (Эти существительные обозначают живой предмет. Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями. У них есть душа, эти слова отвечают на вопрос кто? Как называются такие существительные? (Одушевленные) Учитель прикрепляет слово одушевленные. В какую группу можно объединить слова: медведь, дятел, муха? (животные). (Учитель прикрепляет снизу табличку слово животные.) А в  какую группу можно объединить слова: учитель, Иван, библиотекарь, друг? (Учитель прикрепляет снизу табличку слово люди.) 

  • Ребята, а на какой вопрос отвечают существительные второй ромашки? (Что?) В какую одну большую группу можно объединить слова: крапива, февраль, молоток, ветер, чайник, парта, радуга. Что они обозначают (обозначают неживой предмет). (Учитель прикрепляет снизу табличку неживые предметы) (Учитель уточняет, что крапива – это - растение, хотя растения и относятся к живой природе, но слова, называющие растения, отвечают на вопрос Что? Дело в том, что наши предки считали живым только то, что ходит, бегает, плавает, летает.) Может уже кто-то из вас знает, как называются такие существительные? (Неодушевленные). Давайте вместе проговорим эти слова по слогам.
  • Чем отличаются слова первой ромашки от второй? (В первой ромашке существительные, которые отвечают на вопрос: кто? обозначают людей и животных, во второй - на вопрос: что? Они обозначают неживой предмет).
  • Какая сегодня тема урока? (Одушевленные и неодушевленные имена существительные) 

- Я предлагаю вам самим дать определение одушевленным и неодушевленным словам. Посмотрите внимательно еще раз к доске и ответьте на вопрос, что такое одушевленные имена существительные? (Имена сущ., отвечающие на вопрос   КТО? называются одушевленными. Они обозначают людей и животных).

- Что такое неодушевленные имена существительные? (Имена сущ., отвечающие на вопрос   ЧТО? называются неодушевленными, обозначают неживые предметы ).

4. Первичное закрепление. 

Учитель: Рассмотрите картину. Найдите одушевленные и неодушевленные существительные.

Проверим. Одушевлённые предметы, отвечающие на вопрос кто?

Лиса, ёжик, черепаха, белка, стрекоза.

Неодушевлённые предметы, отвечающие на вопрос что?

Мост, трава, ромашка, яблоня, куст, грибы, земляника, дорога.

Продолжите предложения.

В лесу живут: …. Лиса, еж, черепаха, белка, стрекоза. (На какой вопрос отвечают данные слова?) (Кто?)

В лесу растут:… ромашки, яблони, кусты, грибы. . (На какой вопрос отвечают данные слова?) (Что?)

5. Включение в систему знаний и повторение.  

1) Задание ИКТ. (Интерактивная игра "К ёжику на помощь" по русскому языку для 2 класса, УМК "Школа России". Ресурс создан в программе Microsoft Office PowerPoint 2010, с применением технологического приема "Лабиринт").

Цель: нахождение одушевленных и неодушевленных имен существительных. 
Задачи: находить одушевленные и неодушевленные имена существительные; развивать мышление, внимание, память; прививать интерес к предмету. 

2) Закрепление. Найдите «лишнее» слово. (устно)

Кошка,   бокал, черепаха,

Туфли, тапочки, сапожник,

Лук, кабанчик, кабачок,

Платье, швея, пиджачок.

3) Игра «маска». (Дети одевают маски). Если назову одушевленное имя сущ. –руки вперед вытягиваем, если неодушевленное - поднимаем вверх.

Одежда, лисица, корова, тарелка,  малина, осина, яблоня, девочка, город, земляника.

4) Образуйте от данных неодушевленных существительных одушевленные:

БИБЛИОТЕКА -  …

УЧЕНИЕ - …

ЛЕС - …

МУЗЫКА - …

МОСКВА - …

ГРИБ –

ЗАЩИТА –

ПОМОЩЬ -

6. Итог. Продолжи фразу

  • Сегодня на уроке я познакомился с …
  • Одушевлённые имена существительные обозначают…
  • Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…

Рефлексия

А теперь оцените с помощью смайликов свою работу на уроке:

я понял новый материал, умею распознать одушевленные и неодушевленные имена существительные (зеленый смайлик);

я понял новый материал, но надо ещё тренироваться (желтый смайлик);

я не понял, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные (красный смайлик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Конспект урока русского языка во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок русского языка с применением системно-деятельностного подхода с дидактическим материалом для работы в парах и группах....

Конспект урока "Одушевленые и неодушевленные имена существительные"

Тема урока:  Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.Тип урока: урок открытия новых знанийЦели для учителя: создать условия для знакомства с понятием  одушевленности ...

конспект по русскому языку 2 класс "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"

Тема: "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» 3 класс

Урок формирует умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, развивает память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, воспитывает любовь к Родине, к русскому языку....

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....