Конспект урока по русскому языку по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кукушкина Елена Юрьевна

Урок формирует умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, развивает память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, воспитывает любовь к Родине, к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ur._odush_i_neodush_sushch._3_kl.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку по теме:

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

 3 класс

Цели:

  • дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов;
  • формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
  • развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к Родине, к русскому языку.

                                                                 Ход урока:

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Организационный и

мотивацион

 ный

Актуализация знаний

-Здравствуйте, ребята.

-Тихо садимся, проверяем свою посадку.

Эпиграфом к уроку предлагаю слова Сабира Абдуллы:

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом.

-Как понимаете смысл четверостишия?

-О какой награде говорит автор?

-Почему каждому из нас необходимо знать русский язык?

-Я уверена, что каждый сегодня получит новые знания, а это и будет нашей главной наградой.

-Начинаем работу с актуализации ваших знаний.

  1. Словарная работа

-Сегодня нужно запомнить написание 6 словарных слов, а затем в тетрадь их записать по памяти.

Баран, гараж, газета,

Пальто, завод, ракета.

- Какая общая орфограмма объединяет эти слова?

-Записать слова, поставить ударение и подчеркнуть орфограмму.

-Предлагаю оценить аккуратность выполнения и правильность написания по принципу трёх цветов: зелёный –всё хорошо, легко; жёлтый – немного затрудняюсь, есть ошибки; красный – трудно, нужна помощь.

Итог: Молодцы!

  1. Сегодня Мозговой штурм проведем в виде ТЕСТА.
  1. Существительное- это:
  1. Самостоятельная часть речи
  2. Служебная часть речи
  1. Имена существительные обозначают:
  1. Признак предмета
  2. Предмет
  1. Имена существительные отвечают на вопросы:
  1. Что? Что делает?
  2. Кто? Что?
  1. Укажите имена существительные:
  1. Мороз, далеко, смотрит
  2. Яблоки, сапоги, глаза
  1. Выдели строчку имен собственных:
  1. Коля, Вероника, Алина

б) Антон, Кошка, Мама

Проверка: а, б, б, б, а.

-Предлагаю оценить вашу работу по принципу трёх цветов: зелёный –всё хорошо, легко; жёлтый – немного затрудняюсь, есть ошибки; красный – трудно, нужна помощь.

Итог: Молодцы, справились с задачей.

Приветствуют учителя

Формулируют

-Знание русского языка

Один ученик у доски.

  • Это имена существительные.
  • Безударный гласный звук (а)

Каждый осмысливает,

записывает в тетрадь только букву правильного ответа.

На доске появляется «Паучок понятий»

Имя существительное

Самостоятельная часть речи

Предмет

Кто? Что?

Имя собственное

Работа в паре

-Прочитайте слова на карточках:

кот, самолёт, пальто, отец, мышка.

-Работая в паре, распределите слова в две группы.

-Представьте свои группы слов. Объясните, по какому принципу делили? Что заметили особенного?

-Оцените свою работу на данном этапе по принципу «трёх цветов»

Это имена существительные.

Договариваются, распределяют.

Отвечают, аргументируют.

Слово «МЫШКА» записана в двух столбиках.

Оценивают, аргументируют.

Целеполагание

-Предположите, как называется ТЕМА сегодняшнего урока?

-Чему будем учиться по этой теме?

Заполнить «Паучок понятий»

-Давайте уточним главный вопрос на который нам нужно ответить? (в учебнике)

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Как определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Поиск решения

-Чтобы на него ответить, нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.

1.Нахожу имя существительное

2. Ставлю в начальную форму

3. Задаю вопрос кто? или что?

4. Определяю, обозначает живой или неживой предмет.

Закрепление найденного способа

  • Упражнение №15 в учебнике.

.

Выполняем упражнение в тетрадях.

Проверка написанного.

-Оцените свою работу на данном этапе.

Прочитывают

Делятся впечатлениями

Оценивают, если у ребёнка затруднение, учитель работает с ним индивидуально.

Работа в группах

  • Выполните задание ПО КАРТОЧКЕ в группе, кто готов поднимет смайлик.

Игра «Волшебные превращения»

  • коса;
  • мак;
  • капля;
  • сон.

Прочитайте слова.

  • Что у них общего?
  • Какой вопрос зададим к этим словам? 
  • Какие это имена существительные?

Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?

  • коза;
  • рак;
  • цапля;
  • сом.

-Как назовем одним словом?

Запишите получившиеся слова.

-Оцените работу группы на данном этапе смайликом.

(Что?)

Неодушевленные

Это животные-Одушевленные существительные.

Самостоятельная дифференцированная  работа

- Перед вами на столе карточки с заданием разной степени сложности. Выполните задания в тетради.

Карточка №1

Спиши, подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка № 2

Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Девочка смотрит в окно и любуется красотой! На солнце сверкает иней. Вот пролетела синичка.

На ветке нахохлился воробышек.

Оцените свою работу.

Выбирают, выполняют индивидуально

Оценивают

Итог и рефлексия

 -Каков был главный вопрос нашего урока?

- Нашли ответ на него?

-У кого к концу урока стало больше ЗЕЛЁНЫХ кружочков на полях? МОЛОДЦЫ!

  • Кому было легко на уроке и он может помочь другим    покажите улыбающийся смайлик.
  • - Кому трудновато, еще нужно потрудиться – удивленный смайлик.
  • - Кто не понял данную тему и просит помощи – грустный смайлик.

Вспоминают, называют

Как определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Д.з.

Стр. 12,упр.16 .





КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ

1.Прочитайте слова на карточке:

 кот, самолёт, пальто, отец, мышка

2.Распределите слова в две группы и запишите их в тетради в столбики.

Объясните, по какому принципу делили?

Что заметили особенного?

КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ

1.Прочитайте слова на карточке:

 кот, самолёт, пальто, отец, мышка

2.Распределите слова в две группы и запишите их в тетради в столбики.

Объясните, по какому принципу делили?

Что заметили особенного?

КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ

1.Прочитайте слова на карточке:

 кот, самолёт, пальто, отец, мышка

2.Распределите слова в две группы и запишите их в тетради в столбики.

Объясните, по какому принципу делили?

Что заметили особенного?

КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ

1.Прочитайте слова на карточке:

 кот, самолёт, пальто, отец, мышка

2.Распределите слова в две группы и запишите их в тетради в столбики.

Объясните, по какому принципу делили?

Что заметили особенного?

КАРТОЧКА ДЛЯ ГРУППЫ

Игра «Волшебные превращения»

Прочитайте слова.

  • коса;
  • мак;
  • капля;
  • сон.

Какой вопрос можно задать к этим словам?

Какие это имена существительные?

Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос Кто? Запишите:

коса

мак

капля

сон

Какие имена существительные получились?

КАРТОЧКА ДЛЯ ГРУППЫ

Игра «Волшебные превращения»

Прочитайте слова.

  • коса;
  • мак;
  • капля;
  • сон.

Какой вопрос можно задать к этим словам?

Какие это имена существительные?

Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос Кто? Запишите:

коса

мак

капля

сон

Какие имена существительные получились?

Карточка №1

Спиши, подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка №1

Спиши, подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка №1

Спиши, подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка №1

Спиши, подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка №1

Спиши, подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка №1

Спиши, подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка № 2

Спиши, подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Девочка смотрит в окно и любуется красотой! На солнце сверкает иней. Вот пролетела синичка. На ветке нахохлился воробышек.

Карточка № 2

Спиши и подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Девочка смотрит в окно и любуется красотой! На солнце сверкает иней. Вот пролетела синичка. На ветке нахохлился воробышек.

Карточка № 2

Спиши и подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Девочка смотрит в окно и любуется красотой! На солнце сверкает иней. Вот пролетела синичка. На ветке нахохлился воробышек.

Карточка № 2

Спиши, подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Девочка смотрит в окно и любуется красотой! На солнце сверкает иней. Вот пролетела синичка. На ветке нахохлился воробышек.

Карточка № 2

Спиши и подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Девочка смотрит в окно и любуется красотой! На солнце сверкает иней. Вот пролетела синичка. На ветке нахохлился воробышек.

Карточка № 2

Спиши и подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Девочка смотрит в окно и любуется красотой! На солнце сверкает иней. Вот пролетела синичка. На ветке нахохлился воробышек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Конспект урока по русскому языку на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Предмет: русский язык.Класс: 3 «а»Тема урока: Одушевленные  и неодушевленные имена существительные.Цели урока: формировать умение распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные....

Конспект урока по русскому языку на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Предмет: русский язык.Класс: 3 «а»Тема урока: Одушевленные  и неодушевленные имена существительные.Цели урока: формировать умение распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные....

Карточка по русскому языку по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Данный материал можно использовать для для проверки темы "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" во 2 классе....