Открытый урок во 2 классе " Сочетание синонимов с другими словами"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сидоренко Лариса Николаевна

Урок может быть использован в качестве показательного на конкурсах педагогического мастерства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сочетание синонимов со словами78 КБ

Предварительный просмотр:

 

Цель: создать условия для развития умения систематизировать знания о синонимах, распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи.

Задачи:

Образовательные:

- моделирование ситуаций, описанных в тексте,

- создание условий для развития у учащихся умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

- находить синонимы в тексте;

- продолжать учиться работать со словарём;

- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

-проявление интереса к новому содержанию занятия;

-  проявление любознательности к изучаемому материалу;

-формируем умение  высказывать самые простые правила.

Регулятивные  УУД:

- формируем умение определять цель деятельности на уроке;

- формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- формируем умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы;

- формируем умение определять основную мысль текста;

- формируем умение на основе анализа делать выводы;

- формируем умение устанавливать аналогии;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД: 

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

- находить синонимы в тексте;

- подбирать синонимы к словам;

- продолжать учиться работать со словарём;

- редактировать текст, отдельные предложения.

Тип урока: урок формирования закрепления предметных навыков, овладения предметными умениями.

Этапы

урока

Цель этапа

Деятельность  учителя

Результат

1. Организационный момент.

Формирование самооценки готовности  к уроку

- Громко прозвенел звонок, готовы вы начать урок?

Проверим, всё ль у нас в порядке:

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Психологический настрой.

Создание положительного эмоционального фона

Сегодня у нас c вами урок, у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.  

- Пятиминутка жужжащего чтения по методике В.Н. Зайцева.

Включение детей в  активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

 2.Актуализация знаний

(подводящий диалог).

 Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

 Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

На прошлой неделе я случайно услышала спор между мальчишками одного класса. Что стало причиной спора, вы узнаете, если послушаете шуточное  стихотворение

У паренька сбылась МЕЧТА
Пришел служить он в роту.
Теперь стреляет: "Тра-та-та!"
Из пушки, миномета.
Недавно служит паренек,
Но самый лучший он стрелок.
- Один ученик говорил, что это ЖЕЛАНИЕ(желал же служить в армии), другой утверждал, что это МЕЧТА.(т.к.он и сам мечтает быть военным)

- Как вы считаете, почему возник спор? Можем ли мы, его разрешить? Желание и мечта – слова, близкие по смыслу). Это…...синонимы

- Какое слово спряталось в слове мечта? (меч)

- Что вам представляется, когда слышите или произносите слово – мечта?

- Какое слово спряталось в слове мечта? (меч)

- Какие ассоциации возникли, связанные со словом меч?

- Да, за мечту нужно бороться – но бороться не с кем-то, а со своей ленью, со слабой силой воли, к мечте надо стремиться – иметь багаж знаний.

 

Актуализируются ранее полученные знания, необходимые для понимания новой темы.

3.Введение в тему урока и постановка учебной проблемы.

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

.

- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Какой будет цель урока?

(Повторить то, что мы уже знаем о синонимах, расширить свои знания, получив новую информацию).

- Давайте вспомним, что мы знаем о синонимах.

1. Синонимы – слова, близкие по значению, но разные по звучанию.

2. Синонимы – слова, имеющие несколько значений.

5. Синонимы – слова, отвечающие на один  и тот же вопрос. Ответ- на доске ВИДЕО СИНОНИМЫ

Да или нет-Кто выбрал всё правильно – балл на яблочко.

 Проявлять интерес к новому содержанию,

 понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя.

Иметь представление о неизученном предметном содержании

и способах его применения.

- Мы выяснили, что нам известно о синонимах.

А тема урока: синонимы в тексте.

- Давайте вспомним, что мы знаем о тексте. Назовите номера верных утверждений. 1. Текст, состоит из нескольких предложений.

2. Заголовок не связан с текстом.

3. Текст имеет начало.

4. Предложения в тексте не связаны по смыслу.

Назовите номера верных утверждений.

Вы согласны? Поставьте себе балл.

- Сегодня на уроке будем работать с синонимами, разбираться, зачем они нужны в речи, будем учиться находить синонимы, грамотно использовать их в речи.

4.Изучение нового учебного материала.

а) работа с учебником, упр. 1 (ученик на доске, весь класс самостоятельно)

а) работа с учебником, упр. 2

 Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

 Решать проблему с помощью выбранного метода.

 1. Наблюдение над значением синонимов.

- Что общего у слов:

Опрятный, чистый, аккуратный. (прилаг, окончание ый, м.р., близкое значение - синонимы)

- Когда в речи используем слово – опрятный (говорим о внешнем виде);

- Слово – чистый (не имеющий грязи);

- Слово – аккуратный (соблюдающий во всём порядок).

- Используя слова-синонимы составьте словосочетания со словом рисунок. (аккуратный рисунок)

- Что заметили? (слова опрятный и чистый не подходят)

- Почему?

- Чем отличаются слова? (называют схожие, но не одинаковые признаки). Например, друг – приятель.

 

Вывод: значение синонимов не всегда совпадает. Часто синонимы отличаются оттенками значений. (На доске)

 

·         Составление и запись предложения с одним из слов - синонимов.

 

Проявлять интерес к новому содержанию занятия,

 понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Физминутка.

Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых

        Разминка для глаз

Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

а) Работа по учебнику (упражнение 3).

б) Работа в парах по карточке.

в) Формулировка вывода.    

Решать типовые задания.

Закреплять способ их решения.

Дифференцированная работа.

В типографии, где печатают книги, газеты, журналы, работает человек, профессия которого называется редактор. Кто знает, чем занимается редактор?  

Перед тем, как любой текст попадает в печать, его тщательно редактируют, исправляют.

Сейчас, каждый из вас будет в роли редактора.

4. Работа с упражнением.

 Прочитай группы слов-синонимов. Подумай, в каких случаях мы употребляем то или иное слово. Правильно ли использованы слова в предложениях? Почему? Исправь ошибки.

  1. умолять, просить, клянчить.

Миша клянчил у учительницы, чтобы его спросили на уроке.

  1. хихикать, гоготать, смеяться, хохотать.

Вера с Ниной тихонько гоготали над ним.

  1. рыдать. выть. реветь, плакать.

Саша забил гол и выл от счастья.

Работаем в парах. Редактируем на карточке 

Маша рассказала нам о своём летнем отдыхе.  Сначала Маша рассказала о поездке на дачу.  Потом Маша рассказала про путешествие на машине в Крым.  Маша рассказала о  горах и о Чёрном море.  Маша рассказывала целых полчаса.  

  Нужно зачеркнуть повторяющееся слово и заменить его синонимом.

- Какой вывод, мы можем сделать из этого упражнения?

- Синонимы, помогают избежать повторов, сделать нашу речь красивой и насыщенной.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

 г) Работа в группе (учебник, упражнение 4).

Организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности

- Продолжаем работать редакторами. Сейчас мы работаем в группе. (На карточках слова- синонимы. Задача детей в паре найти слова синонимы и приклеить. (КАРТОЧКИ РАЗДАЮ В НАЧАЛЕ УРОКА)

грустный                печальный

умный                     нежный

красный                 мощный        

сильный                 мудрый

ласковый                алый

Проверка:  

грустный        печальный

умный             мудрый

красный           алый

сильный           мощный

ласковый         нежный

6.Подведение итогов урока.

 Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений.

- Давайте подведём итоги.

Чему мы учились на уроке?

Вы работали самостоятельно, в парах, в группах.

Какое задание оказалось для вас самым трудным?

А какое, самым лёгким.

Как вы думаете, а где мы можем применить новые знания?

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

7.Самооценка своей работы. Домашнее задание.

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. 

Давайте посчитаем баллы, которые вы набрали и оценим свою работу на уроке.

И соберем урожай яблок

Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сочетание антонимов с другими словами"

Урок по УМК "Начальная школа XXI века" во 2 классе по русскому языку...

Сочетание антонимов с другими словами 2 класс (УМК "Школа 21 века")

Данная презентация разработана на основе презентации Кашиной Ольги Николаевны http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/06/03/urok-russkogo-yazyka-vo-2-klasse-po-teme-slova-antonimy...

План-конспект урока русского языка "Сочетание синонимов с другими словами"

Конспек урока разработан для учащихся 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Сочетание синонимов с другими словами» - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века»)

Тип урока: общеметодологической направленности. Цель урока: обобщение и систематизация знаний о синонимах, закрепление умения сочетать синонимы с другими словами.  Задачи урока: Ди...