Урок русского языка " Сочетание синонимов с другими словами" 2 класс Начальная школа XXI века
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

metodbez17

Урок русского языка 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.yaz_2_klass._bezenchuk.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  во 2 классе

Тема:  Сочетание синонимов с другими словами

Цели:  учить подбирать синонимы к словам;

            закреплять понятие о словах – синонимах;

            обогатить речь детей;

             развивать самостоятельность, внимание;

             наблюдать над значением слов.

Оборудование:  интерактивная доска;

                             ноутбуки с мышью,

                             индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

I Психологический настрой.

- Ребята, повернитесь друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте и улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы.

II Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня урок у нас необычный. Мы отправляемся в город «Словарик»

Во время нашего путешествия мы закрепим понятие о словах – синонимах, будем наблюдать над значением этих слов, учиться подбирать синонимы к словам.

III Словарная работа.

Чтобы найти нам нужную улицу, выполним  задание.

 Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их написание.

СТ_ЛИЦА,   НОД,    ВТОРН_К,    М_Л_КО,    _ДНАЖДЫ.

( Включаю слайд. Два мальчика рассказывают о словах синонимах)

IV Работа по теме урока.

1. Повторение понятия « синонимы».

-На какую улицу мы с вами попали? ( На улицу синонимов)

- Какие слова мы называем синонимами?

- Найдите слова синонимы в стихотворениях.

Мы с приятелем вдвоем

Дружно, весело живем

Я иду… и он шагает

Я смеюсь, хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалиться со мной

- Можно ли слова грустно, печалиться назвать синонимами? Почему?

Следующее стихотворение:

Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят

Колокольчики звенят.

2. Признаки синонимов. ( Принадлежность к одной из частей речи)

- Прочитайте слова,  записанные на доске.

ДРУГ, ТОВАРИЩ, ДРУЖЕСКИЙ, ПРИЯТЕЛЬСКИЙ, ПРИЯТЕЛЬ.

 - Все ли слова являются синонимами? Почему?

( Нет. В данном случае встретились однокоренные слова.)

- На какие две группы можно разделить  их?

друг                         дружеский

товарищ                 товарищеский

приятель                приятельский

- По какому признаку вы разделили слова? ( На существительные и прилагательные)

- Прочитайте существительные. Можно ли их назвать словами синонимами?     ( Да)

Прилагательные разберите по составу.

V Физкультминутка.

Вверх рука

И вниз рука

Потянули их слегка

Быстро поменяли руки

нам сегодня не до скуки

Выполняем приседанье

Это трудное заданье

Тренируем мышцы ног

сколько раз присел дружок.

Головой вращаем плавно

Смотрим влево. Смотрим вправо.

Рассмотрели потолок

И за парты все вернулись

Продолжается урок

3. Наблюдение над сочетаемостью слов – синонимов и использованием их в речи.

Зачем синонимы в нашей речи?

Синонимы помогают разнообразить нашу речь, передать различные оттенки того, о чем мы хотим сказать. Чтобы точно выражать свои мысли, люди используют близкие по смыслу слова. В нашем языке их много.

4. Работа с упражнением.

 Прочитай группы слов-синонимов. Подумай, в каких случаях мы употребляем то или иное слово. Правильно ли использованы слова в предложениях? Почему? Исправь ошибки.

  1. умолять, просить, клянчить.

Миша клянчил у учительницы, чтобы его спросили на уроке.

  1. хихикать, гоготать, смеяться, хохотать.

Вера с Ниной тихонько гоготали над ним.

  1. рыдать. выть. реветь, плакать.

Саша забил гол и выл от счастья.

VI Повторение .

- Пора возвращаться нам в класс.

Игра « Найди мне пару»

 (На карточках слова- синонимы. Задача детей в паре найти слова синонимы и приклеить. Работа идет в паре.   6 учеников выполняют на компьютере)

грустный                печальный

умный                     нежный

красный                 мощный        

сильный                 мудрый

ласковый                алый

Проверка:  

грустный        печальный

умный             мудрый

красный           алый

сильный           мощный

ласковый         нежный

VII Итог

 Чему мы учились на уроке?

 Для чего нужны синонимы?

VIII Д/З стр. 48 упр. 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Склонение имен существительных" План-конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" автор учебника Иванов С.В.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учит самостоятельно определять цель урока, выводить алгоритм необходимых действий, действовать по намеченному плану, определять гр...

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных

Новикова Н.Н.,учитель начальных классов,МБОУ Гимназия № 5 г.Белгорода Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных...

Разработка урока по русскому языку. "Слова-синонимы" 2 класс. УМК "Начальная школа ХХI века".

Разработка представлена технологической картой и презентацией. Урок построен с использованием технологий системно-деятельностного подхода: проблемное обучение, работа в группах, самоанализ и самооценк...

План-конспект урока русского языка "Сочетание синонимов с другими словами"

Конспек урока разработан для учащихся 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая....

Конспект урока русского языка «Прилагательные – синонимы и прилагательные - антонимы» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений правильно употреблять имена прилагательные в речи;  формирование представления о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне....