Разработка урока по русскому языку. "Слова-синонимы" 2 класс. УМК "Начальная школа ХХI века".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Разработка представлена технологической картой и презентацией. Урок построен с использованием технологий системно-деятельностного подхода: проблемное обучение, работа в группах, самоанализ и самооценка; здоровьесберегающих, игровых и информационно-коммуникативных технологий. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 64.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока русского языка Нестеровой Татьяны Владимировны, учителя начальных классов ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель | |
Класс | 2 |
Предмет | Русский язык |
Тема урока | Слова - синонимы |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель | Создание условий для ознакомления с понятием «синонимы»; способствовать развитию умения находить сходство и различие слов-синонимов |
Задачи | Образовательные:
Воспитательные:
|
Планируемые результаты | Предметные: Владеют понятием «синонимы»; находят сходства и различия слов-синонимов Метапредметные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и материалом урока; Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца |
Формы урока | фронтальная, индивидуальная, групповая |
Ресурсы | Основные: учебник С.В.Иванова «Русский язык» 2 кл. 2-ая ч. Дополнительные: Словарь С.И. Ожигова «Словарь русского языка», «Академия младшего школьника: 1-4 класс» Программно-методический комплекс для компьютерной поддержки учебного процесса в 1-4 классах начальной школы по основным предметам: Обучение грамоте; Русский язык; Математика; Окружающий мир. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, карточки с заданием, таблички с текстом, сигнальные карточки. |
Используемые технологии | Технологии деятельностного обучения: проблемная ситуация, открытие новых знаний в результате совместной деятельности учителя и учащихся, самопроверка, самооценка, работа в группах; здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные технологии, уровневая дифференциация. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Приветствуете учащихся, создаёт позитивный настрой. - Вот опять звенит звонок, начинается урок! Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе. - Молодцы! Садитесь на свои места. Запишите «старательно» в тетрадях число, выполните минутку чистописания (образец на доске и в тетрадях). Самые правильные и красивые на ваш взгляд буквы отметьте знаком «+» красным карандашом. - В стране родного языка Не всё известно нам пока. Работать мы сейчас начнём И сами до всего дойдём. - Я хочу вам пожелать получить новые знания, вспомнить и применить всё, что вы уже знаете и умеете. | Приветствуют учителя, произносят хором правило «Будем стараться!». - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! Выполняют минутку чистописания, осуществляют самооценку, сравнивая с эталоном. | (Личностные УУД) Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. (Регулятивные УУД) Нацеливание на успешную деятельность.
(Коммуникативные УУД) Планировать учебное сотрудничество, позитивный настрой на совместную деятельность. |
II. Актуализация знаний | 1. Словарная работа Организует проведение словарной работы, ведёт побуждающий подводящий диалог. - На какие группы можно разбить слова? (Однажды, сорока, зима, январь, весёлый) (Слайд № 2) - К какой из этих групп относятся следующие слова? (Ребята, одежда, мороз) - Почему? - Запишите новые словарные слова в словарики, постарайтесь запомнить их написание.
- Придумайте с одним из слов предложение. Самые интересные запишем. - Можно ли записанные предложения назвать текстом? Почему? - А что такое текст? - Прочитайте то, что написано на слайде. (Слайд №3) - Это текст? - Всё ли в этом тексте вам нравится? Что портит текст, делает его однообразным? (Слайд № 4) - Что нужно сделать, что бы текст стал выразительным? - Подберите родственные слова к слову «ребята». - Помогут ли родственные слова решить проблему? - Можно ли заменить другими словами слово «ребята»? Какими они должны быть? (Слайд № 5) - Как называют эти слова? | Отвечают на вопросы учителя, записывают и запоминают новые словарные слова, составляют и записывают предложения (по выбору). Читают текст, анализируют его в соответствие с заданием. - Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и словарные слова. - К словарным словам. - Нельзя подобрать проверочное слово, надо запомнить написание наизусть. (Ответы обучающихся, выбор и запись предложений в тетради с комментированием) - Нет, потому что предложения не связаны по смыслу. - Несколько предложений, связанных по смыслу – текст. - Да, это – текст. - В этом тексте несколько раз повторяется слово «ребята». Текст не выразительный. - Изменить слова, написать другие. - Ребячий, ребятишки, ребятки. - Нет, не совсем. - Похожими (близкими) по значению: дети, малыши, ребятишки, детвора. (Варианты ответов: - Не знаем; - Синонимы.) | (Личностные УУД) Выражать положительную мотивации к учению, осознавать успешность (не успешность) в рамках изученного. (Регулятивные УУД) Принимать и сохранять учебную задачу. (Познавательные УУД) Уметь осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, ориентироваться в своей системе знаний. (Коммуникативные УУД) Уметь оформлять мысли в устной форме - полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнения, учитывать разные мнения. |
III. Постановка учебной задачи (проблемный момент) | Направляет на постановку учебных вопросов, темы урока. - У нас возникла ещё одна проблема. Итак, выскажите предположение, о каких словах мы будем сегодня говорить? - Тема сегодняшнего урока : Слова –синонимы.(Табличка на доске) - Что бы вы хотели узнать о синонимах? Какие вопросы поставим перед собой? (Таблички с вопросами выставляются на доске: 1.Что такое синонимы? 2.Зачим нужны синонимы? 3.Какие бывают синонимы? Чем они различаются?) | Формулируют учебную задачу в виде вопросов. (Варианты ответов: - О словах, близких по значению; - О синонимах.) (Варианты ответов: -Хотим узнать, зачем нужны синонимы; - Что такое синонимы?; - Какие бывают синонимы? и др.) | (Личностные УУД) Иметь устойчивую учебно-познавательную мотивации к изучению нового. (Регулятивные УУД) Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не изучали. (Познавательные УУД) Ставить и формулировать проблему. (Коммуникативные УУД) Уметь строить понятные для партнёров высказывания, учитывающие, что они знают, а что нет. |
III. Открытие и усвоение новых знаний и способов действий | 1.Работа в группах Организует работу по группам, корректирует выполнение задания, организует проверку и диалог, подводит к выводу. - Знакомиться с понятием «синонимы» будем, работая в группах. Помните о правилах работы в группе. 1-ая гр. Ищет значение слова «синонимы» в словаре С. Ожигова 2-я гр. Работает с определением и рубрикой «Тайны языка», «Из истории языка» в учебнике стр.43 3-ая, 4-ая, 5-ая гр. Работают по карточкам (вставить слова близкие по значению в обсуждаемый текст) - Отвечает 1-ая гр. Один от группы. - Отвечает 2-ая гр. - Обратимся к таблице с вопросами урока. Сделаем вывод: что такое синонимы? (Выставляется табличка: Синонимы – это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос) - Послушаем варианты текстов, подготовленные 3-ей, 4-ой, 5-ой группами. Удалось ли сделать текст более ярким, интересным? - Зачем же нужны синонимы? (Выставляется табличка: Синонимы делают текст более ярким, выразительным) | Принимают учебную задачу, работают в группах. Отвечает один человек от группы. Формулируют выводы. - Синонимы – слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос. - Синонимы нужны, чтобы сделать текст более понятным, ярким, интересным. | (Личностные УУД) Применять правила делового сотрудничества. (Регулятивные УУД) Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве. (Познавательные УУД) Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение. (Коммуникативные УУД) Учитывать разные мнения. Уметь обосновать собственное мнение. |
2) Работа по учебнику. Сходство и различие синонимов. Организует выполнение упр.1, организует диалог, подводит к выводу. - Прочитайте задание упр.1. Как вы его поняли? - Рассмотрите рисунки, назовите слова, обозначающие действия. - Как можно назвать эти слова? -Что объединяет эти слова? - Чем они различаются? Если вам трудно выразить мыль, прочитайте материал рубрики «Обрати внимание». - Поместим табличку с этой информацией на доску. (Выставляется табличка: Синонимы различаются оттенками значений) - Подберите к картинкам синонимы с подходящим оттенком значения. Составим предложения. (Слайды № 6, 7, 8, 9) - Запишите предложение с одним из этих слов.
| Читают задание упр.1. Обсуждают его вместе с учителем, делают вывод. Записывают предложение самостоятельно, по необходимости обращаясь за помощью к учителю. - Это – синонимы. - Они близки по значению. - Они различаются оттенками значений. | (Регулятивные УУД) Планировать и осуществлять действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Познавательные УУД) Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков. (Коммуникативные УУД) Принимать возможность разных позиций и точек зрения на какой-либо предмет. | |
Физминутка | |||
IV. Закрепление знаний и способов действий | 1) Первичное закрепление (Игра «Встреча» (выбор синонима) Электронное пособие «Академия школьника») Организует проведение электронной игры. | Выполняют поочерёдно задание у интерактивной доски. | (Коммуникативные УУД) Способность выражать позитивное отношение к процессу сотрудничества в общем деле. |
2) Работа в парах (по карточкам). Проверка с помощью сигнальных карточек. Организует работу в парах, осуществляет помощь и коррекцию выполнения задания. Организует проверку с помощью сигнальных карточек зелёного и красного цвета. | Читают и выполняют задание по карточкам в парах. Одна пара озвучивает свой вариант выполнения, остальные показывают своё согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек («согласен»- зелёная карточка, «не согласен» – красная карточка) | (Личностные УУД) Применять правила делового сотрудничества. (Регулятивные УУД) Вносить необходимые коррективы в результаты действие после его завершения и проверки. (Познавательные УУД) Проводить сравнение, сериацию по заданному критерию. (Коммуникативные УУД) Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | |
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Самостоятельная работа по вариантам, с последующей взаимопроверкой, самооценкой. Организует работу в парах с последующей взаимопроверкой, самопроверкой и самооценкой. - Хотите ли проверить, как вы усвоили новый материал? - Прочитайте задание упр.2. - Как вы думаете, что мы будем тренировать, выполняя это упражнение? - Выполните задание по вариантам. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность списывания текста и точность выбора синонимов. Исправьте ошибки простым карандашом, обсудите результат с соседом. - Оцените свою работу, поставьте оценку зелёной пастой. (Слайд № 10) | Выполняют работу самостоятельно по вариантам, обмениваются тетрадями, проверяют правильность списывания текста и точность выбора синонимов, в парах обсуждают ошибки, оценивает свою работу: «5» - без ошибок, «4» - одна ошибка, «3» - 2-3ошибки. - Будем тренировать умение правильно списывать текст, и точно использовать синонимы. | (Личностные УУД) Проявлять способность к самооценки на основе критерия. (Регулятивные УУД) Осуществлять контроль, коррекцию результатов на основе оценки и учёта сделанных ошибок. Осуществлять самооценку.
(Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться на позицию партнёра, уважать иную точку зрения. |
VI. Итог урока | 1) Рефлексия деятельность Подводит итог урока, подводит к анализу общих и индивидуальных результатов усвоения материала. -Давайте подведём итог нашего урока. Ответили ли мы на вопросы урока? Что нового вы узнали? - Что получилось хорошо? - Что вызвало затруднение? - О чём хотели бы узнать подробнее? - Оцените свою работу на уроке. (С помощью сигнальных карточек по известной обучающимся шкале: зелёный цвет –«Я всё понял, работал активно и правильно», жёлтый цвет – «Я понял не всё, допускал ошибки», красный цвет - «Я понял мало, много ошибался») - Вы работали очень хорошо. Подберите синонимы к этому слову. Спасибо за работу! (слайд № 11) 2) Домашнее задание 1-ая группа - стр.45 упр.4 2- ая группа - *Подобрать группу синонимов из 3-4 слов. Составить предложения с синонимами. | Отвечают на вопросы, опираясь на вопросы и ответы урока. Оценивают свой результат с помощью сигналов. - Чудесно, прекрасно, замечательно, восхитительно, превосходно, здорово, отлично. | (Личностные УУД) Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Регулятивные УУД) Осуществлять контрольно-оценочной деятельности. (Коммуникативные УУД) Рефлексия своих действий, как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. |
Карточка №1 Вставьте подходящие по значению слова. С самого утра во дворе слышны весёлые крики _______. _______ строят ледяную горку. ________ сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет _______ кататься с горки. |
Карточка № 2 Расставьте над словами-синонимами цифры в порядке усиления значения. Громадный, большой, гигантский. Улыбаться, хохотать, смеяться, хихикать. Бежать, нестись, ползти, шагать, мчаться. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"по теме"Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах". Презентация.
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России", презентация...
Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Начальная Школа XXI века" "Знакомство с буквой Б"
Конспект урокапо русскому языкув 1 классеНа тему: «Знакомство с буквой Б»по программе «Начальная школа XXI века»...
Урок по русскому языку "Слова-синонимы" 2 класс
Технологическая карта урока по русскому языку "Слова-синонимы" 2класс...
Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе "Начальная школа XXI века" по теме: "Слова с удвоенными согласными в корне"
Тема урока: « Учим слова с удвоенными согласными в корне»....
Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".
Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века" с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....
Открытый урок по русскому языку "Фразеологизмы".2 класс "Начальная школа 21 века" (2021 г)
Учебный предмет: Русский языкУчебник: Русский язык: 2 класс: в 2 ч. Ч.2/С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. М.:Вентана-Граф, 2012 год.УМК: Начальная школа XX...
План урока по русскому языку в 1 классе ("Начальная школа XXI века)
Тема урока: Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Понятия Родина и родина. Правила переноса слов.Планируемые результаты образования:Предметные УУД: сравнивать информацию, привед...