Урок по русскому языку "Слова-синонимы" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Головинова Татьяна Михайловна

Технологическая карта урока по русскому языку "Слова-синонимы" 2класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_sinonimy.docx51.85 КБ

Предварительный просмотр:



                                      Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс

                                                                   Слова-синонимы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Самоопределение к деятельности

Какой сегодня прекрасный день. Я рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь ладошками и пожелайте друг другу успеха. Сегодня на уроке вам необходимы: внимательные глаза, чуткие уши, ловкие пальцы, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.

Дети улыбаются друг другу

 

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

       

Отгадайте зашифрованное слово

я  р  а  е  т  б

4  1  6  2  5  3

- Вызвало ли затруднение при написании этого слова? Давайте проанализируем его? Сколько слогов? Какой слог ударный? Какое опасное место встретилось? Можно ли подобрать проверочное слово? Какой вывод сделаем?

Назовите лексическое слово  «ребята».  Кто такие ребята? Как назвать их по другому?  Чем эти слова похожи? А может вы знаете как они называются?

На доске на карточках записаны слова.

- Ребята, открыть мы сможем эти слова когда ответим на вопросы:

-слова, которые имеют одно значение называются….

- слова, которые имеют 2 и более значений называются….

-слова одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению …

-слова разные по звучанию , но похожие по лексическому значению называются…

                ( карточки с вопросами переворачиваются при ответах детей,    остается неперевернутой карточка на последний вопрос

  - Хотите узнать ответ?

- А что для этого нужно сделать?

- Вернемся к нашим словам ребята- дети. Это слова- приятели.

Что общего у слов-приятелей?

- Чем различаются?

 

- Мы не можем же мы называть эту группу слов, как малыши «слова-приятели». В русском языке для них придумали совсем другое название.

- Где мы  сможем найти точные сведения?

                                                                                                                     

Отгадывают слово и записывают

Нет. Это слово нужно запомнить.

Дети.

Затрудняемся.

Ответы детей 

Для этого нужно хорошо поработать на уроке.

Значение

Произношением, написанием

 

в учебнике русского языка

 Познавательные УУД: 1) извлекать, сопоставлять, преобразовывать информацию из одного вида в другой 2)анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: владеть монологической речью.

Постановка учебной задачи

целеполагание

Прочитайте тему урока на с 42.

-Поставим учебные задачи. Чему мы должны научиться? Хотите узнать о словах- синонимах?

-Составим план достижения цели:

-Давайте проведём исследование. У меня есть карта исследования. Будем работать в группах, соблюдая правила  (выставляется памятка работы в коллективе)

 

Слова-синонимы.

Узнаем, что такое синонимы, будем их подбирать, сравнивать.  

    Ответы детей   

 1.Выполним  упражнения: определим признаки слов синонимов.

2. Сформулируем правило.

3.Выполним   проверку.

4.Оценим свою работу.      

 Познавательные УУД:1) постановка и формулирование проблемы, 2)выделение и формулирование познавательной цели; 3) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные УУД: мотивация к целенаправленной познавательной деятельности, мобилизация внимания.

Построение проекта  выхода из затруднения

1 группа: исследует значение слова «синоним» в толковом словаре;

2 группа: делят слова на три группы и записывают в таблицу

ребята, строят, весёлые, мастерят, дети, радостные

…?

…?

…?

3 группа: сравните два текста учебника на с 42- 43 и сделайте вывод.

Я тоже провела исследование. Слово «синоним» произошло к нам из греческого языка и означает «одноимённый» и прикрепляю следующий элемент карты

- За окном зима. Часто дует сильный ветер, вихрь со снегом. Как это явление можно по-разному назвать. Подберите синонимы. Уточните значение слов в учебнике с 45 упр 3 Устно придумайте предложения. Сделайте вывод

1 группа    Синонимы – это слова близкие по смыслу (прикрепляют элемент к карте)

2 группа  Синонимы – слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос  (прикрепляют элемент к карте)

3 группа  Синонимы обогащают нашу речь, делают её более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать повторов. (прикрепляют элемент к карте)

Каждый синоним имеет свой оттенок значения (прикрепляют элемент к карте)

 КоммуникативныеУУД:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные УУД:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы

Физминутка

Засиделись не на шутку, проведём – ка физкультминутку!

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

- Прочитайте слова

Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки

Ребята, дети, малыши, детвора

- В какой строке записаны родственные слова? Почему вы так решили? Как их ещё называют?.

Как называются слова, записанные во второй строке? Чем они отличаются от родственных слов?

-Итак, что же такое слова-синонимы?

Что в переводе с греческого обозначает слово синоним?

Какую роль играют синонимы в речи?

Учащиеся проговаривают

проверка на компьютере слайд

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагаю вам задание. Прочитайте предложения, что заметили? (карточки)  

 Замените глаголы синонимами и спишите предложения.

По улице шли подружки.

По площади шли солдаты.

По дороги шли усталые путники.

Предлагаю вам список слов: брели, маршировали, шагали.

Повторяется глагол шёл

Самостоятельно выполняют задание

Проверка. Ответы детей.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать закономерности, делать выводы;  строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция, оценивание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в слух , предъявлять свою работу, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Включение в систему знаний и повторение

Работа в парах

Подберите синонимы к данным словам на слайде

Луна - ……..

Пёс - ……

Врач - …..

Лошадь - …..

Труд - ….

Печаль -…

Ответы:

Месяц, собака, доктор, конь, работа, горе

 Познавательные УУД: Фиксирование новых знаний, закономерностей

 

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Подведение итогов

Рефлексия деятельности

Вы сегодня хорошо поработали! Были замечательными исследователями! Довольны вы своей работой? Пригодятся ли вам полученные знания на уроке? Проведем небольшой тест

- Отметь галочкой, каким словом лучше всего назвать учеников 2 класса.

https://arhivurokov.ru/multiurok/6/3/9/6392359f1314d2710261e3c4cdd015a3fa932acb/urok-sinonimy-2-klass-umk-21-viek_1.pngдети
https://arhivurokov.ru/multiurok/6/3/9/6392359f1314d2710261e3c4cdd015a3fa932acb/urok-sinonimy-2-klass-umk-21-viek_1.pngребята
https://arhivurokov.ru/multiurok/6/3/9/6392359f1314d2710261e3c4cdd015a3fa932acb/urok-sinonimy-2-klass-umk-21-viek_1.pngмалыши

2. Отметь галочкой синоним к слову азбука.

https://arhivurokov.ru/multiurok/6/3/9/6392359f1314d2710261e3c4cdd015a3fa932acb/urok-sinonimy-2-klass-umk-21-viek_1.pngчистописание
https://arhivurokov.ru/multiurok/6/3/9/6392359f1314d2710261e3c4cdd015a3fa932acb/urok-sinonimy-2-klass-umk-21-viek_1.pngбукварь
https://arhivurokov.ru/multiurok/6/3/9/6392359f1314d2710261e3c4cdd015a3fa932acb/urok-sinonimy-2-klass-umk-21-viek_1.pngалфавит

3. Отметь галочкой синоним к слову одежда.

https://arhivurokov.ru/multiurok/6/3/9/6392359f1314d2710261e3c4cdd015a3fa932acb/urok-sinonimy-2-klass-umk-21-viek_1.pngпальто
https://arhivurokov.ru/multiurok/6/3/9/6392359f1314d2710261e3c4cdd015a3fa932acb/urok-sinonimy-2-klass-umk-21-viek_1.pngнаряд
https://arhivurokov.ru/multiurok/6/3/9/6392359f1314d2710261e3c4cdd015a3fa932acb/urok-sinonimy-2-klass-umk-21-viek_1.pngткань

4. Отметь галочкой синоним к слову дом.

здание
https://arhivurokov.ru/multiurok/6/3/9/6392359f1314d2710261e3c4cdd015a3fa932acb/urok-sinonimy-2-klass-umk-21-viek_1.pngтеатр
https://arhivurokov.ru/multiurok/6/3/9/6392359f1314d2710261e3c4cdd015a3fa932acb/urok-sinonimy-2-klass-umk-21-viek_1.pngкухня

Итак, давайте подведём итог нашей работы и ответим на главный вопрос: Для чего в русском языке изучают синонимы, какую роль в речи они играют? Выберите правильный ответ.

•        Чтобы дети много знали.

•        Чтобы было не скучно.

•        Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.

•        Когда вы придёте домой, родители заглянут в ваши тетради и спросят, что нового вы узнали на уроке? А вы ответите.

•        Узнали, что сегодня понедельник.

•        Узнали, что надо много писать на уроке, чтобы быть умным

•        Узнали, что такое синонимы.

•        А что же такое синонимы, спросят родители?

•        Это слова близкие по значению и одинаковые по звучанию.

•        Это слова близкие по значению и имеющие общую часть – корень

•        Это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

Давайте оценим себя сами, покажите карточку нужного цвета Как вы сегодня работали по вашему мнению. Докажите.

У меня всё получилось на «5» зелёный

Работал, но не всегда успешно на «4» - жёлтый

Не очень хотелось работать – красный

  • Выбери  пары синонимов, характеризующих твое настроение на данном уроке.

      Интересно, трудно, весело, увлекательно, непонятно, легко.

Д/З на выбор:

1.Придумай текст, в котором есть повтор слов. Предложи ребятам заменить повторяющиеся слова синонимами, свой вариант подготовь тоже.

2.Составьте 3 предложения о любимых зимних забавах, используя слова-синонимы.

Ответы учащихся на листочках

Ответы учащихся

 Регулятивные УУД: 1) соотносить цели и результаты своей деятельности; 2) вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы 3) планирование дальнейшей работы

Личностные УУД: удовлетворение познавательной деятельностью, качеством выполненной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....