Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного " определяет следующие цели:
закреплять знания о типах склонения имён существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного по алгоритму; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_1.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК УРОК № 50 Дата: 18.11.2019
Тема: Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.
Цели: закреплять знания о типах склонения имён существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного по алгоритму; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, русский язык, 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,– М: Просвещение, 2014 (Школа России), рабочие тетради, карточки для работы в парах, в группах, индивидуальные наборы для оценивания: зеленый квадратик: мне все понятно, отлично; желтый квадратик: мне все понятно, но есть еще ошибки; красный квадратик: мне не все понятно, требуется помощь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний.
1.Минутка чистописания.
Пп пу путь
2. Подберите однокоренные имена существительные к слову путь, соответствующие схемам
(схемы к словам путник, попутчик) (приложение № 1)
3.Проверка (слайд №2)
- Сегодня у нас будет необычный урок. Его необычность вы определите, выполнив следующее задание.
4. Проблемное задание
- сле; уестпшетиев; тупсеешининкве; ьносе; наялоп; уриттс (слайд №3);
- Можно ли прочитать эти слова? (Да, если переставить буквы);
- Соберите слова.
5. «Собранные» слова: лес; путешествие; путешественник; осень; поляна; турист.
Проверка (слайд №4)
- В чем заключается необычность сегодняшнего урока? (Это урок-путешествие по осеннему лесу) (слайд № 5)
- Есть среди «собранных» слов однокоренные слова к слову путь?
-Что общего в «собранных» словах? (Они все имена существительные)
Самооценка
Как будет называться наш осенний лес? (Имя существительное)
Начинаем наше путешествие
ПОЛЯНКА «ПОВТОРИТЕЛЬНАЯ» (слайд № 6)
1.Ассоциативный куст (приложение № 2)
2.На какие три группы можно распределить «собранные слова»? (Имена существительные, которые относятся к 1 склонению, имена существительные, которые относятся ко 2 склонению, имена существительные, которые относятся к 3 склонению).
Чтобы вы без ошибок распределили имена существительные на группы, предлагаю поработать в группах, заполнить таблицу.
3.Работа в группах (приложение № 3)
1 группа
2 группа
3 группа
4.Проверка «Таблица «Типы склонения» (приложение № 4)
5.Выписать существительные, распределив на группы (слайд №4):
1 группа – имена существительные первого склонения.
2 группа – имена существительные второго склонения.
3 группа – имена существительные третьего склонения.
Проверка. Самооценка
IV. Самоопределение к деятельности
1.Прочитайте отрывок из стихотворения
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
2.Вспомните автора и название (слайд №7) (И.А.Бунин, «Листопад», изучали на уроке литературного чтения).
3.Найдите и выпишите имена существительные.
Взаимопроверка, взаимооценка.
ПОЛЯНКА «ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ» (слайд № 8)
5. Сформулируйте цель урока, используя слова-помощники.
изучать…
закреплять …
обобщать…
ПОЛЯНКА «ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ» (слайд № 9)
V. Физкультминутка
Поиграем. Я называю слова, если слово относится к 1 склонению, то вы поднимаете руки вверх, если ко 2 склонению, руки на пояс, если к 3 склонению, необходимо присесть. Будьте внимательны, есть «ловушки».
ТУРИСТ, ОСЕНЬ, ТИШИНА, ЛИСТ, ТИШЬ, ЛЕС, ОСЕННИЙ, ПЕЙЗАЖ, ЛИСТВА, ЛЕСНИК, ТИХИЙ.
VI. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
- Прочитайте памятку на странице 100.
- Подберите синоним к слову памятка (Алгоритм).
- Что такое алгоритм?
- Выполнение упражнения 177:
- Прочитайте задание к упражнению 177. Что необходимо сделать? (пользуясь таблицей упражнения 176 или составленной нашими группами и алгоритмом, определить склонение имен существительных в сочетаниях слов).
- Определение склонений имен существительных в сочетаниях слов:
Букет сирени. Иней на ветке ели. Письмо от дедушки. Капля дождя. Варенье из вишни. Русский пейзаж.
Самооценка
- Из каких слов состоит последнее сочетание? (Из словарных)
- Какое слово незнакомо? (пейзаж)
ПОЛЯНКА «СЛОВАРНАЯ» (слайд № 10)
2.Работа со словарным словом пейзаж
- объясните правописание
- подберите однокоренные слова (пейзажик, пейзажист, пейзажный)
- работа у доски: запишите, разберите по составу, определите склонение имен существительных.
Проверка. Самооценка.
- работа в парах: составьте из слов предложение (приложение № 5)
пейзажем любовался осенним турист великолепным
(Турист любовался великолепным осенним пейзажем.)
Проверка. Взаимооценка.
ПОЛЯНКА «ТВОРЧЕСКАЯ» (слайд № 11)
3. Восстановите стихотворение
Закружилась _________(листва) золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая _________(стая)
С замираньем летит на ________(звезду).
-Запишите восстановленное стихотворение.
- Можем ли мы у всех имен существительных определить склонение сразу? (Нет)
- Почему? (Потому что они не все стоят в начальной форме).
- Как определить склонение имен существительных?
4.Повторение алгоритма (самоконтроль в учебнике)
Самооценка
VII. Закрепление изученного материала
ПОЛЯНКА «ЗАКРЕПИТЕЛЬНАЯ» (слайд № 12)
1.Работа по карточкам в парах (приложение № 6)
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, объясните их написание, определите склонение имен существительных
Ос…нь уже совсем поселилась в л…су. Она сама повсюду расклеила яркие афиши. Птицы собираются в дорогу. Д…рев…я намокли и сникли. Только ду.. стоит по-прежнему прямо и гордо. Можно подумать, что только дубу все нипочем, что он один ничего не боится.
- Выпишите предложения с однородными членами.
Взаимопроверка, взаимооценка.
2.Работа с предложением (слайд № 13)
- Прочитайте предложение
Ребята, берегите лес!
- Чем в предложении является слово ребята? (Обращение)
- Измените это предложение так, чтобы слово ребята не являлось обращением.
- Запишите, определите склонение имен существительных.
- У какого имени существительного не смогли определить склонение?
- Почему?
VIII. Рефлексия
ПОЛЯНКА «РЕФЛЕКСИЯ» (слайд № 14)
- назовите опорные слова для определения склонения имен существительных;
- сегодня я узнал….
- было трудно…
- могу себя похвалить…
- теперь я могу….
- хочу сказать одноклассникам…
IX. Оценивание
ПОЛЯНКА «РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ» (слайды № 15)
1.Посчитайте свои квадратики по цветам.
2.Оцените себя (слайд № 16)
зеленый квадратик: мне все понятно, отлично; желтый квадратик: мне все понятно, но есть еще ошибки, красный квадратик: мне не все понятно, требуется помощь.
3. Оценивание.
X. Домашнее задание
ПОЛЯНКА «ДОМАШНЯЯ» (слайд № 16)
Упражнение 179
1 группа: прочитайте, спишите, определите склонение имен существительных.
2 группа: прочитайте, спишите, определите склонение и падеж имен существительных.
Используемая литература
1.Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1987 2.
2.Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., 2010.
3.Лийметс Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения.-М.: Просвещение,1987.
5.Шукейло В.А., Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения, 2002.
6.Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Просвещение, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".Цели: закреплять знания о типах склонения имен существительных...
Урок русского языка в 4 классе. "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного"
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Программа В.П. Канакина, В.Г. Горецкий....
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»
Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...
Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс
Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс....
Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс
Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс...
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...