Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Пепеляева Светлана Николаевна

Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного " определяет следующие цели:

закреплять знания о типах склонения имён существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного по алгоритму; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_1.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК                              УРОК № 50             Дата:  18.11.2019

Тема: Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

Цели: закреплять знания о типах склонения имён существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного по алгоритму; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Формируемые УУД: 

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, русский язык, 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,– М: Просвещение, 2014 (Школа России),  рабочие тетради, карточки для работы в парах, в группах, индивидуальные наборы для оценивания: зеленый квадратик: мне все понятно, отлично; желтый квадратик: мне все понятно, но есть еще ошибки;  красный квадратик: мне не все понятно, требуется помощь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний. 

1.Минутка чистописания.

Пп пу путь

2. Подберите однокоренные имена существительные к слову путь, соответствующие схемам 

(схемы к словам путник, попутчик) (приложение № 1)

3.Проверка (слайд №2) 

- Сегодня у нас будет необычный урок. Его необычность вы определите, выполнив следующее задание.

4. Проблемное задание 

- сле; уестпшетиев; тупсеешининкве; ьносе;  наялоп; уриттс (слайд №3);

- Можно ли прочитать эти слова? (Да, если переставить буквы);

- Соберите слова.

5. «Собранные» слова: лес; путешествие; путешественник; осень;  поляна; турист.

Проверка (слайд №4) 

- В чем заключается необычность сегодняшнего урока? (Это урок-путешествие по осеннему лесу) (слайд № 5) 

- Есть среди «собранных» слов однокоренные слова к слову путь?

-Что общего в «собранных» словах? (Они все имена существительные)

Самооценка

Как будет называться наш осенний лес? (Имя существительное)

Начинаем наше путешествие

ПОЛЯНКА «ПОВТОРИТЕЛЬНАЯ» (слайд № 6)

1.Ассоциативный куст (приложение № 2)

2.На какие три группы можно распределить «собранные слова»? (Имена существительные, которые относятся к 1 склонению, имена существительные, которые относятся ко 2 склонению, имена существительные, которые относятся к 3 склонению).

Чтобы вы без ошибок распределили имена существительные на группы, предлагаю поработать в группах, заполнить таблицу.

3.Работа в группах (приложение № 3)

1 группа

2 группа 

3 группа 

4.Проверка «Таблица «Типы склонения» (приложение № 4)

5.Выписать существительные, распределив на группы (слайд №4):

1 группа – имена существительные первого склонения.

2 группа – имена существительные второго склонения.

3 группа – имена существительные третьего склонения.

Проверка. Самооценка 

IV. Самоопределение к деятельности

1.Прочитайте отрывок из стихотворения

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

2.Вспомните автора и название (слайд №7) (И.А.Бунин, «Листопад», изучали на уроке литературного чтения).

3.Найдите и выпишите имена существительные.

 Взаимопроверка, взаимооценка.

ПОЛЯНКА «ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ» (слайд № 8)

5. Сформулируйте цель урока, используя  слова-помощники.

изучать…

закреплять …

обобщать

ПОЛЯНКА «ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ» (слайд № 9)

V. Физкультминутка

 Поиграем. Я называю слова, если слово относится к 1 склонению, то вы поднимаете руки вверх, если ко 2 склонению, руки на пояс, если к 3 склонению, необходимо присесть. Будьте внимательны, есть «ловушки».

ТУРИСТ, ОСЕНЬ, ТИШИНА, ЛИСТ, ТИШЬ, ЛЕС, ОСЕННИЙ, ПЕЙЗАЖ, ЛИСТВА, ЛЕСНИК, ТИХИЙ.

VI. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

- Прочитайте памятку на странице 100.

- Подберите синоним к слову памятка (Алгоритм).

- Что такое алгоритм?

- Выполнение упражнения 177:

- Прочитайте задание к упражнению  177. Что необходимо сделать? (пользуясь таблицей упражнения 176 или составленной нашими группами и алгоритмом, определить склонение имен существительных в сочетаниях слов).

- Определение склонений имен существительных в сочетаниях слов:

Букет сирени. Иней на ветке ели. Письмо от дедушки. Капля дождя. Варенье из вишни. Русский пейзаж.

Самооценка

- Из каких слов состоит последнее сочетание? (Из словарных)

- Какое слово незнакомо? (пейзаж)

ПОЛЯНКА «СЛОВАРНАЯ» (слайд № 10)

2.Работа со словарным словом пейзаж

- объясните правописание

- подберите однокоренные слова (пейзажик, пейзажист, пейзажный)

- работа у доски: запишите, разберите по составу, определите склонение имен существительных.

Проверка. Самооценка.

- работа в парах: составьте из слов предложение (приложение № 5)

пейзажем любовался осенним  турист великолепным

(Турист любовался великолепным осенним пейзажем.)

Проверка. Взаимооценка.

ПОЛЯНКА «ТВОРЧЕСКАЯ» (слайд № 11)

3. Восстановите стихотворение

Закружилась _________(листва) золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая _________(стая)

С замираньем летит на ________(звезду).

-Запишите восстановленное стихотворение.

- Можем ли мы у всех имен существительных определить склонение сразу? (Нет)

- Почему? (Потому что они не все стоят в начальной форме).

- Как определить склонение имен существительных?

4.Повторение алгоритма (самоконтроль в учебнике)

Самооценка 

VII. Закрепление изученного материала

ПОЛЯНКА «ЗАКРЕПИТЕЛЬНАЯ» (слайд № 12)

1.Работа по карточкам в парах (приложение № 6)

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, объясните их написание, определите склонение имен существительных

Ос…нь уже совсем поселилась в л…су. Она сама повсюду расклеила яркие афиши. Птицы собираются в дорогу. Д…рев…я намокли и сникли. Только ду.. стоит  по-прежнему прямо и гордо. Можно подумать, что только дубу все нипочем, что он один ничего не боится.

- Выпишите предложения с однородными членами.

Взаимопроверка, взаимооценка.

2.Работа с предложением (слайд № 13) 

- Прочитайте предложение

Ребята, берегите лес!

- Чем в предложении является слово ребята? (Обращение)

- Измените это предложение так, чтобы слово ребята не являлось обращением.

- Запишите, определите склонение имен существительных.

- У какого имени существительного не смогли определить склонение?

- Почему?

VIII. Рефлексия

ПОЛЯНКА «РЕФЛЕКСИЯ» (слайд № 14)

- назовите опорные слова для определения склонения имен существительных;

- сегодня я узнал….

- было трудно…

- могу себя похвалить…

- теперь я могу….

- хочу сказать одноклассникам…

IX. Оценивание

ПОЛЯНКА «РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ» (слайды № 15)

1.Посчитайте свои квадратики по цветам.

2.Оцените себя (слайд № 16)

зеленый квадратик: мне все понятно, отлично; желтый квадратик: мне все понятно, но есть еще ошибки, красный квадратик: мне не все понятно, требуется помощь.

3. Оценивание.

X. Домашнее задание

ПОЛЯНКА «ДОМАШНЯЯ» (слайд № 16)

Упражнение 179

1 группа: прочитайте, спишите, определите склонение  имен существительных.

2 группа: прочитайте, спишите, определите склонение и падеж имен существительных.

Используемая литература

1.Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1987 2.           

2.Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., 2010.

3.Лийметс Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения.-М.: Просвещение,1987.

5.Шукейло В.А., Русский язык в начальных классах. Сочетание  традиционных и нетрадиционных  форм обучения, 2002.

6.Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Просвещение, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".Цели: закреплять знания о типах склонения имен существительных...

Урок русского языка в 4 классе. "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного"

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.  Программа В.П. Канакина, В.Г. Горецкий....

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»

Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс  УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...

Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс

Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс....

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс...

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...